12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Наталья Сергеевна127
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Конспект урока 6 вспомогательного класса

Тема « Изменение имен прилагательных по родам» (2 урок)

Цель: повторитьсистематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное”.

Задачи:

образовательные:

- формировать умение определять признаки имени прилагательного как части  речи,

- развить умение выделять прилагательные среди других частей речи;

- расширить представление о родах имени прилагательного, о зависимости рода прилагательного от рода существительного, к которому это прилагательное относится;

коррекционно-развивающие:

- формировать активное самостоятельное мышление путем выполнения индивидуальных и групповых заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения, 
- активизировать письменную, устную речь,

- совершенствовать речь детей, умение использовать в речи имена прилагательные,

- формировать навыки самостоятельной работы по инструкции;

воспитывающие:
- прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность, 
 

- развитие навыков работы в парах; 

оздоровительная:

- организовать урок с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.

Оборудование: презентация, экран, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент. 
 

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

II. Актуализация знаний . Работа с текстом.

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами предложения.

Наступила холодная зима. Дует северный ветер. Падают пушистые снежинки.

- Прочитайте эти предложения. О каком времени года говорится в них? А как вы это поняли?

- Найдите, пожалуйста, в этих предложениях прилагательные (ребята называют). А как вы это определили? Правильно. Это имена прилагательные.

- А для чего нам нужны прилагательные в речи? (дети затрудняются с ответом, и учитель предлагает прочитать предложения без прилагательных)

На экране те же предложения без прилагательных.

 - Что изменилось? (все вместе делают вывод, что прилагательные помогают выделить нужный предмет, позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее).

- Давайте вспомним, какие прилагательные мы убрали (после ответов учащихся появляется на экране прежний восстановленный текст)

- Запишите дату, классная работа.

- А сейчас внимательно посмотрите на предложения, прочитайте их, повторите. Напишите их по памяти.

Дети пишут, после проверяется: на экране текст.

- Ребята, как мы определяем род у прилагательного? (по существительному, к которому относится прилагательное). Давайте определим род у наших прилагательных, отметим крестиком сверху сущ. (все вместе выполняют, проговаривают).

- Цель нашего урока – повторить имя прилагательное как часть речи, вспомнить, как определить род прилагательных и повторить роль прилагательных в речи.

III. Словарная работа.

- Определите по толкованию словарное слово (проекция на экране):

- кисломолочный напиток, получаемый молока (кефир).

- кондитерский продукт, изготавливаемый с использованием плодов какао. (шоколад).

- водное пространство, покрывающее собой бо́льшую часть поверхности Земли (океан).

-  металлический знак, чаще круглой формы, с выпуклыми изображениями, за героизм, за особые заслуги, в память события или лица (медаль).

- небольшое кондитерское изделие, выпеченное из теста (печенье)

- Ребята, вы знаете, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего оно служит в речи.

- А с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (С именем существительным).

Запишите словосочетания с этими существительными по схеме прил.+сущ., определите род (выполняется задание сначала у доски, затем самостоятельно)

IV. Физминутка.

Громко тикают часы: (Ходьба сидя)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова)

В школу нам пора идти, (Ходьба сидя)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево)

Мы учебники собрали (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны)

Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе)

В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы).

V. Формирование умений и навыков.

Работа в парах. Обучающиеся выбирают картинки с изображением птиц и животных (Приложение №1).

- Итак, мы повторили, как правильно согласовать существительные с прилагательными.                            

- Как определить род прилагательного? (по роду существительного). А всегда ли можно определить род? (во мн.ч. род не определяется)

- Вы выбрали иллюстрации с животными. Какое время года на них изображено? А как вы догадались? Задание: выписать в левый столбик в тетрадь существительные, которые изображены, определить род, число (проверяется учителем или ребята зачитывают свои слова), затем в правый столбик подобрать подходящее прилагательное к существительному, определить род, число.

Можно выдать приготовленные таблицы.

Образец либо на экране, либо на парте.

Имя существительное (кто? что?)

Имя прилагательное (какой? какая? какое? какие?)

ЛЕС (м.р., ед.ч.)

ГУСТОЙ (м.р., ед.ч.)

СНЕЖИНКИ (мн.ч.)

КРАСИВЫЕ (мн.ч.)

   
   
   
   
   
   
   
   

- Молодцы, все верно определили.

VI. Физминутка (речевая)

Все вместе повторяем, проговаривая.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

1. Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

2. Три сороки-тараторки тараторили на горке.

3. Шесть мышат в камышах шуршат.

VII. Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке могут лежать абсолютно разные предметы.

- Ребята, перед вами не простой мешочек, а волшебный. В нём лежат предметы. Я буду по очереди подходить к каждому из вас, вы будете доставать из мешочка по одному предмету, назвать, что это за предмет и придумывать его признак. Например, ручка (какая?) розовая. Остальные должны определить, к какой категории прилагательного относится этот признак: размер, цвет, форма и т.д.

VIII. Подведение итогов.

- Итак, какую часть речи мы сегодня повторяли?

- С какой частью речи согласуются прилагательные?

- Как определить род у прилагательного? Всегда ли его можно определить?

IX. Домашнее задание.

- Я хочу проверить, как вы умеете согласовывать  существительные с прилагательными. Спишите, вставив нужные окончания у прилагательных. Укажите род и число. (Приложение № 2)

Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильн… морозы. Бедняги сидели взъерошен…, неподвижн…, подобрав под себя замёрзш… лапки, и терпеливо ожидали угощения.

Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозн… дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернат… друзей. Ведь сыт… птице и холод переносить легче.

(Вера Чаплина. «Крылатый будильник»)

        

 X. Оценочная деятельность.  

    

Приложение №1


 


 

Приложение №2


 

Задание. Спишите, вставив нужные окончания у прилагательных. Укажите род и число.

Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильн… морозы. Бедняги сидели взъерошен…, неподвижн…, подобрав под себя замёрзш… лапки, и терпеливо ожидали угощения.

Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозн… дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернат… друзей. Ведь сыт… птице и холод переносить легче.

(Вера Чаплина. «Крылатый будильник»)


 

Задание. Спишите, вставив нужные окончания у прилагательных. Укажите род и число.

Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильн… морозы. Бедняги сидели взъерошен…, неподвижн…, подобрав под себя замёрзш… лапки, и терпеливо ожидали угощения.

Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозн… дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернат… друзей. Ведь сыт… птице и холод переносить легче.

(Вера Чаплина. «Крылатый будильник»)


 

Задание. Спишите, вставив нужные окончания у прилагательных. Укажите род и число.

Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильн… морозы. Бедняги сидели взъерошен…, неподвижн…, подобрав под себя замёрзш… лапки, и терпеливо ожидали угощения.

Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозн… дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернат… друзей. Ведь сыт… птице и холод переносить легче.

(Вера Чаплина. «Крылатый будильник»)


 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.