Конспект урока русского языка в 5 классе «Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Метафора. Сравнение»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Сафоново Смоленской области
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Метафора. Сравнение».
Учитель русского языка и литературы:
Сопова Елена Григорьевна,
высшая категория
г. Сафоново
2020 г.
Конспект урока
Предмет: русский язык
Тема урока: «Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Метафора. Сравнение»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся находить в тексте слова с переносным значением (тропы).
Образовательная цель: ознакомление обучающихся с понятием «троп», раскрытие существенных признаков разных тропов: олицетворения, метафоры, сравнения.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация: воспитание «чувства Родины», любви к родной природе и родному краю; воспитание уважения к мастерам художественного слова.
Регулятивные: объяснение значения слов, употреблённых в переносном значении; определение вида тропа.
Познавательные действия: уточнение понятия «сходство» (как признак переноса значения) и «художественное сходство» (как основа создания тропа); установление образной и изобразительно-выразительной функций слов.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрация картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», музыкальное оформление ( Д.Д. Шостакович, симфония №10 «Метель», П.И. Чайковский «Времена года»), орфографические словари, портрет смоленской поэтессы Тамары Лосевой.
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну слов с переносным значением, чтобы определить, какова их роль в нашей речи. Для начала я предлагаю вам сравнить два текста. (Тексты спроецированы на экране)
- Пришла зима. Всё белым-бело. Снег лежит на ветках. Сугробы радуют глаз.
- Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Февраль метёт на всех парусах. (Н.И. Сладков)
- Что общего в этих текстах? (Они о зиме)
- О какой поре зимы говорится в каждом из них? (В первом – о начале зимы; во втором – о февральских днях)
- Какой текст вам больше понравился? Постарайтесь объяснить почему.
(В первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания зимы. Во втором тексте максимально точно нарисована картина февральских дней благодаря изобразительно-выразительным средствам)
- Прочитайте выразительно второй текст. Какие фразы вам показались необычными?
- Актуализация опорных знаний
- Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока
Мы продолжаем изучать значения и изобразительно-выразительные возможности слова. Предлагаю вам совершить «небольшую прогулку» во времени вместе с нашей землячкой, поэтессой Тамарой Лосевой, чтобы разгадать загадку этой удивительной поры. Отгадка будет ключом к теме нашего урока.
- Подготовленный ученик читает стихотворение Тамары Лосевой
Детство
Где-то в перелесках* голубых,
Средь ветвей берёзок молодых,
Среди поля, в ровной борозде,
Затерялось детство в лебеде*.
Где-то спряталось среди полян,
На лугах, закутанных в туман,
В синеве обветренных цветов,
В запахе калиновых кустов.
Узенькой речушкой, не рекой,
Прячется в названье Упокой,
В деревушке, мало знаменитой,
В домике под старою ракитой*.
- Найдите в словаре значения выделенных слов.
(Перелесок – редкий лес, соединяющий лесные массивы.
Лебеда – травянистое растение, засоряющее посевы.
Ракита – дерево из рода ив, растущее по берегам рек.)
- О чём говорится в этом стихотворении? (О детстве)
- Что показалось вам необычным в этом стихотворении? (О детстве поэтесса пишет, как о живом существе)
- Какие слова указывают на то, что детство как живое существо? Подчеркните их в тексте. (На партах у обучающихся лежат раздаточные материалы)
(«Затерялось детство», « спряталось среди полян», «прячется в деревушке, в домике»…)
- Ещё раз внимательно прочитайте подчёркнутые слова. Каким они рисуют детство в этом стихотворении? (Шаловливым деревенским ребёнком)
- Работа над темой урока
- Слово учителя
Тамара Лосева, действительно, увидела сходство между детством и резвым, шаловливым ребёнком. Это не случайно. Поэтесса родилась в Смоленске, но её детство прошло в деревне Станиславково Монастырщенского района. Негромкие, как задушевная песня, свежие, как утренняя роса, строки Тамары Лосевой образны, задушевны, лиричны.
Но увидеть сходство между, казалось бы, разными предметами – задача нелёгкая. С ней может справиться только очень внимательный наблюдатель. На наших уроках мы с вами будем учиться у поэтов и писателей наблюдать, замечать то, что не видит обычный человек. Писатели, мастера слова, постоянно используют в своих произведениях слова с переносным значением, в которых содержится не просто сходство предметов, а сходство художественное, которое позволяет нам не только увидеть сами предметы, явления, но и выразить своё отношение к ним: полюбоваться, насладиться их красотой.
Так в нашем языке появляются особые выразительные средства – тропы, которые, по словам К. Паустовского, могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».
- Запись темы урока
- Учитель
С одним из выразительных средств мы познакомились, когда анализировали стихотворение «Детство». Используя художественное сходство между шаловливым, озорным ребёнком и детством, поэтесса создала образ детства-непоседы. Такое очеловечивание неживых предметов, явлений называется олицетворением. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.
- Запись в грамматических тетрадях
(Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека)
- Практическая часть: учащиеся на фоне музыки Д.Д. Шостаковича (симфония №10 «Метель») работают с раздаточными материалами:
- Разозлилась старуха зима, подула холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала по дорогам. Одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на ёлку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. (К. Ушинский)
- Разгулялись ветры злые, вредные –
Продувают шерстяной платок,
И зима, как с перепугу, бледная
Выпускает белый ноготок…
Щёку мне безжалостно царапает,
Колется морозною пыльцой.
(Тамара Лосева)
- Прочитайте выразительно тексты.
- Подчеркните в предложенных отрывках олицетворения и выпишите 2-3 примера в рабочие тетради. (Разозлилась зима, разметала листья по дорогам; идут морозы, перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, пугают; разгулялись ветры, зима щёку царапает, колется)
- Какие картины «видятся» вам за этими словами?
- А вы, ребята, пытались сами когда-нибудь разглядеть в зиме злую старуху? А в морозах – нечто устрашающее и угрожающее? Обязательно попробуйте.
- А теперь отгадайте загадку:
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
(Елена Благинина)
- Какие слова помогли вам отгадать загадку? (В ходе беседы учитель записывает слова на доске в 2 столбика)
Слова Значения
Мастер Мороз
на стёкла нанёс покрыл инеем
листья, травы, заросли роз причудливые узоры (фигуры)
- В какой колонке слова имеют прямое значение, а в какой – переносное? (В 1-ой колонке – переносное, во 2-ой – прямое)
- На основании каких признаков произошёл перенос значения в этой загадке? (На основании сходства по действию: мороз сравнивается с мастером, который превратил окна в настоящую зимнюю сказку из листьев, трав и зарослей роз. Так в языке появляется ещё одно изобразительно-выразительное средство. И называется оно метафорой)
- Запись в грамматических тетрадях
(Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства)
- Учитель
Олицетворение очень похоже на метафору, так как оно также основывается на сходстве двух предметов, при этом «приписывает» одному из них человеческие качества и действия.
- Практическая часть: работа с загадкой Елены Благининой
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
- Прочитайте загадку и найдите в ней слово с переносным значением, подчеркните его.
- Укажите прямое значение этого слова. (Снежинки)
- На основании каких признаков мог произойти перенос значения в данном слове? (На основании внешнего сходства)
- С чем сравниваются снежинки в загадке? (Со звёздочками, сквозными, вырезными)
- Как называется такое скрытое сравнение? (Метафора)
- Выпишите её в тетради. («Звёздочки сквозные, вырезные»)
- Учитель
Метафоры и олицетворения широко употребляются и в художественных произведениях. С их помощью поэты и писатели, словно художники красками, рисуют словесные картины, то есть создают художественные образы.
- Подготовленный ученик читает миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны» (звучит музыка из цикла П.И. Чайковского «Времена года»)
Мелодия весны
В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно обронённый хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
- Какие весенние звуки вы услышали? (Звуки капели с крыш, звон падающих сосулек, голоса птиц, журчание воды)
- Все эти звуки сливаются в одну мелодию. Что такое мелодия? (Звучание музыки)
- В прямом или переносном значении оно употреблено в названии миниатюры? (В переносном, так как речь идёт о звуках весны)
- Сравните две мелодии: Д. Зуева и П. Чайковского. Что в них общего? (Мотив пробуждения природы, торжества весны)
- Подчеркните в тексте слова, обозначающие звуки (каждый ученик с текстом Д Зуева «Мелодия весны»)
- Укажите среди них:
- олицетворения («скрипки смолкли», «говорили полным голосом»,» вода и птицы подпевают», «заливаются сосульки»)
- метафоры («звонко тикает капель», «тихо перезваниваются сосульки», «скрипки мороза», «луч заводит тихую музыку»)
- Почему автор использует так много метафор, обозначающих звуки? (Потому что они составляют одну мелодию, передающую звуки весны. Ими, как нотными знаками, написана весенняя мелодия)
- Найдите в тексте два предложения, в которых звуки сосулек сравниваются с бьющимся хрусталём и звоном серебряного колокольчика. («Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно обронённый хрусталь». «А в кустах словно звенит серебряный колокольчик»)
- Прочитайте 1-ое из них, подчеркните в нём грамматическую основу. (Сосульки перезваниваются и разбиваются)
- Выделите пунктиром с точкой выражение со сравнением. (…точно обронённый хрусталь)
- А теперь представьте, что этого сравнения нет. Слышите ли вы, как они разбиваются? (Нет)
- Какую роль играет сравнение в этом предложении? (Оно позволяет нам «уловить» тонкие, мелодичные звуки бьющихся сосулек)
- Запись в грамматических тетрадях
(Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого)
- Найдите 2-ое предложение со сравнением. Подчеркните, что с чем сравнивается. Выпишите сравнения. «(Разбиваются, точно обронённый хрусталь». «Заливаются сосульки, словно звенит колокольчик»)
- Практическая часть. Тренировочные упражнения
- Выразительно прочитайте стихотворения Тамары Лосевой.
Утро
Плавают яблони в белом тумане,
Будто русалки в пруду.
Белые кони припали губами
К мокрой траве в саду.
Утро дразнит росой молодою,
Птицы в небо зовут,
А я по земле иду за водою –
Сама, как туман, плыву.
(Тамара Лосева)
Осень
Вот и осень… Желтеют листья
Возле школы на старых клёнах.
А рябина багровой кистью
Красит светлый край небосклона.
За околицей стынет солнце.
Паутинную шаль накинув,
Тихо-тихо в село крадётся
Осень мутная с ночью длинной.
(Тамара Лосева)
- Найдите в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и заполните таблицу.
Изобразительно-выразительные средства языка
Олицетворение | Метафора | Сравнение |
Плавают яблони; кони припали губами к траве; утро дразнит; птицы зовут; стынет солнце; осень крадётся | Рябина кистью красит край небосклона; паутинную шаль накинув | Яблони плавают, будто русалки; по земле иду, как туман, плыву |
- Рефлексия. Подведение итогов урока
- Эвристическая беседа
- С какими изобразительно-выразительными средствами языка мы познакомились?
- Какие слова составляют их основу?
- Что такое олицетворение, метафора, сравнение?
- Какова их роль в тексте?
- А теперь вернёмся к тексту, который прозвучал в начале урока. С помощью каких изобразительно-выразительных средств нарисована картина февральских дней? (Олицетворения: февраль метёт, свистит метель; метафоры: дымятся сугробы и крыши, рушатся белые водопады, на всех парусах; сравнение: свистит косая метель – белая метла дороги метёт)
- Обобщающее слово учителя
Сегодня мы познакомились с тропами, основу которых составляют слова с переносным значением. Именно в этих словах заключены и яркие образы предметов, и всевозможные краски, и звуки, и различные чувства, которые может испытывать человек. Поэтому очень важно научиться «всматриваться» и «вслушиваться» в слово, которое открывается не каждому, а только чуткому человеку, умеющему любить и ценить русскую речь.
- Домашнее задание
- Учитель
- Нас окружает удивительный, чудесный мир цвета, форм, линий, музыки, слова. Художники изображают его на своих полотнах, с помощью красок передавая свои чувства и настроения. Образ уходящей земли запечатлён в картине замечательного художника Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень».
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Как художник передал радость пробуждения природы?
- Напишите сочинение-миниатюру, используя изобразительно-выразительные средства.
Отрывки из ученических сочинений на тему «Как К.Ф. Юон передал в картине «Конец зимы. Полдень» радость пробуждения природы»?
- Ещё кругом лежит снег, но он уже не такой пушистый и белый, как зимой. Курочки-чернушки почувствовали весну, вышли во двор прогуляться под присмотром гордого петуха. Уже чувствуется тёплое дыхание весны, и деревенская детвора старается не упустить последние зимние деньки, чтобы покататься на лыжах. Почки ещё не набухли на белоствольных берёзках, но весеннее солнце, которое всё дольше задерживается на небосклоне, уже питает их жизненной силой.
Как прекрасна пора пробуждения природы и окружающего мира!
(Абрамов Алексей)
- На картине изображено весеннее утро. Оно яркое, солнечное, словно проснувшийся ребёнок. Люди, животные и деревья радуются пробуждению природы. Даже курочки-хохлатки, точно барыни, вышли прогуляться по белому пушистому снежку, который скоро растает, и порадоваться приветливому солнышку. Вдали виднеется вечнозелёный лес, радующийся вместе со всеми.
Люди уже прощаются с зимой, и все ждут, когда наконец проснётся красавица весна.
(Павлова Наталья)
- На картине К.Ф. Юона изображён морозный солнечный денёк. Синее и удивительно нежное небо. От яркого солнышка снег серебрится, на ветках сосны играет золотистый свет.
Почувствовав приближение тепла, резвые курочки и петушок вышли на улицу. На крышах домов лежит рыхлый снег. Ребята в этот солнечный день последний раз вышли на лыжах. Уже чувствуется дыхание весны.
(Киреенкова Екатерина)
- Художник написал прекрасную картину! Мне захотелось назвать её «Весна идёт!», потому что радуется пока ещё робкое солнышко, которое вот-вот улыбнётся из-за облаков. Лучи солнца падают на деревушку, утопающую в роскоши елей, сосен и берёз. Курочки после зимы вышли погреться и поискать первых червячков. Подтаявший снег удивительно красив. Так и хочется пробежаться по нему! Кажется, что лес сейчас сбросит с себя снежную шапку и явится во всей своей красе. (Шатских Максим)
Раздаточный материал
Детство
Где-то в перелесках голубых,
Средь ветвей берёзок молодых,
Среди поля, в ровной борозде,
Затерялось детство в лебеде.
Где-то спряталось среди полян,
На лугах, закутанных в туман,
В синеве обветренных цветов,
В запахе калиновых кустов.
Узенькой речушкой, не рекой,
Прячется в названье Упокой,
В деревушке, мало знаменитой,
В домике под старою ракитой.
(Тамара Лосева)
- Разозлилась старуха зима, подула холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее. С ёлки на ёлку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.
(К. Ушинский)
- Разгулялись ветры злые, вредные –
Продувают шерстяной платок,
И зима, как с перепугу, бледная
Выпускает белый коготок…
Щёку мне безжалостно царапает,
Колется морозною пыльцой…
(Тамара Лосева)
Мелодия весны
В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно обронённый хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
(Дмитрий Зуев)
Утро
- Плавают яблони в белом тумане,
Будто русалки в пруду.
Белые кони припали губами
К мокрой траве в саду.
Утро дразнит росой молодою,
Птицы в небо зовут,
А я по земле иду за водою –
Сама, как туман, плыву.
(Тамара Лосева)
- Вот и осень… Желтеют листья
Возле школы на старых клёнах.
А рябина багровой кистью
Красит светлый край небосклона.
За околицей стынет солнце,
Паутинную шаль накинув,
Тихо-тихо в село крадётся
Осень мутная с ночью длинной.
(Тамара Лосева)
- Изобразительно-выразительные средства языка
Олицетворение | Метафора | Сравнение |
Рисунок 1 Картина К.Ф. Юона Конец зимы. Полдень. 1929 г.
Рисунок 2 Смоленская поэтесса Тамара Лосева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Сопова Елена Григорьевна