Языковой анализ поэтического текста в 11 классе при повторении темы «Изобразительно-выразительные средства языка»
Языковой анализ поэтического текста в 11 классе
при повторении темы «Изобразительно-выразительные средства языка». (На материале стихов А. Аврутина)
Вера Легоцкая,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5 г.Брянска
Для наиболее эффективной подготовки к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку можно обратиться к текстам современной поэзии. Это позволит познакомить старшеклассников с новыми для них именами (Анатолий Аврутин -один из наиболее известных русских поэтов, проживающих в Белоруссии), провести языковой анализ текстов, подготовиться к ЕГЭ, а также расширить лингвистический кругозор учащихся посредством решения задач повышенной трудности. Предложенные задания помогут активизировать познавательную деятельность на уроке, организовать частичную научно-исследовательскую работу, а также могут быть использованы в самостоятельной подготовке учащихся, в том числе к олимпиадам.
Текст 1
***
Оступившись на собственной тени,
Тихо вскрикну… И вновь оступлюсь.
И целую Отчизну в колени,
И обидеть при этом боюсь.
Встану… Искрами цвета металла
Смачно брызнет роса из-под ног.
Где Отчизна меня целовала,
Там на теле то шрам, то ожог.
Не стону, не гляжу с укоризной,
Ничего не прошу, наконец.
Столько раз поцелован Отчизной,
Что все тело – огромный рубец.
Знаю, бьют и не блудного сына –
Не виновен, а это вина.
Но Отчизна ни в чем не повинна,
Потому, что Отчизна она.
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Сформулируйте тему стихотворения и запишите 1-2 предложениями.
2. Этот лексический прием обладает большой изобразительной силой, позволяет передать тончайшие оттенки смысла и чувств, широко используется в представленном лирическом произведении. Назовите этот прием, выпишите примеры из данного стихотворения.
3. Подберите синонимы к слову СМАЧНО из второй строфы. Охарактеризуйте его стилистическую принадлежность. Почему, на ваш взгляд, автор остановил свое внимание именно на этом слове?
4. «Искрами цвета металла» (2 строфа): укажите вид тропа, определите его стилистическую роль.
5. «Целую Отчизну в колени», «отчизна меня целовала», «столько раз поцелован Отчизной»- при помощи этого тропа поэт изображает свои отношения с Родиной и оценивает их. Укажите вид тропа, объясните, в чем его идейный смысл.
6. Выпишите из текста фразеологизм. Объясните его значение, подберите стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова-синонимы.
7.Укажите в тексте простые односоставные предложения и односоставные, входящие в состав сложных предложений. Определите вид односоставных предложений. На примере текста расскажите о выразительных возможностях односоставных предложений.
8. Укажите предложение с однородными членами и определите их художественное назначение. Когда ряд однородных членов становится градацией?
9. Во второй и третьей строфе автор использует стилистический прием, суть которого состоит в намеренной незаконченности мысли. Начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя. Как называется этот прием? На что намекает автор? Известны ли вам другие стилистические функции этого приема? Приведите примеры или используйте материал предложенного стихотворения.
10. Найдите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных. Что вам известно о выразительных возможностях различных по значению придаточных?
11. А.И.Куприн утверждал: «Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Согласны ли вы с мнением великого русского писателя? Ответ аргументируйте, иллюстрируя примерами из стихотворения Анатолия Аврутина.
Текст 2
***
Среди снегов, средь мертвенного гула,
Что кровь и стон являют напоказ,
Вдруг опустилось вскинутое дуло,
И я увидел нечто вроде глаз.
И посреди растерзанной юдоли,
Где уж стрелять – так весело стрелять,
В зрачках мелькнуло нечто вроде боли,
Чтобы смениться яростью опять.
И вскрикнул он… Неверные колени
Вспороли снег, нахраписто и зло.
Качнулась даль… И нечто вроде тени
Навек легло на грубое чело.
Курился дым… Тропа вилась отлого.
Ненужный выстрел треснул наугад.
Погас огонь… И некто вроде Бога
Все это знал столетия назад.
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Как бы вы назвали это стихотворение? Тему или идею вы отразите в названии?
2. Укажите лексическое значение слова ЮДОЛЬ. Какова стилистическая роль этого слова? Считаете ли вы случайным использование слова ЮДОЛЬ с причастием РАСТЕРЗАННЫЙ? Какие ассоциации вызывает у вас этот образ?
3. Расскажите о прямом и переносном значении слов. Как используются переносные значения слова в языке художественной литературы? Отвечая, используйте примеры из текста.
4. Этот троп используется для усиления смысловой и психологической нагрузки. Он основан на противоречии, которое делает образ более ярким и запоминающимся. Укажите троп, выпишите пример из текста стихотворения. Приведите известные вам примеры этого тропа.
5. Обратите внимание на словосочетания нечто +предлог вроде+существительное. Изобразительную или выразительную роль играет повтор этой конструкции в тексте стихотворения?
6. Варианты порядка слов с разными формами инверсии служат источником повышенной выразительности, окрашивают повествование в эмоциональные тона или придают ему эпический характер. Определите, в каких строчках использован обратный порядок слов. В чём он состоит? К каким словам и с какой целью благодаря этому порядку слов привлекается большее внимание?
7. Известно, что многоточие является не только знаком конца предложения, но и помогает передать различные смысловые оттенки тогда, когда отсутствуют другие языковые средства. Какова роль многоточий в представленном тексте?
8. Известный русский писатель В.Набоков считал, что многоточие – это «следы на цыпочках ушедших слов». Выразите свое согласие или несогласие с мнением писателя. За примерами обращайтесь к тексту стихотворения А.Аврутина.