Рабочая программа «География. Начальный курс. 6 класс»

4
0
Материал опубликован 5 June 2016 в группе

«Согласовано»

Руководитель ШМО естественно - научного цикла

Протокол № 1 от

« »августа 2015 г.

«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

« » августа 2015 г.

«Утверждаю» Приказ № ___ от

« » августа 2015 г.

Директор

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по ГЕОГРАФИИ 6 класс

на 2015 - 2016 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12.2012;
  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (география), утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ»;
  • Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2004 г.);
  • Авторская программа для общеобразовательных  школ:  География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии -  М., Дрофа, 2004 г.
  • Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География. Начальный курс», из расчета 1 учебный час в неделю. Количество часов в программе изменено до 32 часов в связи с календарным графиком работы школы.

«Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

Специфика предмета

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность обучающихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций обучающихся.

Цель курса

  • заложить основы географического образования обучающихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
  • Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Начальный курс для учащихся основной школы – первый по географии. Поэтому в «Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже - объяснять. Освоение материалов курса связано с такими предметами как математика, биология, история.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть и/или показывать:

существенные признаки плана местности, гео­графической карты, виды масштабов картографи­ческих изображений;

форму и размеры Земли (длина окружности);

на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

основные части земной коры, гидросферы, ат­мосферы;

характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

части Мирового океана;

среднюю соленость вод океана;

воды суши подземные и поверхностные;

речную систему, речной бассейн;

компоненты ПТК;

правила поведения в природе;

причины изменения температуры воздуха в те­чение суток, года;

главную причину образования ветра;

главную причину образования облаков, осадков;

пояса освещенности Земли;

географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

характерных природных явлений в земной ко­ре, гидросфере, атмосфере;

связей между элементами погоды;

изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

воздействия организмов на компоненты нежи­вой природы;

влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

меры по охране природы в своей местности;

горных пород и минералов, их использования человеком;

влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

взаимосвязей: река — рельеф;

искусственных водоемов;

из истории географических исследований и от­крытий.

3. Определять:

атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

стороны горизонта (ориентироваться) на мест­ности, стороны света по плану местности и геогра­фическим картам;

абсолютные и относительные высоты;

объекты на плане и карте, расстояния, обозна­чать их на чертеже, контурной карте;

по карте географическое положение объектов;

по образцам: осадочные и магматические гор­ные породы;

фенологические сроки начала времен года.

4. Описывать:

географические объекты и явления на местнос­ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение че­ловеком; давать оценку экологического состояния.

5. Объяснять:

особенности рельефа, климата, вод, биокомп­лекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местнос­ти).

Учебно-тематический план 6 класс

№ раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

по программе

по рабочей программе

 

Введение

2

2

1

 

1.

Виды изображений поверхности Земли

8

8

3

1

а) План местности

3

3

3

-

б) Географическая карта

5

5

-

1

2.

Строение Земли. Земные оболочки

21

20

4

2

а) Литосфера

7

6

2

 

б) Гидросфера

7

7

1

1

в) Атмосфера

5

5

1

1

г) Биосфера

2

2

-

-

3.

Население Земли

2

1

-

-

4.

Влияние природы на жизнь и здоровье людей

1

1

-

-

 

ИТОГО

34

32

8

3

Практические работы

Организация наблюдений за погодой.

Работа с компасом по ориентированию на местности».

Составление плана школьного участка (или квартиры).

Топографический диктант.

Приемы работы с контурной картой на примере нанесения вулканов, зон землетрясений.

Определение по карте географического положения гор (равнин), их описание.

Характеристика моря (океана).

Построение графика суточного и годового хода температур.

 

Контрольные работы

Географическая карта.

Гидросфера.

Атмосфера.

 

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

 Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

 степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

 самостоятельность ответа.

 речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если обучающийся:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных практических и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если обучающийся:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

% выполнения

0-27

28-52

53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации).

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 час.)

География как наука. История накопления географических знаний. Эратосфен. Геродот. Пифей. Марко Поло. Васко да Гама. Христофор Колумб. Фернан Магеллан. Современные исследования Земли. Земля – планета солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Организация наблюдений за погодой».

Виды изображений поверхности Земли (8 час.)

План местности. Условные знаки. Масштаб, виды масштабов. Измерение расстояний по плану и карте при помощи масштаба. Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут. Определение направлений по плану. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка. Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта. Виды географических карт. Градусная сеть. Меридианы и параллели. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Шкала высот и глубин. Современные географические карты. Значение карт.

Практическая работа № 2 « Работа с компасом по ориентированию на местности».

Практическая работа № 3 «Составление плана квартиры».

Практическая работа № 4 «Топографический диктант».

Контрольная работа № 1 «Географическая карта».

Строение Земли. Земные оболочки (21 час.)

Литосфера. Внутреннее строение Земли. Ядро. Мантия. Земная кора. Слои материковой коры. Геофизика. Сейсмология. Горные породы. Минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Движения земной коры. Землетрясения: очаг, эпицентр, сейсмические пояса. Медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры. Горсты, грабены. Виды залегания горных пород. Вулкан. Кратер, жерло, очаг магмы, лава. Действующие и потухшие вулканы. Горячие источники и гейзеры.

Формы рельефа. Горы. Различие гор по высоте. Гора, хребет, горная долина, нагорье, межгорная котловина. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Значение гор.

Равнины. Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности, плоскогорья. Впадины. Изменение равнин во времени. Значение равнин. Рельеф дна Мирового океана. Материковая отмель, шельф, океанические желоба, котловины, срединно-океанические хребты, атоллы. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Гидросфера. Мировой круговорот воды. Мировой океан: материки, острова, архипелаг, полуострова, океаны, моря, заливы, проливы. Соленость. Виды волн: ветровые, цунами, приливы и отливы. Океанические течения. Причины течения. Теплые и холодные течения. Изучения Мирового океана. Подземные воды: водопроницаемые и водоупорные горные породы, пещеры, водоносный слой. Грунтовые и межпластовые воды. Минеральные воды. Река. Речная долина, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел. Питание рек, режим реки, половодье, пойма, паводки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Озера. Озерные котловины. Сточные и бессточные озера. Ледники. Снеговая граница. Покровные и горные ледники. Айсберг. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Загрязнение гидросферы.

Атмосфера. Состав атмосферы. Строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера. Значение атмосферы. Температура воздуха: средняя температура, амплитуда, годовой ход температуры, суточный ход температуры. Атмосферное давление. Нормальное атмосферное давление. Барометр. Ветер: бриз, муссон. Определение направления и силы ветра. Значение ветра. Водяной пар. Воздух насыщенный и ненасыщенный. Влажность абсолютная и относительная. Туман. Облака, виды облаков. Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на атмосферные осадки. Погода. Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Климат. Характеристика

климата. Влияние климата на жизнь и здоровье человека. Распределение солнечного света и тепла на Земле. Неравномерность нагрева поверхности Земли в течение года: тропики, полярные круги, пояса освещенности. Климатообразующие факторы.

Биосфера. Распространение организмов. Разнообразие организмов. Зональность широтная и высотная. Природные зоны. Воздействие организмов на земные оболочки. Природный комплекс. Географическая оболочка.

Практическая работа № 5 «Приемы работы с контурной картой на примере нанесения вулканов, зон землетрясений».

Практическая работа № 6 « Определение по карте географического положения гор (равнин), их описание».

Практическая работа № 7 « Характеристика моря (океана)».

Практическая работа № 8 «Построение графика температур, его анализ. Определение средних температур».

Контрольная работа № 2 «Гидросфера».

Контрольная работа № 3 «Атмосфера».

Население Земли (2 часа)

Человеческие расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. Численность населения Земли. Страны. Политическая карта мира. Населенные пункты, их типы. Воздействие человека на биосферу. Ноосфера.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека (1 час)

Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихия, стихийные природные явления

УМК

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010-2015.
  2. В.И.Сиротин Контурные карты «Физическая география, начальный курс». 6 класс – М.: Дрофа, 2014.
  3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

Список литературы для учителя:

  1. Олимпиады по географии. 6 класс. /Сост. Клюшникова Н.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 20012.
  2. Крылова О.В. Система практических работ по географии в 6-10 классах.: М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011
  3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.– М.: Дрофа, 2013.
  4. Клюшникова М.В. – Олимпиады, 6 класс. – Волгоград: Корифей, 2012.
  5. Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2011.
  6. Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
  7. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2014.
  8. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2014.
  9. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – М: Глобус, 2011.

Список литературы для учащихся:

  1. Дронов В.П. География. Планета Земля. Электронное приложение. М.: Просвещение, 2010.
  2. Мишняяева Е.Ю., Дронов В.П. География. Навигатор для 6-9 классов. М.: Просвещение
  3. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2011.
  4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.
  5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2013.
  6. Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2012.
  7. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса
  8. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2012.
  9. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2011.
  10. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2012.

Интернет – ресурсы:

  1. http: //www.gao.spb.ru/russian http: //www.fmm.ru
  2. http: //www.mchs.gov.ru http: //www.national-geographic.ru
  3. http: //www.sgm.ru/rus http: //www.unknowplanet.ru
  4. http: //www.weather.com

Электронные издания:

  1. Географическое положение России
  2. География: 6 класс («1С»)
  3. Геоэнциклопедия.
  1. Программа действительна до внесения в неё изменений.
Комментарии
Комментариев пока нет.