Урок «Изменение имён прилагательных по родам» (Русский язык, 3 класс)
Пояснительная записка к презентации
/data/files/y1548093998.ppt («Изменение имён прилагательных по родам»)
Предмет: русский язык
Тема: «Изменение имён прилагательных по родам»
Класс: 3
Автор программы и учебника: Т.Г. Рамзаева
Тип урока – усвоение новых знаний.
Цели:
Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам.
Формировать умение изменять имена прилагательные по родам.
Развивать умение определять род имен прилагательных ; наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнении письменных работ, умении работать в паре, малой группе.
Оборудование: компьютер, экран, презентация «Изменение имён прилагательных по родам и числам», учебник, индивидуальные карточки.
Дата проведения урока: 05.03.2013 г.
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Приветствие гостей.
-Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Садитесь.
2.Актуализация знаний.
Индивид.работа (склонение слова) (приложение)
- С какой часть речи мы с вами работаем?
- Что вы можете рассказать о прилагательном?
Просклонять по падежам слово «зима»
И.п. что? зима
Р.п. чего? зимы
Д.п.чему? зиме
В.п. что? зиму
Т.п. чем? зимой
П.п о чём? о зиме
Определить род у существительных:
Девочка (ж.р.), рисунок (м.р.), солнце(ср.р.), диван(м.р.), ночь(ж.р.), рассказы(м.р.), врач(м.р.), счастье(ср.р.), ягоды(ж.р.), товарищ(м.р.), пшеница (ж.р.), сторож(м.р.).
Определи падеж у существительных; подчеркни буквы, написание которых нужно проверять.
Спрыгнул с дерева (Р.п.), летел на паутинке (П.п.), радуюсь тишине (Д.п.), доволен прогулкой (Т.п.), расцвели ландыши (И.п.), вижу дятла (В.п.), письмо от сестры (Р.п.), пришел в пальто(П.п.).
3. Проверка домашнего задания
-Какое было домашнее задание? (Упр №481 Подобрать антонимы).
-Что такое антонимы?
(Слова, противоположные по смыслу, иначе называются антонимами)
Ранняя весна – поздняя, высокое дерево –низкое, весёлая песня- грустная, глубокий пруд- мелкий, солнечный день- пасмурный.
Какие орфограммы встретились в словах? (удвоенная согласная –ранняя, парный согласный на конце и в середине слова –низкое, пруд; непроизносимая согласная –поздняя, грустная; безударная гласная в корне слова (весна, дерево, весёлая); чк-чн пишется без ь знака (солнечный)
- Записываем число, классная работа.(Слайд №2)
4. Минутка чистописания. Словарная работа.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
-О каком времени года идёт речь? (весна) (Слайд № 3)
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
Какая орфограмма встретилась в слове весна? (безударная гласная в корне слова)
Как проверить безударную гл. в корне слова?
- Эти буквы и будут хозяйками на минутке чистописания. (Слайд № 3)
ве ев вев еве
5. Орфографическая минутка.
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь в столбик , объясняют орфограмму) (Слайд №4)
ЛАНДЫШ (парн.согл)
ТРАВА (безуд. гл.)
СОЛНЦЕ(непр. согл)
ВЕТЕР (сл.сл)
ТЁПЛЫЙ
ПОГОДА(сл.сл)
-проверка (Слайд №5)
4. Введение в тему урока.
-Обратите внимание на получившийся ряд слов.
-Назовите «лишнее» слово (тёплый)
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
Докажите (отвечают на вопрос что? и обозначают предмет)
Определите род и число имен существительных. (Слайд №6)
Ландыш – м.р., ед.ч.
Трава – ж.р.; ед.ч.
Солнце – с.р.; ед.ч.
Ветер– м.р.; ед.ч.
Погода – ж.р.; ед.ч.
Как вы определили род у существительного?(подставили слова он мой, она моя, оно моё)
Назовите постоянные (одуш. и неодуш., бывают м.р., ж.р., ср. р.) и непостоянные (изменяются по числам, по падежам) признаки предмета (слайд № 7)
5. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое (Слайд №8)
- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?
- Почему, возникло затруднение? ( Другая часть речи).
А могут ли изменяться по родам прилагательные?
Сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопросы.
6. «Открытие» нового знания.
Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (имя прилагательное).
1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, делает нашу речь точной и выразительной) (Слайд №8)
Вернитесь к нашим словам (в тетради) и составьте словосочетание ( с вопросом) с прилагательным ТЁПЛЫЙ (Слайд №9)
У прилагательных выделить окончание.
Солнце (какое?) тёплое (Слайд №10)
ветер (какой?) тёплый
погода (какая?)тёплая
Что произошло с прилагательным?
(изменились окончания, вопрос к нему)
От чего зависит окончание имени прилагательного? (от существительного, с которым оно связано)
-Сможем ли мы теперь определить род у прилагательных?
_Что нам поможет определить род? (сущ)
Признаки рода у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р..
Солнце (какое?) тёплое (ср.р.) (Слайд №10)
ветер (какой?) тёплый (м.р.)
погода (какая?)тёплая (ж.р.)
ВЫВОД: имена прилаг. в ед.ч. изменяется по родам. Род имени прил. определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.
Физминутка (Слайд №11)
«Берегите зрение»
7.Работа в учебнике с.56 таблица
На какой вопрос отвечают прилаг. м.р. и какие имею окончания?
На какой вопрос отвечают прилаг. ж.р. и какие имею окончания?
На какой вопрос отвечают прилаг. ср.р. и какие имею окончания?
(после каждого вопроса заполнение таблицы) (приложение 1)
Мужской род |
Какой? |
ый, ий, ой |
Женский род |
Какая? |
ая, яя |
Средний род |
Какое? |
ое, ее |
8.Первичное закрепление.
Упр 493 ( с комментированием)
- Как определили род у имени прилагательного?
(по роду имён существительных, по вопросу, окончанию)
Инд. работа у доски
Вставить окончания, определить род у прилагательных.
Деревянн… река, (ж.р.)
Деревянн.. катерок, (м.р.)
И над катером струится
Деревянн.. дымок. (м.р.) (р…нок)
Проверка.
Как определили род у имени прилагательного?
7. Самостоятельная работа (диф.раб.) (приложение 2)
а) Запишите текст. Определи род и выдели окончания у прилагательных.
Ранняя весна.
Пришла ранняя весна(ж.р.). Светит яркое солнышко(ср.р.). Рыхлый снег (м.р.) остался только в тени леса. На лесном озере (ср.р.) треснул лёд. Мутная вода(ж.р.) затопила низины. Журчит шумный ручей(м.р.). Почки на деревьях пахнут душистой смолой(ж.р.). Кричит весёлый воробей(м.р.).
Проверка.
б)Творческая работа. (Сильные учащиеся выполняют работу по карточкам.)
Задание: Запиши текст. Вставьь пропущенные окончания. Определи род имен прилагательных.
Пришла ранн .. весна(ж.р.). Ярк.. солнце(ср.р.) шлет на землю свет и тепло. Стучит звонк.. капель(ж.р.). Журчит весел.. ручей (м.р.) . Деревья в лесу надели зелен.. наряд(м.р.). Как чудесно пахнут белые ландыши!
Проверка.
Как же определить род имени прилагательного? ( Слайд №12)
по роду имени существительного, с которым оно связано;
по вопросу;
по окончанию прилагательного.
8. Итог урока.
А теперь давайте проверим наши знания, что мы знаем об имени прилагательном и чему научились на этом уроке.
9. Тестовая проверочная работа ( Слайд №13,14)
Имя прилагательное
Выберите правильный ответ и запиши букву.
1. Имена прилагательные – это
г) слова, которые обозначают предметы;
д) слова, которые обозначают признаки предметов;
е) слова, которые обозначают действия предметов.
2. Имена прилагательные
н) бывают мужского, женского и среднего рода;
о) изменяются по родам.
3. Род имени прилагательного зависит
ц) от рода имени существительного;
ч) от глагола.
4. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает :
м) подлежащим; н) сказуемым; о) определением
5. Найдите прилагательное м.р. –
к) голубое; л) добрая; м) красивый.
6. Найдите прилагательное с.р. –
л) яркое; м) могучая; н) весенний.
7. Найдите прилагательное ж.р. –
а) лесной; ы) пушистая; я) раннее.
Проверка теста . ( Слайд №14)
Д, о, ц, о, м, л, ы
Составьте из данных букв слово (в парах) молодцы!
Молодцы! ( Слайд №15)
10.Рефлексия. Итог урока. Оценки. ( Слайд №16)
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
Сможете ли вы определить род имен прилагательных?
Как же определить род имен прилагательных ?
Могут ли изменяться имена прилагательные по родам ?
11. Домашнее задание: ( Слайд №17)
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания.
12. Оценки.
Спасибо за урок! ( Слайд №18)
*В этом прямоугольнике спрятались прилагательные.
Найдите их и определите род ( в парах) (слайд 19) (приложение 3)
(шумный – м.р. , весеннее – ср.р., яркое- ср.р., солнечная - ж.р..)
Приложение 3