Конспект урока по теме «Изменение имён прилагательных по родам»
Конспект урока 6 вспомогательного класса
Тема « Изменение имен прилагательных по родам» (2 урок)
Цель: повторить, систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное”.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение определять признаки имени прилагательного как части речи,
- развить умение выделять прилагательные среди других частей речи;
- расширить представление о родах имени прилагательного, о зависимости рода прилагательного от рода существительного, к которому это прилагательное относится;
коррекционно-развивающие:
- формировать активное самостоятельное мышление путем выполнения индивидуальных и групповых заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения,
- активизировать письменную, устную речь,
- совершенствовать речь детей, умение использовать в речи имена прилагательные,
- формировать навыки самостоятельной работы по инструкции;
воспитывающие:
- прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность,
- развитие навыков работы в парах;
оздоровительная:
- организовать урок с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.
Оборудование: презентация, экран, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация знаний . Работа с текстом.
- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами предложения.
Наступила холодная зима. Дует северный ветер. Падают пушистые снежинки.
- Прочитайте эти предложения. О каком времени года говорится в них? А как вы это поняли?
- Найдите, пожалуйста, в этих предложениях прилагательные (ребята называют). А как вы это определили? Правильно. Это имена прилагательные.
- А для чего нам нужны прилагательные в речи? (дети затрудняются с ответом, и учитель предлагает прочитать предложения без прилагательных)
На экране те же предложения без прилагательных.
- Что изменилось? (все вместе делают вывод, что прилагательные помогают выделить нужный предмет, позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее).
- Давайте вспомним, какие прилагательные мы убрали (после ответов учащихся появляется на экране прежний восстановленный текст)
- Запишите дату, классная работа.
- А сейчас внимательно посмотрите на предложения, прочитайте их, повторите. Напишите их по памяти.
Дети пишут, после проверяется: на экране текст.
- Ребята, как мы определяем род у прилагательного? (по существительному, к которому относится прилагательное). Давайте определим род у наших прилагательных, отметим крестиком сверху сущ. (все вместе выполняют, проговаривают).
- Цель нашего урока – повторить имя прилагательное как часть речи, вспомнить, как определить род прилагательных и повторить роль прилагательных в речи.
III. Словарная работа.
- Определите по толкованию словарное слово (проекция на экране):
- кисломолочный напиток, получаемый молока (кефир).
- кондитерский продукт, изготавливаемый с использованием плодов какао. (шоколад).
- водное пространство, покрывающее собой бо́льшую часть поверхности Земли (океан).
- металлический знак, чаще круглой формы, с выпуклыми изображениями, за героизм, за особые заслуги, в память события или лица (медаль).
- небольшое кондитерское изделие, выпеченное из теста (печенье)
- Ребята, вы знаете, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего оно служит в речи.
- А с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (С именем существительным).
Запишите словосочетания с этими существительными по схеме прил.+сущ., определите род (выполняется задание сначала у доски, затем самостоятельно)
IV. Физминутка.
Громко тикают часы: (Ходьба сидя)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова)
В школу нам пора идти, (Ходьба сидя)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево)
Мы учебники собрали (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны)
Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе)
В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы).
V. Формирование умений и навыков.
Работа в парах. Обучающиеся выбирают картинки с изображением птиц и животных (Приложение №1).
- Итак, мы повторили, как правильно согласовать существительные с прилагательными.
- Как определить род прилагательного? (по роду существительного). А всегда ли можно определить род? (во мн.ч. род не определяется)
- Вы выбрали иллюстрации с животными. Какое время года на них изображено? А как вы догадались? Задание: выписать в левый столбик в тетрадь существительные, которые изображены, определить род, число (проверяется учителем или ребята зачитывают свои слова), затем в правый столбик подобрать подходящее прилагательное к существительному, определить род, число.
Можно выдать приготовленные таблицы.
Образец либо на экране, либо на парте.
Имя существительное (кто? что?) |
Имя прилагательное (какой? какая? какое? какие?) |
ЛЕС (м.р., ед.ч.) |
ГУСТОЙ (м.р., ед.ч.) |
СНЕЖИНКИ (мн.ч.) |
КРАСИВЫЕ (мн.ч.) |
- Молодцы, все верно определили.
VI. Физминутка (речевая)
Все вместе повторяем, проговаривая.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
1. Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
2. Три сороки-тараторки тараторили на горке.
3. Шесть мышат в камышах шуршат.
VII. Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке могут лежать абсолютно разные предметы.
- Ребята, перед вами не простой мешочек, а волшебный. В нём лежат предметы. Я буду по очереди подходить к каждому из вас, вы будете доставать из мешочка по одному предмету, назвать, что это за предмет и придумывать его признак. Например, ручка (какая?) розовая. Остальные должны определить, к какой категории прилагательного относится этот признак: размер, цвет, форма и т.д.
VIII. Подведение итогов.
- Итак, какую часть речи мы сегодня повторяли?
- С какой частью речи согласуются прилагательные?
- Как определить род у прилагательного? Всегда ли его можно определить?
IX. Домашнее задание.
- Я хочу проверить, как вы умеете согласовывать существительные с прилагательными. Спишите, вставив нужные окончания у прилагательных. Укажите род и число. (Приложение № 2)
Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильн… морозы. Бедняги сидели взъерошен…, неподвижн…, подобрав под себя замёрзш… лапки, и терпеливо ожидали угощения.
Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозн… дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернат… друзей. Ведь сыт… птице и холод переносить легче.
(Вера Чаплина. «Крылатый будильник»)
X. Оценочная деятельность.
Приложение №1
Приложение №2
Задание. Спишите, вставив нужные окончания у прилагательных. Укажите род и число.
Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильн… морозы. Бедняги сидели взъерошен…, неподвижн…, подобрав под себя замёрзш… лапки, и терпеливо ожидали угощения.
Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозн… дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернат… друзей. Ведь сыт… птице и холод переносить легче.
(Вера Чаплина. «Крылатый будильник»)
Задание. Спишите, вставив нужные окончания у прилагательных. Укажите род и число.
Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильн… морозы. Бедняги сидели взъерошен…, неподвижн…, подобрав под себя замёрзш… лапки, и терпеливо ожидали угощения.
Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозн… дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернат… друзей. Ведь сыт… птице и холод переносить легче.
(Вера Чаплина. «Крылатый будильник»)
Задание. Спишите, вставив нужные окончания у прилагательных. Укажите род и число.
Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильн… морозы. Бедняги сидели взъерошен…, неподвижн…, подобрав под себя замёрзш… лапки, и терпеливо ожидали угощения.
Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозн… дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернат… друзей. Ведь сыт… птице и холод переносить легче.
(Вера Чаплина. «Крылатый будильник»)