Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе «Декоративное рисование. Орнамент»
Пояснительная записка к презентации
Цели деятельности учителя |
Дать понятие орнамента. Рассказать об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента. Закрепить пройденный материал. |
Тип урока |
Урок закрепления полученных знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: научить ориентироваться в особенностях осетинского национального орнамента, уметь различать и охарактеризовывать любой из этапов развития осетинского орнаментального искусства, уметь применить полученные знания в практической работе. Метапредметные: научить определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; воспитывать эстетическую отзывчивость, понимание прекрасного в процессе знакомства национальным орнаментальным искусством. |
Методы и формы обучения |
Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы |
https://www.kavkaz-etno.ru/news/cart/lenta/osetinskij-ornament-istoriya-i-traditcii/ |
Оборудование |
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, демонстрационный материал; лист формата А3, цветная бумага красного и желтого цветов), клей-карандаш, ножницы |
Наглядно – демонстрационный материал |
Репродукции: с образцами осетинского национального орнамента, со сферой применения орнамента, рисунки, иллюстрирующие национальный женский костюм. |
Основные понятия и термины |
Орнамент, свастика, кобанская культура, скифо-сарматская культура, «звериный стиль», аланская культура, рогообразный и спиралевидный завиток. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развиваю-щие компо-ненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы органи-зации совзаи-модей-ствия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Проме-жуточ-ный кон-троль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Органи-зацонный момент |
Беседа |
Проверка готовности класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей (лист формата А3, цветная бумага красного и желтого цветов, клей-карандаш, ножницы). - Здравствуйте. Садитесь. Ознакомьтесь с темой нашего занятия (слайд 1). Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства. |
Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. Отвечают на вопросы |
Фрон- таль-ная рабо-та |
Регулятивные: определяют тему урока. Личностные: проявляют познавательную активность |
|
II. Заркреп-ление изу-ченного материала |
Объясни-тельно –иллюстра-тивный, частично-поисковый |
- Как вы думаете, для чего нужен орнамент? (для украшения). - Что люди украшали орнаментом? (здания, одежду, оружие, орудия труда, предметы быта, мебель и т.д.). Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный национальный колорит. Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача орнамента– сделать предмет более нарядным и привлекательным. - Итак, что же такое орнамент? (украшение, узор). Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия. Я предлагаю еще раз вспомнить этапы развития осетинского орнамента. - Как назывался первый самый древний этап развития осетинского орнамента? (кобанская культура) (слайд 2). - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (слайд 3). Давайте вместе проанализируем животный орнамент кобанской культуры. Какие животные изображены? (медведи, лошади, олени, бараны) На каком фоне? (на нейтральном и на заполненном орнаментом) Какой материал использовался? (бронза). - Напомните мне, чье изображение является излюбленным мотивом кобанской культуры? (изображения круторогих бараньих головок). - Верно. Им придавалось магическое значение. Они часто выполняли функции амулетов, вероятно, служили родовыми тотемными знаками. - Молодцы! Давайте вспомним, как назывался знак, при помощи которого передавалось движение солнца? (свастика) (слайд 4). - Что символизировала свастика? (этот знак трактовался как пожелание благополучия). - Как при помощи свастики можно показать вечернее или утреннее солнце? (если загнутые концы свастики направлены вправо – солнце утреннее, влево – вечернее). - Как назвался второй этап развития осетинского орнамента? (скифо-сарматская культура) (слайд 5). - Что характерно для скифо-сарматского прикладного искусства? (красочное сочетание драгоценных и полудраго-ценных камней и золота) (слайд 6). - Напомните мне, какое название носил стиль, появившийся в это время? («звериный стиль»). Именно в этот период появляется растительный орнамент. - Растительный орнамент используется отдельно или в сочетании с каким-то еще видом орнамента? С каким? (в сочетании с геометрическим или животным) (слайд 7).. - Ребята, а как вы думаете, с чем это было связано? (в этот период скифы и сарматы спускаются на равнины и начинают заниматься земледелием). - Третий этап развития осетинского орнаментального искусства назывался….(аланская культура) (слайд 8). - Совершенно верно! Аланская культура, сменившая скифо-сарматскую, носила яркий национальный характер. В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком (слайд 9). Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченной кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой (слайд 10). - Давайте вспомним, какой вид орнамента получает широкое распространение и используется самостоятельно? (растительный). - Молодцы! Как вам кажется, растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве? (нет). - Совершенно верно. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве других народов и стран. Например, в искусстве нашей большой Родины – России. - С некоторыми народными промыслами России мы уже знакомы? Ну что ж… Давайте охарактеризуем некоторые из них. - Какой народный промысел представлен на доске? (гжель) (слайд 11). - Докажи, что это Гжель. Каковы особенности этого промысла? (использование синих цветочных рисунков на белом фоне, материал - фарфор). - Дальше… Какой промысел представлен сейчас? (хохлома) (слайд 12). - Докажи…Что особенного в этом промысле? (использование желтого, черного и красного цветов, упрощение растительных форм, материал - дерево). - Это какой промысел? (жостово) (слайд 13). - Докажи, что это Жостово (расписные подносы с яркими объемными цветами и фруктами, материал - металл). - Итак, ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный орнамент нашел самое широкое применение? (да). - И последний этап развития осетинского орнамента назывался….(осетинская культура) (слайд 14). - Давайте вспомним наиболее распространенный элемент осетинского орнамента. Назовите какой? (наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются – рогообразный и спиралевидный (слайд 15). Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями (слайд 16). Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическим и животным элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов. - Что украшали растительным орнаментом? (женскую одежду. - Правильно. А почему? (растительный орнамент символизировал плодородие). - Где встречается стилизованное изображение человека? (на надгробных памятниках) (слайд 17). Часто на могильных памятниках изображали надочажную цепь (слайд 18). - Какой обычай связан у осетин с надочажной цепью? (у осетин существовал такой обычай: когда в семье умирали все представители мужского пола, хозяйка дома снимала надочажную цепь, которая у осетин, как и очаг, считалась священной, и шла на кладбище за покойником, опоясавшись ею. Это считалось высшей степенью скорби). Предки осетин верили в существование всезнающих птиц – семурга и быдуырга (слайд 19). Семург смотрел в грядущее, а быдуырг – в прошедшее. Их изображали стоящими друг напротив друга или со сросшимся спинами и хвостами. Постепенно, потеряв первоначальный смысл, птицы становятся придатком растительного орнамента. Однако, несмотря на присущие только осетинскому орнаменту особенности, он имеет много общего с орнаментами других народов Северного Кавказа. Рассмотрим это на примере (слайды 20-21). - Ребята, рассмотрите внимательно эти костюмы, их орнамент. Что между ними общего? (использование животного и растительного орнамента. Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах). - Как вы думаете, почему? (потому что все эти народы населяют Северный Кавказ, имеют схожую культуру). - Верно. Молодцы! Все хорошо усвоили. |
Отвечают на вопросы Слушают учителя Слушают учителя Отвечают на вопросы Повторяют пройденное Слушают учителя Отвечают на вопросы Повторяют пройденное Слушают учителя. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Повторяют пройденное Слушают учителя Обобщают пройденное Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Повторяют пройденное Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Сравнивают Анализируют |
Фрон-таль-ная и инди-виду-альная рабо-та |
Познавательные: анализируют, повто- ряют, закрепляют, фиксируют (пись- менно) основные определения |
Отвеча-ют на воп-росы в про-цессе повторе- ния прой-денно-го ма-териала Сравни- вают Анали- зируют |
III. Твор-ческая практичес-кая дея-тельность |
- Практическую часть нашего занятия мы посвятим декорированию пристяжного рукава осетинского национального женского костюма (слайд 22). Для работы вам понадобится цветная бумага двух цветов (красного и желтого), лист формата А3, ножницы, клей-карандаш, декор. Возьмите лист бумаги красного цвета, сложите вдоль пополам, расположите так, чтобы линия сгиба оказалась у вас с левой стороны. Затем, аккуратно, тоненькой линией прорисуйте половину рукава, не доходя до края сложенного листа. Вырежьте заготовку. Разверните заготовку и проверьте правильность выполнения. Вновь сложите пополам. Лист бумаги желтого цвета сложите так же, как предыдущий – вдоль пополам. Прикладывая образец, выполненный на бумаге красного цвета, прорисуйте еще одну заготовку чуть больше предыдущей. Склейте их между собой (красная заготовка приклеивается к желтой). После этого, складывая бумагу желтого цвета несколько раз, прорисуйте и аккуратно вырежьте элементы орнамента. Если возникают сложности в рисовании элементов орнамента, обратите внимание на доску. На наглядных пособиях представлены образцы орнамента. Вы можете воспользоваться ими или, используя их как основу, дополнить своими элементами (слайд 23). Помните, что всегда работаем с половиной листа А4, чтобы было проще вырезать. Вырезанные элементы скомпонуйте на эскизе, аккуратно закрепите при помощи клея. Затем украсьте дополнительным декором по своему усмотрению. Но помните, что несмотря на то, что осетинский костюм славился обилием вышивки, она никогда не была вычурной и излишне яркой, блестящей. Когда ваша заготовка будет закончена, вам надо будет приклеить ее аккуратно по центру листа А3. Во время выполнения практического (творческого) задания можно включить национальную музыку. По окончании занятия устраивается небольшая выставка. Каждый ученик сам показывает свою работу одноклассникам. |
Выполняют творческое задание |
Инди-виду-альная |
Познавательные: структурируют полученные знания, анализируют, обобщают Регулятивные: планируют необходимые действия для выполнения задания, выбирают материал для работы Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем разнообразии, воспитание любви к своей Родине, культуре своего народа |
||
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Вопросы к уроку |
- Итак, еще раз давайте перечислим все этапы развития осетинского орнаментального искусства (кобанская культура, скифо-сарматская культура, аланская культура и осетинская культура). |
Отвечают на вопросы |
Фрон-таль-ная |
Познавательные: анализируют пройденное, обобщают, выделяют главное, работают с информацией Регулятивные: наблюдают, анализируют, осуществляют сравнение Личностные: применяют знания, полученные на уроке, в процессе работы, слушают и выделяют главное, запоминают, высказывают свое мнение |