Статья «Из опыта работы школьной службы примирения»

0
0
Материал опубликован 23 December 2022

Малютина Людмила Владимировна

социальный педагог

МБНОУ «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

ИЗ ОПЫТА работы
школьной службы примирения

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные направления деятельности школьной службы примирения. Автором отмечена важность развития психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей, учащихся в разрешении конфликтных ситуаций с использованием восстановительного подхода.

Ключевые слова: конфликт, конфликтность, группа риска, безопасное пространство, безопасная среда, управление конфликтами, восстановительный подход, педагогический коллектив, родители.

В современном обществе происходят столкновения интересов государств, общественных групп, отдельных людей, в целом, наблюдается тенденция повышения конфликтности на всех уровнях общественной жизни. Школа не является исключением в данном социальном явлении. Школьные конфликты разнообразны по причинам возникновения, длительности протекания, способам разрешения.

Школьная служба примирения (далее- ШСП) гимназии, созданная в 2015 году, осуществляет цель повышения социально-психологической культуры поведения в спорных ситуациях, а также содействует профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и социальной реабилитации несовершеннолетних – участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.

Анализируя ежегодно опыт работы ШСП гимназии, можно констатировать тот факт, что ранее наибольшее количество конфликтов происходило среди учащихся пятых-девятых классов, их родителей (законных представителей) и педагогов. В настоящее время гораздо больше конфликтных ситуаций происходит в начальной школе: между учащимися, родителями и педагогами. Непосредственными причинами конфликтов являются: неумение младших школьников вести себя в коллективе и непринятие новой социальной роли – «школьника», недостаточное развитие произвольности, разноуровневые требования родителей и школы, низкая социальная культура и отсутствие ответственности некоторых родителей. Среднее звено- 5-9 классы- составляют подростки, представляющие самую большую группу риска. Несформированная на должном уровне активная социальная позиция: неумение или нежелание сказать твердое «нет» негативным явлениям социума; невозможность правильного выбора стиля общения с окружающими и желание утвердиться любыми способами, зачастую неадекватными; незнание, к кому можно обратиться в трудной жизненной ситуации, или страх откровения, -- порождает большое количество конфликтных ситуаций.

Деятельность ШСП должна соответствовать требованиям современных реалий. В первые годы становления работа велась в большинстве случаев индивидуально, в настоящее время существует необходимость расширения безопасного пространства для ребенка, пространства, в котором ему комфортно и интересно, где он получает качественное образование и имеет возможность развивать свои способности. О безопасности ребенка говорят родители, учитель тоже должен находиться и чувствовать себя в безопасности на своем рабочем месте. Поэтому основная работа ведется с целыми классами. В 2021 году была создана «Профилактическая программа по разрешению и предупреждению конфликтов в МБНОУ «Гимназия №17» с использованием восстановительного подхода для всех участников образовательных отношений», включающая целый комплекс мероприятий.

Цель программы – развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), учащихся в разрешении конфликтных ситуаций с использованием восстановительного подхода.

Данная программа разработана на 3 учебных года и включает направления: научно-методическое, диагностико-аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое.

1. Научно-методическое направление включает в себя работу с педагогами и родителями.

2. Диагностико-аналитическое направление включает в себя работу с учащимися и диагностике адаптации в 1-х, 5-х классах; выявление детей группы риска; диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности в 5-х, 7-х классах; диагностика сплоченности классного коллектива. Диагностическая работа с педагогами «Пути выхода из конфликта». Работа с родителями (законными представителями) – анкетирование.

3.Консультативно-просветительское направление -работа с педагогами и родителями.

4. Профилактическое направление – работа с учащимися. Мероприятия включают: информационные занятия, классные часы «Что такое ШСП», «Давайте жить дружно» и пр.; конкурсы рисунков «Создание визитки ШСП», «Дружат все дети на планете», игры на сплочение; тренинги «Способы поведения в конфликте», «Пути выхода из конфликта»; обсуждение видеоматериалов «Межличностные конфликты», создание презентаций о проведении недели ШСП и др.

Ежегодно учащиеся девятых классов занимаются проектной деятельностью и защищают готовый проект в конце учебного года в рамках реализации ФГОС. Многих интересуют темы проектов, связанные с социологией и психологией, в частности, такие как «Проблемы межличностного общения подростков», «Проблемы взаимоотношений подростков и родителей», «Конфликты и способы их решения», «Конфликт: пути выхода из конфликтной ситуации» и др. В ходе выполнения проекта девятиклассники изучают литературу, интернет-источники по выбранной теме, учатся ставить цель, выполнять задачи, направленные на достижение цели, а также проводят мини-исследования в виде опросов и анкетирования. География проекта – учащиеся 9 классов, родители учеников, педагоги гимназии. Продуктами проектов являются рекомендации, подготовленные и оформленные в виде памяток, буклетов, а также презентации по выбранным темам. В данном учебном году учащиеся оформляют памятки для педагогов, например, «Типы темпераментов учеников и их влияние на обучение», для сверстников: «Способы решения конфликтных ситуаций», «Как общаться со сверстниками», «Подросткам о вреде курения, в том числе электронных сигарет» и др. Включенность в новый для себя вид деятельности- проектную -, помогает каждому школьнику освоить такие умения, как целеполагание, работа с литературными источниками, систематизация и анализ данных, полученных практическим путем, представление этих данных в виде презентации, опыт публичного выступления.

Обеспечение благополучного и защищенного детства, сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе психического, обеспечение безопасности их жизнедеятельности является одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних.

Список литературы

Коновалов А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А.Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сборник статей. – М.: МОО Центр «СПР», 2005. – С. 113.

Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство [Текст] / А.Ю. Коновалов; под общей редакцией Л.М. Карнозовой. – изд. 2-е., доработанное. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 256 с.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.школьные-службы-примирения.рф

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/index.php

Сайт Антона Коновалова «Школьные службы примирения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.8–926–145–87–01.ru


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.