Статья «Инновационные процессы в подготовке обучающихся по профессии "Продавец, кассир" (из опыта работы)»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«УСОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»
Автор: Павлова Вера Петровна, мастер производственного обучения
г. Усолье – Сибирское, 2016
Инновационный подход в различных сферах деятельности играет возрастающую роль в современной России. В условиях развития рыночных отношений и необходимости выхода из кризисных ситуаций эта роль особенно велика. Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.
Торговля - наиболее подходящая сфера для инноваций. В качестве доказательства можно привести любопытный факт: несколько лет тому назад французы, которым в ходе социологического опроса предложили назвать новшества, существенно повлиявшие на их повседневную жизнь, главным образом говорили о появлении гипермаркетов, набравших в итоге больше голосов, чем сверхскоростные поезда на воздушной подушке!
В результате инновационных процессов в торговле изменяются и модернизируются виды и типы предприятий торговли, виды торговой структуры, субъекты торговли, материально-техническая база, технология торговли и торговое оборудование предприятий, технические средства, объект торговли, процессы купли-продажи и товародвижение, торговое обслуживание, состояние рынка.
Такие нововведения требуют и современной подготовки квалифицированных торговых кадров.
Современные выпускники торговых специальностей должны обладать основами профессионализма, под которым понимают:
- определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;
- способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;
- творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;
- высокий интеллектуально-личностный уровень развития;
- наличие ключевых квалификаций и компетенций .
Поэтому, нновационные процессы в обучении должны обеспечить активность обучающихся, коммуникабельность, компетентность, формировать у них способности принимать самостоятельные решения с формированием собственного мировоззрения и стиля деятельности.
Всем этим условиям отвечает процесс прохождения учебной практики в мини-магазинах, оборудованных в мастерских. Обучение учащихся по профессии «Продавец, кассир» при изучении многих программ учебной практики проходит в двух таких мини-магазинах, один из которых имеет торговое оборудование и образцы непродовольственных товаров, а другой – соответственно оборудование и образцы продовольственных товаров. В них учащиеся приобретают и отрабатывают навыки приёмки и выкладки товаров на торговом оборудовании различными способами, оформления ценников на товары, предпродажной подготовки товаров, подготовки рабочего места, навыки обслуживания и расчета с покупателями.
Учебные мини - магазины позволяют использовать современные методы обучения – активные методы формирования как общих, так и профессиональных компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
На базе мини-магазинов я применяю, прежде всего, такие инновационные методы и способы организации учебной деятельности, как тренинги, деловые и ролевые игры, проблемные ситуации, разбор и анализ ситуации, проблемное обучение и другие.
Тренинг (обучать, воспитывать) использую практически по всем темам программы учебной практики для систематической тренировки и совершенствования навыков приемки и выкладки товаров, обслуживания и расчета покупателей с использованием инновационных технологий.
Провожу тренинги делового общения, тренинги продаж, поведенческие тренинги, ролевые тренинги и др. Например, при изучении темы «Организация торгово-технологического процесса в магазине», используя имеющееся торговое оборудование и образцы товаров, обучающиеся отрабатывают навыки приемки товаров по количеству и качеству, навыки оформления актов недостачи, выкладки товаров на торговом оборудовании, оформления и размещения ценников, приёмы обслуживания покупателей.
Проблемный метод позволяет развивать умение решать проблемы, что является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут навыки, которые пригодятся им в течение всей жизни. А поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает ее эффективность, т.к. по материалам научных исследований групповые формы являются наиболее результативными. Проблемный метод использую, например, при изучении темы «Размещение и выкладка товаров», когда предлагаю, используя большое количество образцов различных групп продовольственных и непродовольственных товаров, создать смешанный магазин, используя только часть торгового оборудования. Обучающиеся должны оформить выкладку на ограниченном пространстве с учетом группового ассортимента, товарного соседства и обозримости всех товаров.
Деловые и ролевые игры применяю в условиях мини-магазина при изучении таких тем программы учебной практики, как «Приемка товаров по количеству и качеству», «Методы продажи товаров», «Оформление витрин», «Организация обслуживания покупателей» и многих других. Показателями качества игрового результата являются правильность принимаемых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий. Таким образом, деловая игра является одним из наиболее эффективных методов обучения, позволяющим снять противоречия между теоретическим характером учебной дисциплины и практическим характером профессиональной деятельности обучаемого.
Разбор и анализ ситуаций. Этот метод использую в том случае, если необходимо выделение из практической деятельности типовых ситуаций. Обучающиеся анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои решения и формулируют сценарии развития событий. При этом у них формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых профессиональных ситуаций. В последнее время все чаще предлагаю обучающимся ситуации, для решения которых необходимо знание основ мерчандайзинга – комплекса мер, направленных на продвижение и сбыт товаров в магазине. Поскольку ни один, даже самый хороший товар не может продать себя сам, продавец должен обеспечить эффективное представление товаров в магазине, убедить покупателей в целесообразности приобретения товара и предложить услуги, стимулирующие и подкрепляющие решение потребителя совершить покупку. Этим умениям я и стараюсь обучить своих старшекурсников.
Использование различных методов обучения на базе учебных мини-магазинов направлено на формирование таких навыков и умений, которые потребуются специалисту среднего звена в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Но прогресс не стоит на месте и для подготовки современного торгового специалиста необходимы более современное оборудование и технологии, такие как кассовые терминалы, использование информационных и коммуникационных технологий. С оснащением учебной мастерской компьютерами появится возможность систематического решения задач учебно-исследовательского характера, например, по анализу каких-либо производственных, снабженческих и других ситуаций. Кроме того, компьютер позволит обучающимся поставить задачу и решить её в интерактивном режиме. Будем надеяться, что в дальнейшем такая возможность появится и в нашем учебном заведении.
Используемая литература
- Даш ков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг»,2012г., - 448с.
- Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности: учебник – Ростов-на-Дону «Феникс»,2013г.,-416с.
- Сулейманова М.Н. «Человек и мир профессий»- Свердловск, 2012г.