Статья «Из опыта работы школьного музея»
Из опыта работы школьного музея.
Каждый прожитый день человека- это уже история. История каждого народа имеет свои особенности, традиции, обычаи, которые дошли до наших дней. Беречь, уважать историю своего народа- это наше будущее.
В 1995 году был открыт музей в здании школы под руководством директора Сорокоумова Ивана Ивановича. Торжественное открытие началось с выступления ветерана труда и тыла, отличника сельского хозяйства СССР, краеведа нашего улуса Слепцова Дмитрия Гаврильевича. В своем выступлении он подчеркнул: « Особенность открытия музея состоит в том, что оно совпало с 50-летним юбилеем Великой Победы. Этот музей будет мостом между прошлым и будущим для подрастающего поколения, чтобы они научились повседневно думать над фактами жизни, всегда анализировали, рассуждали, оценивали и делали правильные выводы. Главной целью музея является воспитание в каждом школьнике бережного отношения к традициям своего народа, чувства уважения к труду, к глубокой любви к Родине».
В музее были собраны материалы, которые рассказывают об истории нашего наслега с середины 15века. Главное место занимал стенд, посвященный ветеранам тыла и труда.
А также были представлены стенды о природе, хозяйстве, истории и культуры местного края, которые являются неистощимым источником для формирования конкретных представлений и понятий, для постепенного и всестороннего развития логического мышления, профориентации.
Основными формами работы музея являются:
экскурсия,
лекция,
форумы,
исследовательская работа,
издание буклетов, сборников,
мастер-классы,
распространение опыта на региональном, международном уровне посредством участия на конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях, Форумах.
Результатами работы музея являются участие учащихся, учителей на мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней.
С 2005 года наша школа сотрудничает с международной общественной организацией «Юрта мира», которую возглавляет уроженка Эвено-Бытантайского улуса профессор университета в г.Торонто Григорьева Александра Михайловна. Она проводит огромную работу на международном уровне о коренных народов Севера.
По линии работы музея в 2005 году участники детского эвенского фольклорного ансамбля «Нолтэнкэ» приняли участие в XIIфестивале аборигенов Канады в г.Торонто.Эта поездка была посвящена памяти директора и основателя детского эвенского фольклорного ансамбля “Нолтэнкэ” Сорокоумову Ивану Ивановичу. Участники показали культуру и быт коренных народов Севера –эвенов. Генеральный консул Российской Федерации Н.Смирнов вручил всем участникам Благодарственное Письмо.
В 2009 году учитель музыки Дохунаева Ольга Михайловна приняла участие на VIII Сессии Постоянного Форума при ООН по вопросам коренных народов мира, где продемонстрировала традиции, обычаи, культуру коренных народов Севера- эвенов.
В 2010 году музей был переведен в новое здание школы. На открытии участвовали представители Правительства Республики Саха(Якутия):
Зайкова Надежда Михайловна- 1 заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Неустроева Августина Дмитрьевна- главный специалист отдела социального обеспечения Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Егорова Октябрина Дмитрьевна- руководитель отдела организации социального обслуживания Министерства труда и социального развития Республики Саха(Якутия).
Дьячковский Эдуард Иванович- заместитель руководителя ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия).
Представители администрации Абыйского улуса.
Перед открытием музея мы получили письмо-благодарность от Главы Секретариата Постоянного Форума ООН Эльзы Стаматополоу.
Цель музея:
Сохранение и развитие самобытности коренных малочисленных народов Севера- эвенов.
Задачи:
Беречь и уважать историю эвенов нашего села;
Изучать уклад жизни эвенов;
Сохранять и приумножать материальную, духовную культуру предков;
Сохранять родной генетический эвенский язык;
Сохранять преемственность поколений.
Основные направления музея:
Оленеводы-хранители самобытности (династии оленеводов)
Природа- кладовая народов Севера (фото-галерея о природе Севера).
Убранство оленей.
Национальные костюмы (праздничные, повседневные)
Музыкальные инструменты.
Стойбище оленеводов (юрта и ее внутреннее убранство).
Сохранение и развитие культуры ( участие в республиканских и международных
С 2010 года музей проводит активную работу по продвижению олимпийского движения. Так , перед олимпийскими играми в Ванкувере учителя нашей школы сшили костюм, который был демонстрирован во время зимних олимпийских игр Григорьевой Александрой Михайловной- Президентом международной общественной организации “Юрта Мира”.
Наша школа участвовала в международном проекте «Олимпиада коренных народов мира», которого поддержали 370 миллионов коренных народов мира.
Послами спортивного движения среди коренных народов мира стали индейский вождь из Канады Вилли Литлчайлд и индейский вождь из Бразилии Маркос Терена. Благодаря их усилиям удалось добиться поддержки со стороны Бразилии, где прошли Первые Всемирные игры коренных народов мира. В этих играх участвовали более 30 стран. В них участвовали 3200 спортсменов из Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Конго, Эквадора, Эфиопии, Французской Гвианы, Гватемалы, Мексики, Монголии, Новой Зеландии, Никарагуа, Панамы, Парагвая, Перу, Филиппины, России, США, Уругвая и Венесуэлы и др.
Делегация из Якутии с послом спортивного движения коренных народов мира с индейским вождем из Канады Вилли Литлчайлд (США, г.Нью-Йорк, 2010).
Результатом этого проекта было проведение I Всемирных игр коренных народов мира в Бразилии в 2015году.
II Всемирные Игры коренных народов(2017 World Indigenous Nations Games) состоялись в Канаде с 2-9 июля 2017 г в Эдмонтоне в год празднования 150-летия страны.
Более 2тысяч спортсменов из 30 стан мира приехали, чтобы посоревноваться в непривычных для традиционных видов спорта состязаниях: перетягивание каната, подбрасывании копья, легкоатлетических забегах с бревном на плечах, стрельбе из лука по выпрыгивающим из воды рыбкам, заплывах на каноэ, хикунахати- игра, схожая с футболом, в котором касаться мяча можно только головой. И все это спортсмены проводят не в современной экиперовке, а босиком и наряде, который выражает ту или иную коренную культуру и традиции, с разукрашенными телами. В целом, главное в этих играх, конечно, не победа, даже не участие, а возможность собраться вместе с разных уголков планеты, в очередной раз напомнить о себе и продемонстрировать уважение к наследию.
21 апреля 2010 года в Нью-Йорке на IX Сессии Постоянного Форума при ООН состоялась презентация музея, где принимали участие делегаты из разных стран.
Об этом событии корреспондент РИА Новости Лариса Саенко написала: «Уникальная презентация скромного музея с.Кебергене, посвященная сохранению одного их самых малых народов России-эвенов, состоялась в Нью-Йорской штаб-квартире ООН в рамках Форума коренных народов мира».
В 2011 году впервые ученица 9 класса Черемкина Настя стала заняла IIIместо в Республиканском конкурсе “Будущий дипломат-2011” с докладом “Наши соотечественники зарубежом».
В 2014 году наша школа приняла участие на IXМеждународной выставке-ярмарке в г.Москве “Сокровище Севера- 2014”. Трое учителей стали лауреатами в номинации
“ Национальный костюм”.
В 2014 году музей выиграл Грант Главы Республики Саха(Якутия) в номинации «Музейное дело». Грант был направлен на укрепление материально-технической базы музея.
В апреле 2014 года музей участвовал в выставке прикладного искусств в улусе.
В 2015 году работу нашего музея включили в книгу, изданную международной общественной организацией «Юрта мира», посвященной к II Международному десятилетию коренных народов мира (2005-2015).
В 2018-2019 гг проводили Форум молодежи Абыйского улуса, где обсуждали перспективы развития улуса.
В 2018 году форум молодежи проводили на тему: «Улусная модель ЕАЭС-2018», где были представлены проекты развития улуса, побратимские связи между поселениями улуса.
В 2019 году форум молодежи был посвящен по национальным проектам, где обсуждались примерные программы по внедрению национальных проектов.
В 2018 году посетили музей участники международной арктической летней школы «Ночэ» из разных стран мира. В течение 15 дней проводились разные мастер-классы, поход на природу, гости знакомились с бытом и культурой коренных малочисленных народов Севера-эвенов.
В связи с пандемией работы ведутся дистанционно.
В настоящее время музей продолжает свою работу по исследованию родного края, развитию и распространению опыта на всех уровнях.
Черемкина Лидия Петровна- учитель истории.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна