Изотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста

5
0
Материал опубликован 28 September 2020 в группе

БУЗ ВО Дом ребенка специализированный № 1 г.Вологда

Воспитатель Корсакова Е.И.


Изотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста.


Наш Дом ребенка имеет статус специализированного учреждения, поэтому там воспитываются дети с ОВЗ, малыши с глубокой задержкой в умственном и физическом развитии. Социальные сироты – это и так очень сложные дети с надломленной психикой. Многие из них были лишены родительской ласки, голодали, не были обучены элементарным навыкам гигиены, педагогически запущены. А если ко всему этому еще добавить и сопутствующие медицинские диагнозы, то понятно, что работать с такими детьми очень тяжело. Поэтому коррекционная работа с такими детьми стоит на первом месте.

Одним методов является изотерапия. Это вид арт-терапии, при котором коррекция поведения ребенка осуществляется с помощью изобразительного искусства.  С помощью изотерапии дети могут выразить свои эмоции и чувства. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др. В отличие от занятий, при проведении изотерапии важен сам творческий процесс. Мы не учим ребенка рисовать или лепить, а помогаем ему выразить собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии. Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, соленое тесто, глина и т.д.

Дети раннего возраста очень любят лепить. Самый благодатный материал для малышей – соленое тесто. Ценность этого материала в том, что он пластичный, мягкий и безвредный для малышей, которые очень любят все пробовать на вкус.

Следующий вид изотерапии - это рисование. Первый прием, который мы используем в работе, называется «марание». Ребенку предлагается изобразить на бумаге, все, что он хочет. Нет никаких запретов и предложенных тем. Рисовать можно кисточкой, пальчиками, ладошками и даже ногами.

Следующий шаг – штриховка или каракули. Для этого нужен всего лишь лист бумаги, карандаш или фломастер. Ребенок может проводить любые хаотичные линии, неважно, прямые или округлые. Марание и штриховка применяются в самом начале изотерапии, они помогают малышу снять напряжение и оказывают положительное влияние на эмоциональный настрой ребенка.

Еще один прием – кляксография. Малыш делает кляксы на бумаге в разных местах. Затем лист сгибается пополам, разворачивается, и получается необычная картина.

Похожие приемы:

монотипия (когда рисунок наносится на гладкий лист, а потом сверху накладывается чистый лист бумаги)

- фроттаж (штрихование по бумаге, которая лежит на «выбитой» поверхности),

- набрызг ( когда рисунок делается при помощи сбрызнутой с кисточки краски),

- ниткография ( когда на лист кладется смоченная в краске нитка, сверху покрывается другим листом, а затем нитка вытаскивается). Данные приемы помогают в коррекции тревожности, страхов, помогают избавиться от неуверенности.

Очень нравится детям рисование ладошками и пальчиками. Этот прием очень хорошо подходит для релаксации. Малыши испытывают удовольствие не только от самого процесса рисования, но и от возможности потрогать краску руками.

Причем, рисовать можно не только красками по бумаге, но и по песку, по стеклу и даже по крупе. Для этих целей хорошо подходят специальные столики с разноцветными подсветками для песочных анимаций. А если покрасить пищевыми красителями манную крупу, то можно создавать целые картины.

Также для рисования можно использовать любые подручные предметы: ватные палочки, губки, щетки, мятую бумагу и т.п.

 Благодаря изотерапии у наших воспитанников снижается эмоциональное напряжение, тревожность, агрессивность, повышается адаптивность, коммуникабельность, улучшается их эмоциональный настрой. Поэтому мы используем данный метод как средство коррекции поведения детей раннего возраста.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации