Урок изобразительного искусства «Сине - голубое королевство. Рисование незабудок и васильков» (1 класс)
Изобразительное искусство
Тема урока: Сине - голубое королевство. Рисование незабудок и васильков.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Педагогическая цель: развитие у детей зрительного внимания, расширение представления учащихся о синем цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать различные оттенки синего и голубого цвета помощью красок и цветных карандашей.
Планируемые результаты
Предметные:
- развивать у детей зрительного восприятия и различения цветовых оттенков, умения подбирать оттенки синего и голубого цвета с помощью красок;
- обучать умению изображать синее море, незабудки и васильки.
- развивать умение рисовать кистью, использовать различные материалы (гуашь, акварель);
- совершенствовать умения применять прием «смешения цветов кистью».
Личностные:
- формирование познавательной активности и положительной мотивации к изобразительному искусству.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:
- развивать умение выполнять работу в соответствии с заданной инструкцией,
- использовать изученные приемы работы с красками;
- развивать умения работать самостоятельно, в паре, в микрогруппе.
Познавательные:
- учить учащихся различать цвета и их оттенки,
- развитие фантазии и творческого воображения.
Коммуникативные:
- развивать умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выполнять совместные действия со сверстниками и учителем при реализации творческой работы.
Оборудование и материалы:
Предметы синего и голубого цвета.
Гуашь, акварель, альбомные листы, стаканчик для воды, кисти (тонкая и средняя), тряпочка, палитра, учебник «Изобразительное искусство» 1 класс, УМК «Планета знаний» (автор Н. М. Сокольникова),
Форма проведения урока: индивидуально-групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебник, альбом, гуашь, кисточки, иллюстрации, карточки для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю каждому достичь маленькой победы, из которой потом сложится наш большой успех.
- Проверьте, все готово у вас к уроку: клеенка, кисточки, гуашь, баночка с водой, салфетки или тряпочка.
2. Мотивация учебной деятельности.
- На уроках изобразительного искусства мы познакомились с удивительным природным явлением, которое каждый из вас в своей жизни видел. На каждом уроке мы становились волшебниками, и каждый раз нас приглашали в гости королевы из Волшебного царства.
- В каких королевствах нам удалось побывать? (в желтом, зеленом, красном, оранжевом, фиолетовом).
- Удалось ли нам полностью пройти Радужный мост? (Нет)
- А почему? (Потому что, мы не были в гостях в Синем и Голубом королевстве).
- А хотите побывать?
Актуализация и фиксация затруднения.
- Сегодня в гости нас приглашают сразу две королевы: Голубая и Синяя. В Сине-Голубом королевстве правят две сестры. Их дворец стоит на берегу реки, а над ним голубое небо, а вокруг цветет много васильков, колокольчиков, незабудок и других цветов. Синяя лента реки убегает вдаль и становится голубой. Голубые тона создают впечатление легкости, воздушности, чистоты, прохлады. У королев есть любимые цвета и их оттенки: светло - голубой, тёмно - синий, голубой, синий. Работа с учебником. Стр. 44-45.
- Рассмотрите иллюстрации и назовите предметы синего и голубого цвета в королевстве.
3. Игровая ситуация.
- Скажу вам по секрету, что недавно из Сине – голубого королевства исчезли многие синие и голубые предметы. Их украл и спрятал злой волшебник. Теперь Синяя и Голубая королевы ищут эти предметы по всему свету. Некоторые из них попали к нам.
- Хотите совершить доброе дело: помочь Синей и Голубой королевам? Тогда найдите эти предметы, пожалуйста, и верните в Сине - Голубое королевство.
- А для этого каждый из вас, не вставая со своего места, внимательно посмотрит вокруг, и скажет, что он нашёл». Но сначала найду предмет я.
Я нашла светло-голубую вазу.
- Королевы благодарят вас за помощь.
4. Работа с презентацией.
- В окружающем нас мире много предметов, которые имеют синий цвет, голубой и их оттенки.
В синем море синий кит
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой сливы синий горой.
Куртку синюю возьмем и гулять с тобой пойдем.
Если туча вдруг проснется,
Синий дождь на нас прольется!
Самый нежный и родной для меня – цвет голубой.
Это небо и вода, незабудки у пруда.
- Скажите, а мы уже работали с голубым цветом? (Нет)
- Всегда ли есть голубой цвет в красках, наборах гуаши? (Нет)
5. Целеполагание.
- Чему же мы сегодня будем учиться на уроке? (рисовать синими и голубыми красками, создавать голубую краску, использовать различные оттенки синего цвета).
6. Сообщение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сегодня на уроке Синяя и Голубая королевы предлагают нам создать царство. Но для этого мы должны хорошо потрудиться: научиться смешивать краски, чтобы получить различные оттенки синего цвета.
Практическая работа.
- Чем мы будем сегодня работать? (Гуашь, акварельные краски)
- У вас на столе гуашь. Чем она отличается от акварельных красок?
- Правильно, гуашь можно использовать не только на бумаге, но также на ткани, дереве и других поверхностях. Гуашь уже жидкая, поэтому сильно много воды лить в нее не стоит.
Создание голубого цвета с помощью палитры.
- Сейчас мы научимся составлять голубой цвет на палитре. В белую краску добавляют немного синей, и энергично смешивают их до получения чистого однородного цвета.
- А остальные цвета Радужного моста мы будем сегодня использовать?
- Конечно, мы можем использовать и другие цвета, чтобы наше царство получилось ярким, красочным.
Физкультминутка
Учитель включает музыку и предлагает детям потанцевать. Пока звучит музыка, все танцуют. Как только музыка остановится, дети тоже должны остановиться и посмотреть друг другу в глаза. Цель игры — определить цвет глаз у товарищей. Педагог включает музыку и во время танца несколько раз ее останавливает.
Инструктаж к работе.
- Сегодня работать на уроке мы будем над созданием коллективного проекта. Но работать будем в парах. Каждая пара получает свое задание.
- Вспомните правила работы в парах (уметь выслушать друг друга, помочь, поддержать).
- Работать будем по рядам. Каждый ряд создает свое царство Цветов. В ряду только одна пара будет работать над созданием фона царства Цветов, а все остальные будут раскрашивать цветы.
- Как только пара будет готова, показываем значком «Вишенки», что вы готовы.
Практическая работа.
(Рисование незабудок и васильков гуашью на цветных листах.) Последовательность рисования цветов дана на с. 46 учебника. Дети могут выбрать для изображения один цветок, более активные и старательные — нарисовать оба.
-Сейчас мы научимся составлять голубой цвет на палитре. В белую краску добавляют немного синей, и энергично смешивают их до получения чистого однородного цвета.
- Обратите внимание, что цветы надо рисовать сразу кистью. Лепестки незабудок рисуют, держа кисть вертикально, а лепестки голубых васильков — длинными мазками всего ворса кисти. Чтобы цветы были лучше заметны, необходимо листву сделать темнее в нескольких местах. Мелкие детали прорисовывают тонкой кисточкой по просохшему слою краски.
Упражнение 3. отгадайте загадку, и ответьте на вопросы:
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый... (василек).
— Какое слово употребил автор для описания василька? (Синеглазый.)
— Почему он назвал василек синеглазым?
— Про кого еще можно сказать «синеглазый»? (Про человека, у которого синие глаза.)
7. Подведение итогов. Рефлексия
«Закончилось наше путешествие в Сине-голубое королевство. Вы все хорошо потрудились. Давайте проверим, что вы запомнили о голубом и синем цветах»
- Является ли голубой одним из основных цветов?
- Является ли синий одним из основных цветов?
- Можно ли составить синий из других цветов?
- Синий цвет — теплый или холодный?
- Голубой цвет — теплый или холодный?
- Найти картинки с предметами голубого и синего цветов (совместно с друзьями или родителями), красиво разместить их в альбоме и аккуратно наклеить коллекцию.