Статья «Игротерапия как активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями»

9
3
Материал опубликован 15 August 2017 в группе

Автор: Дубова Светлана Валерьевна,

воспитатель первой квалификационной категории,

Должность и место работы: воспитатель МБДОУ «Детский сад №16

«Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики

Игротерапия как активный метод в работе

с детьми дошкольного возраста и их родителями

В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже восхищаются и удивляются, сопереживают.

Эпоха средств массовой информации существенно преображает не только психологию взрослого человека, но и негативно влияет на становление психики детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь малышей, заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой, у меня возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.

Поиски меня привели к такому методу как игротерапия. Итак, давайте разберемся, что из себя представляет этот метод.

Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования способностей дошкольников.

Игровая деятельность помогает ребенку приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.

Игротерапия метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным развития личности.

Игротерапия – метод, использующий игровую форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Этот метод использует игры для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения детей. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.

Педагоги призывают взрослых «Играйте вместе – это оздоравливает взаимоотношения.

Через игру дается выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки.

Цель использования игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой терапии: коррекция поведенческих проблем, снятие повышенной тревожности, развитие позитивной Я-концепции, обретение веры в себя, овладение чувством контроля.

Игротерапия детско-родительских отношений ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. В ролевой игре ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу.

В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения независимо от характера и возраста. Совместная веселая игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Играя вместе, дети убеждаются, что у них надежные тылы (понимающие и любящие родители). У детей появляется искреннее желание сотрудничать со взрослыми и ровесниками и рождается вера в то, что в этом существует определенный порядок, некие правила игры, благодаря которым многое в жизни становится возможным.

Родители учатся воспринимать своих детей адекватно их возрасту: у них меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни. Как правило, при деструктивных отношениях в семье, родители проецируют на своих детей чувство страха, злости, протеста, беспомощности, игротерапия же дает возможность распознать родителям собственные проекции, благодаря чему меняется отношение к ребенку.

В процессе игры имеется возможность дать понять родителям, что такое уважение к себе как к личности и что право на уважение имеет всякий человек, даже если он совсем маленький.

Игротерапия помогает:

для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;

при агрессивном поведении;

для профилактики и лечения страхов;

для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;

при трудностях в чтении;

для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;

при отставаниях в развитии речи;

для ускорения развития детей с умственной отсталостью;

при лечении заикания;

для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);

при многих других проблемах.

В своей работе с родителями и детьми младших групп я стала использовать данный метод работы. Один раз в квартал мы с родителями и нашими детьми собираемся для «игр». Наши встречи проводятся в форме совместного развлечения по заданному сценарию.

В ходе занятия родители и дети совместно выполняют задания, рассказывают стихи.

Упражнение «Обнимашки» способствует тактильному сближению партнеров. Ведь, зачастую, некоторые родители мало уделяют внимание своим детям «на людях». Совместные танцы раскрепощают детей и родителей. А совместное выполнение заданий практического характера помогают детям почувствовать, «локоть» своих родителей, их поддержку, родителям же это помогает увидеть, что их ребенок самостоятельно под присмотром может выполнить что-либо.

Итак, хочу отметить, что возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

Родители начинают по-другому воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком. Здесь отрабатываются навыки общения и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, формируется культура общения.

Всё это естественным образом переносится за пределы группы, в реальную жизнь.

Таким образом, игротерапия обладает явными преимуществами перед другими средствами коррекции детско-родительских отношений:

- во-первых, игра помогает создать безопасную дистанцию, побуждающую членов семьи стать более откровенными;

- во-вторых, создает высокий уровень доверия участников друг другу;

- в-третьих, родители имеют возможность лучше понять чувства ребенка, а также получить скрытую информацию о символически проявляющихся в игре отношениях ребенка к ним;

- в-четвертых, игровое пространство позволяет ребенку почувствовать себя на равных с родителями.

 

Используемая литература:

Запорожец И. Ю. Психолого – педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.

Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с.

Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 208 с.

Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М.:«ВАКО», 2011. – 256 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо

15 August 2017

спасибо

4 September 2017

Интересный материал!

5 September 2017

Ответ #41001 был удален 5 September 2017