Статья по истории «Изначальный Рим»
Подготовил Шулындин Никита Николаевич (учитель истории и труда в КОУ ВО "Школа- интернат №7")
Изначальный Рим. Часть I.
Введение
Древний Рим- как много мы слышали о нём! Как о центре огромной империи, которая, казалось, объединила весь цивилизованный мир. Как о центре развитой культуры. Как о великой армии, которая всегда побеждает своих врагов (ну почти всегда). И много чего ещё, не всегда хорошее, часто бывает и плохое. Но всё же, наверное, каждый хоть немного слышал о блестящем величии этого города- Рим, этого государства- Римского.
Но как всё начиналось? Об этом мало вспоминают. Начало у Рима было довольно скромное, но всё же интересное. О начальном периоде Рима пойдёт речь в этой статье.
Титульная нация римлян- это латины (индоевропейский народ). По крайней мере, в рассматриваемый нами период. Хотя уже в самом начале своей истории римский народ не был моноэтничным. Уже при первом римском царе Ромуле шло активное вливание в римский зарождающийся этнос (если можно так назвать) других нелатинских представителей. Но как бы там ни было, официальный язык остался всё же латинский.
Предыстория
Так всё начиналось…
По легенде, когда пала Троя, часть жителей, которые уцелели, эмигрировали. Руководил ими знатный человек- Эней. И вот, после долгих странствий, они наконец- то осели в Италии. Об этом пишет в «Энеиде» Вергилий. Насколько это правда- не понятно. Ну и вот, если продолжать эту версию, то Эней стал царём латинян. А Асканий (его сын) основал город Альба- Лонга (19 км. от будущего Рима).
Какое это отношение имеет к Риму? Вот какое. Ромул и Рем считаются представителями царской династии Альба- Лонги (и потомками Энея, соответственно).
Начало
Вернёмся к Альба- Лонге. Итак, читаем у Тита Ливия в «Истории Рима от основания города»
[далее повествование будет на основе этой книги]:
«Старинное царство Сильвиев [имеется в виду Альба- Лонга] завещано было Нумитору как старшему сыну. Но сила оказалась выше воли отца и права старшинства: прогнав брата, воцарился Амулий». Далее Ливий пишет, что тот же Амулий усугубил своё преступление тем, что убил сына брата, а его дочь Сильвию насильно сделал весталкой (примерно аналог монахини). Но Сильвия была кем- то изнасилована и родила двоих близнецов. Для весталки же это (половая связь) являлось грубым нарушение обета, которое каралось смертью. Сильвия была брошена в тюрьму, а её дети в реку Тибр. Но река выступила из берегов и образовала болото, следовательно, детей оставили в стоячей воде, в ближайшую лужу (в корыте). Далее, по одной версии, детей вскормила волчица. После чего, их подобрал пастух Фавстул и отнёс своей жене Ларенции.
Далее близнецы- братья (Ромул и Рем) растут и воспитываются в этой семье, охотятся, трудятся, дерутся с разбойниками. Вот однажды разбойники напали на Ромула и Рема. Ромул отбился, а Рем был ими схвачен и доставлен царю Амулию и обвинён в том, что с шайкой юношей ворует скот с полей. Далее он находится под стражей. Фастул же подозревал изначально, что у него растут царские дети. И он открывает это Ромулу. И вот Ромул собирает пастухов у дворца царя (они собрались пришли раздельно, то есть незаметно). Рем приходит на помощь с другим отрядом [как?! Он же под стражей, но да ладно]. Так братья убивают царя- узурпатора Амулия.
Ну а дальше счастливое воссоединение внуков со своим дедом Нумитором. Он был таким образом восстановлен на престоле Альба- Лонги, что являлось его по праву.
Основание Рима и смерть Рема
Братья же пожелали основать новый город.
Далее есть две версии:
Первая. Произошла ссора, между сторонниками разных братьев, и Рем был убит.
Вторая. Рем поссорился с Ромулом, и тот его убил (причём из- за мелочного повода, из- за его насмешек).
Плутарх же в «Сравнительных жизнеописаниях» приводит вот что по этому поводу: «… наконец он [Рем] перескочил через ров и был убит на месте, по мнению одних, самим Ромулом, а по мнению других, одним из ромуловых людей, который назывался Целером. В этой драке пали Фастул и брат его Плистин, способствовавший ему в воспитании Ромула и Рема. Целер убежал в Тиррению».
Что мы видим из этого? Рем погиб. Но, остаётся открытым вопрос: «как?». Самая широко распространённая версия в том, что Ромул совершил братоубийство. Но, есть и другая версия, что Ромул не убивал Рема. Более, того, исходя из сообщения Плутарха о том, что Целер (убийца Рема) убежал, то можно предположить, что Ромул не одобрил убийство брата. Но, точно конечно, мы тут ничего не знаем…
Но, как бы там ни было, Рим ( он же Roma) был основан и получил он название в честь Ромула.
Как считается, это произошло в 753 г. до н. э.
Далее снова возвращаемся к Ливию: «Прежде всего он укрепил Палатинский холм, на котором сам вырос».
Изначальный Рим. Часть II.
Введение
Что дальше? А дальше к Ромулу стекается народ со всей округи. Видимо, первый римский царь был очень авторитетным человеком. Но приходят люди самые разные, часто те, которых бы сейчас назвали сброд уголовников и вообще маргинальные слои общества. Ну оно и понятно, среднестатистический обеспеченный (тем более богатый) человек, обычно, во всякие авантюры не ввязываются. А для людей лишенных тут мелькает шанс на лучшую жизнь, хотя, конечно, есть трудности и опасность. В основном, все эти люди мужчины, что сыграет потом важную роль (похищение сабинянок).
Внутреннее устройство
Возвратимся к Титу Ливию, его «Истории Рима от снования города», это наш основной путеводитель в моих повествованиях. Ромул созывает собрание и даёт своим подданным законы и завёл себе двенадцать ликторов. Ликторы- это особый вид госслужащих, в ведении которых было исполнение наказаний. Символ полномочий ликторов- фасции: пучок прутьев с воткнутым в них топором. Таким образом, мы видим, что Ромул изначально позаботился о том, чтоб его общество жило по строго утверждённым законам, а не была дикой необузданной толпой.
А тем временем город быстро рос. Далее читаем у Ливия: «Когда уже не было недостатка в людях, он учреждает совет, избрав сто старейшин». Члены сената назывались «отцы», а их дети стали называться «патриции». Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» же вот что пишет про этот период: « По сновании города Ромул разделил всех способных носить оружие людей на военные сонмища. Каждое из них состояло из трёх тысяч пеших и трёхсот конных и назвалось легионом, ибо набирали самых воинственных. Остальные составляли гражданское общество. Весь народ он назвал «популус» (populus) Он избрал сто советников, самых отличных людей, и почтил их именем «патриции» (patricii); собрание назвал «сенатом» (senatus), что значит «совет старейшин».
То есть, что мы видим. Образовался Сенат, который будет иметь долгую и важную роль в дальнейшей истории Рима. Но изначально он был совещательным органом при царе. Уже при Ромуле, первом правителе, началось знаменитое расслоение римского общества: на патрициев (знать, полноправные граждане) и плебеев (все остальные). А также римское войско уже изначально составляло значительную силу.
Похищение сабинянок и последствия этого
Как я уже писал ранее, изначальное население Рима было, в основном, мужское. Поэтому дальнейшие события произошли следующим образом. Возьмём за основу повествование Тита Ливия.
Ромул посылает послов к соседям с предложением разрешить вступление в браки с римлянами. Но «нигде послы не были выслушаны приветливо- так презирали их соседи и в то же время боялись за себя и потомство ввиду того, что среди них крепнет такая сила.»
Римляне, конечно, обиделись. Но Ромул скрыл своё огорчение и совершил хитрость. Римляне устроили игры и зрелище, зовут на это соседей. Соседи приходят, в том числе сабиняне с женами и детьми. И вот, в разгар празднества, римские юноши нападают и похищают сабинских девушек. Остальные гости разбежались. Вот так, подло и вероломно римляне разрешили этот вопрос.
Далее, по прошествии времени, ценинцы нападают на римлян. Но Ромул их разбивает, убивает их царя и берёт город Ценины. Всё это он делает без большого труда. Потом на римлян нападают антемняне, но и их римляне разбили, а Антемны взяли. «Ромул торжествовал двойную победу, и жена его Герсилия, уступаю просьбам похищенных, убеждает его простить их родителей и принять в число граждан, указывая, что так, путем соглашения, община может усилиться. Ромул легко склонился на её просьбу. Затем он отправился на жителей Крустумерии, сделавших вражеское нападение. Тут борьба была ещё короче, так как неприятели пали духом вследствие поражений, понесённых другими. В обе области были выведены колонии; так как Крустумерия была очень плодородна, то в те земли нашлось больше охотников; а оттуда многие переселились и в Рим, преимущественно из родителей и родственников похищенных».
Что видим из этого? Римляне легко победили три города, упоминается имя жены Ромула, а также то, что даже такому человеку как первый царь Рима (далеко не самый мирный) не было чуждо милосердие.
Едем дальше…
«Следующее нападение было сделано сабинянами, и оно было всех серьёзнее». Сабиняне, с помощью предательства дочери коменданта, захватили римскую Крепость (часть города Рима). На следующий день произошло их сражение с римлянами. В этом бою пал римский предводитель Гостий Гостилий и римское войско побежало. Но Ромул остановил бегство. Битва была упорная, но перевес склонился на сторону римлян. Но далее выбежали на поле сабинянки и стали слёзно умолять с одной стороны- своих мужей, с другой- отцов и родственников прекратить бой. «Это тронуло толпу, и вождей; сразу водворятся тишина и спокойствие». Далее заключается мир. И «два государства соединяются в одно; царское достоинство делают общим и всю верховную власть сосредотачивают в Риме». То есть, таким образом, в состав римского государства вливается племя сабинян. После чего два царя: римский- Ромул и сабинский- Тит Таций «царствовали не только сообща, но и в согласии». Их совместное правление продолжалось несколько лет до смерти Тация. Так пишет Тит Ливий в «Истории Рима от основании города». Что из этого правда, точно, конечно, не понятно, как говорится, думайте сами, решайте сами…
Изначальный Рим. Часть III.
Ещё несколько слов про законы Ромула. Среди прочего, было запрещено жене разводиться с мужем. А муж мог отослать свою жену только за отравление ядом, подмену детей и супружескую измену. Очень важный закон.
Итак, Тит Таций, царь сабинян (и соправитель римского царя) умер. Ромул снова остался единоличным правителем. С теми, кто был причастен к смерти Тация, Ромул воевать не стал. Но зато началась другая война- с Фиденами (один из этруских городов). «Фиденяне, руководясь мыслью, что слишком близко от них растёт могущественное государство, поспешили начать войну». Фиденская молодёжь совершает сильное грабительское опустошение римской территории. Ромул выступает с войском к Фиденам. Около этого города произошла битва. Войско фиденянян было выманено римлянами из города в засаду, фиденяне побежали. И римляне, преследуя бегущих, ворвались в город. Хотя, есть другая версия, что Ромул первый просто захватил Фидены, без повода.
Далее война с крупным этруским городом Вейи. Этот город был крупный и хорошо развитый, серьёзный конкурент Риму, находящийся от него всего в 18 км.
Тут источники несколько разнятся во мнении.
Тит Ливий пишет, что вейяне совершают грабительский набег на римлян и вернулись назад к себе. Далее римляне подходят к Вейям, где происходит сражение. Римляне побеждают и преследуют неприятеля до самого города, но на сам город не напали, так как он был хорошо укреплён. На обратном пути Ромул разорил землю вейян. После чего был заключён выгодный для Рима мирный договор с Вейями.
Плутарх же пишет вот что. Вейяне требовали отдать им город Фидены, якобы им ранее принадлежавший. Но это было неправда и смехотворно. Ромул, конечно, это требование не выполнил. Вейяне идут двумя частями: одна к Фиденам, другая против Ромула. При Фиденах произошла битва, где римляне потерпели поражение, потеряв две тысячи человек. Но другая часть была побеждена Ромулом и потеряла более восьми тысяч человек. После этого у Фиден было дано второе сражение, где вейяне потеряли четырнадцать тысяч человек. Ромул участвовал в этом сражении и одержал победу. Его противник бежал, а он устремился на города их. После этого был заключён выгодный для римлян мир.
Как видим, война с Вейями всё равно была, и итог один и тот же, но Плутарх даёт интересные подробности.
Итак, правление первого легендарного римского царя (753- 717 г. до н. э.) подходило к концу. Закончил править он в связи со своей смертью. Он был убит кем- то из своего ближнего окружения или из «отцов». Что могло послужить причиной об этом пишет Плутарх. «Вознесённый своими подвигами, обнаруживал он надменность и гордость, какой прежде в нём не примечали; снисходительность и благосклонность его к народу превратилось в тягостное и ненавистное единоначалие». Гордость и чрезмерное своеволие- это, действительно, плохие черты характера. Такие черты могут привести к плохим последствиям, яркий пример тому Ромул.
Итак, я завершил повествование о первом легендарном царе Рима. Личность, конечно, незаурядная, будоражившая умы многих людей. Для написания этой статьи я снова опирался на труды Тита Ливия «История Рима от основания города» и Плутарха «Сравнительные жизнеописания».
Использованная литература: 1) Тит Ливий "История Рима от основания города"
2)Вергилий "Энеида".
3)Плутарх. "Сравнительные жизнеописания"