Доклад «Из опыта работы школы по формированию основ здорового образа жизни семьи»

2
0
Материал опубликован 5 August 2017 в группе

Муниципальное казенное учреждение

Замзорская средняя общеобразовательная школа

Краснопевцева Светлана Михайловна

учитель географии 1 квалификационной категории

Из опыта работы школы по формированию основ здорового образа жизни семьи

 

2011

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….

Урок – основная форма физического воспитания……………………………..

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа…………………………

Роль дополнительного образования в спортивно-оздоровительной сфере….

Заключение…………………………………………………………………………

Введение.

Генофонд человеческого здоровья складывался и формировался в течение тысячелетий в суровых природных условиях существования, когда основными задачами были, добывание пищи и защита от зверей и врагов, то есть в условиях непрерывной напряженной физической нагрузки органов и важнейших систем организма[..].

Современный человек хочет он этого или нет должен быть физически активен. Один из важнейших специалистов XX века по продлению жизни и лечебному голоданию Поль Брег учил, что бездействовать – значит покрываться ржавчиной, а ржавчина – это упадок и разложение[..]. Нужно помнить слова известного русского анатома П.Ф. Лесгафта, который писал: "Все то, что не упражняется,- разрушается".

"Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке" (Д.И. Писарев).

Физическая культура, несомненно, является тем средством, которое не допускает организму приходить в расстроенное положение.

Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. О плохом здоровье населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях вплоть до президента страны. Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель нередко может сделать для здоровья школьника больше, чем врач. Появилось даже в последнее время емкое по содержанию понятие «Здоровьесберегающие технологии».

Решение задач здоровьесбережения сегодня – детей, а завтра - всего общества зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов на занятиях физического развития и воспитания учащихся.

Исходя из вышесказанного выбранная тема «Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе» является актуальной.

Цель работы: обосновать комплекс педагогических средств, обеспечивающих эффективность физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать особенности физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе, выявить ее воспитательные и образовательные возможности.

2. Определить содержание и формы проведения физкультурно-оздоровительной работы на учебных занятиях и во внеучебное время.

3. Выявить педагогически целесообразные условия физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе.

Урок – основная форма физического воспитания.

В настоящее время физическое благополучие человека имеет первостепенное значение. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья детей, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа.

Физическое воспитание - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка.

От нас, учителей физического воспитания, зависит, каким будет здоровье наших детей, их жизнь сегодня, завтра, через 10 лет, станет ли физкультура постоянным, надежным и радостным спутником жизни нового поколения.

Правильно организованный процесс физического воспитания, не только раскроет двигательные возможности, но и гармонизирует личность обучающихся. Для решения этих задач нужна система, осознанная учащимися и творчески реализованная нами, преподавателями физического воспитания.

От своих коллег, учителей физической культуры, часто приходится слышать недовольство тем, что интерес школьников к уроку снижается, возможны даже нерегулярные посещения уроков. Еще более непонятен тот факт, что проблемы с учащимися возникают в школах, где занятия проводятся с хорошо оборудованной спортивной базой. Что тогда говорить нам, кто работает вместо спортивного зала в узком школьном коридоре, а необходимый спортивный инвентарь учащиеся изготавливают сами? Это бутылки, наполненные песком или солью, заменяющие гантели, гимнастические палки, биты для игры в русскую лапту и т.д.

Изучив результаты анкетирования учащихся других школ, выяснила, что на снижение интереса к уроку большую роль играют: отсутствие упражнений, которые нравятся, направленность занятий, недостаточно соревновательных моментов, мало игр, отсутствие музыкального сопровождения, которое делает занятия физическими упражнениями более эмоциональными и привлекательными как для девочек, так и для мальчиков.

Максимальное использование индивидуальных особенностей и желаний, доверительные отношения способствуют формированию интереса к предмету. Для успешного решения этой задачи, важно знать, каким ключом открывается дверь в эмоциональный мир ребенка, что движет его непосредственным интересом к уроку физической культуры, в каком виде деятельности ребята наиболее полно раскрывают свои возможности.

Анализ уроков и мероприятий во всех возрастных группах, позволил сделать однозначный вывод: таким ключом, таким движителем являются игровые и соревновательные моменты или сама игра. Именно игровые моменты для абсолютного большинства ребят оказываются тем положительным раздражителем, который запускает в работу эмоциональную сферу ребенка, вовлекает его в многовариативную двигательную деятельность, способствует развитию физических качеств и, наконец, прививает любовь к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Отсутствие спортивного зала в школе не позволяет овладеть спортивными играми в желаемой мере. Поэтому на уроках и внеурочное время использую самые доступные игры: русская лапта, футбол, игры-эстафеты, дворовый хоккей. Минимум времени уделяю разучиванию техники, а максимум – самой игре.

Таким образом, урок остается основной формой физического воспитания. Деятельность учителя на уроках можно представить как системноорганизованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогического сотрудничества, эффективных педагогических приемов, проявлений педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптироваемости школьника к образовательному процессу, сохранение его здоровья и воспитание культуры здоровья.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа

Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счёт уроков физической культуры крайне сложно, а порой и невозможно, даже после введения третьего часа. Весомой формой физического воспитания является внеклассная физкультурно-оздоровительная работа.

Показатели физического развития и физической подготовленности, а так же индивидуальные спортивные результаты у школьников из года в год повышаются в результате постоянного активного участия в таких мероприятиях как «Веселые старты», «Олимпийский игры», «Зарница», «В гостях у сказки», «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровым будешь – все добудешь» и т.д.

Физкультурно-оздоровительная работа в нашем поселке осуществляется в условиях постоянного взаимодействия со взрослыми. Важное значение для поддержания хорошего здоровья учащихся и всего взрослого населения нашего сельского поселения имеют соревнования, именуемые у нас «Старты надежд», где соперниками школьников выступают команды от шефских организаций, родителей, призывной молодежи. Победителями таких соревнований, как правило, становится команда школьников. В сотрудничестве со взрослыми создается здоровая психологическая атмосфера, развиваются соревновательные способности, воспитывается чувство коллективизма по правилу "Я – частичка команды и не имею право ее подводить".

«Мы вместе - мы команда». Так называлась номинация на Всероссийском конкурсе педагогов-новаторов физической культуры «Урок физкультуры 21 века». Наша школа единственная в районе приняла участие в этом конкурсе, предоставив в Москву на суд жюри доказательство, что внеклассная спортивно-оздоровительная работа в сотрудничестве с родителями и шефскими организациями, играет важнейшую роль в оздоровлении не только подрастающего поколения, но и всего населения поселка. Она способна изменить психологию человека, сделать его физически, психологически, социально здоровым. Недооценка внеклассной работы – это безграмотность, безразличие к детям.

Таким образом, добиваться желаемых результатов, возможно, используя не только занятия, проводимые по расписанию по учебным программам, но и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, а также внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия.

Роль дополнительного образования в спортивно-оздоровительной сфере.

Преемником внеклассной и внешкольной работы является система дополнительного образования. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте - школе.

Содержание дополнительного образования не стандартизируется — оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь. Здесь появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети.

В нашей школе собрались по интересам дети в кружке «Красота, грация, здоровье». Все дети разные: талантливые, дети с отклонениями в здоровье, дети, состоящие на внутришкольном учете. Начиная работу, как гимнастический кружок, по инициативе детей программа была дополнена занятиями пения, танцев. Каждый находит дело по душе и посещает занятия с большим удовольствием. Выступления ребят нашего кружка не только пользуются успехом в поселке, но и отмечены на районных фестивалях.

Вся работа кружка направлена на увеличение двигательной активности.

Ещё великий мудрец Гиппократ говорил, что гимнастика, упражнения, движения должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Двигательная активность обуславливает нормальный рост и развитие детского организма, способствует устранению отдельных нарушений опорно-двигательного аппарата, нарушений осанки.

Немаловажную роль в физкультурно-оздоровительной работе играют межпредметные связи с предметами: информатика, биология, технология и т.д, благодаря которым кружковцы сами шьют костюмы для выступлений, создают фильмы, пропагандируя здоровый образ жизни.

Таким образом, реализовать идею постоянного физического развития ребенка позволяет современная система дополнительного образования, которая на основе свободного выбора видов и направлений деятельности, и на основе сотворчества и сотрудничества педагогов и учащихся способствует мотивации учащихся правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.


Заключение

Эффективное использование в системе всего многообразия средств, методов и форм спортивно-оздоровительной работы, полная отдача учителя своему любимому делу, поддержка его всем педагогическим коллективом позволяет добиваться положительных показателей физического развития учащихся. В результате исследования атмосфера в нашей школе в этом аспекте становится более здоровой.


Рост мастерства у детей, интерес к занятиям физической культурой возможны лишь в результате систематических занятий физическими упражнениями.

При всей значимости физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, большая роль в приобщении детей и подростков к ежедневным занятиям физкультурой и спортом принадлежит внеклассной спортивно-оздоровительной работе и дополнительному образованию.

Только используя все формы организации спортивно-оздоровительной работы в системе, возможно полноценное оздоровление подрастающего поколения.

Список литературы

- Брегг П.С. Чудо голодания/пер. с англ. С.Б.Шенкмана.

- Мн.:Беларусь. 1991.

Журков С.П. Игра и дети.- Журнал «Физическая культура в школе» №5-1994

- Малинин В.М. Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе.- М., педагогическое общество России, 2006 …генофонд

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.