12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юдичева Наталья Сергеевна20
Россия, Башкирская респ., Ишимбай
1

Доклад «Применение изотерапии в профилактической работе с детьми с ОВЗ»

 

ДОКЛАД

на тему:

ПРИМЕНЕНИЕ ИЗОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Автор: Юдичева Наталья Сергеевна
воспитатель МАДОУ д/с № 14 «Теремок»,

г. Ишимбай

 

2021 г.

В настоящее время под действием факторов окружающей среды и образа жизни, увеличивается количество детей с отклонениями в развитии. Поэтому основным моментом современной системы образования является применение здоровьесберегающих технологий.

Для детей с ОВЗ характерны: повышенная зависимость от окружающих, агрессивность, конфликтность, высокая тревожность, неадекватная самооценка. Отмечаются и нарушения в эмоционально-волевой сфере в виде слабой эмоциональной устойчивости, нарушений самоконтроля во всех видах деятельности, частая смена настроения.

Главная задача воспитателя – помочь им познавать окружающий мир, научить «добротворчеству», ведь творчество актуальная потребность детства, соприкасаясь с которым ребенок может получить понимание и счастье.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием, которая используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Для того чтобы занятия с детьми с ОВЗ были успешными и интересными, необходимо соблюдать несколько условий при подборе техник и приемов.

Во-первых, изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Занятия рисованием не должны ограничиваться только бумагой, кисточками и красками.

Во-вторых, техники и приемы должны подбираться по принципу простоты. Ребенок не должен испытывать трудности при создании изображения, ему должно быть приятно и интересно.

В-третьих, выбор изобразительных техник и материала индивидуален. Не все техники приемлемы для детей с ОВЗ. Например, воспитанники с интеллектуальными нарушениями не могут выполнять задания в абстрактной манере, так как имеют конкретное мышление. Им обязательно нужно показать способы действия с материалом.

Для занятий с воспитанниками с ОВЗ воспитатель активно применяет следующие техники изотерапии.

Техника «Марания». В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать». Это спонтанные рисунки, которые выполнены в абстрактной манере. В них нет четкого изображения, отсутствует сюжет, здесь сочетаются цветовые пятна и отвлеченные формы, выполненные акварелью или гуашью. Изображениям можно придать в привлекательную для детей форму: разнообразными пятнами, линиями, брызгами создавать явления природы, города, сказочных существ.

Данный приём эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей. В результате уходят напряжение и страх.

Техника «Штриховка, каракули» - это хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, которое создается с помощью карандашей или мелков. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в начале занятия.

Техника «Монотипия» - это техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе.

Это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности. 

Как вариант монотипии – техника «Кляксография». Чистый лист сгибается пополам, затем нужно развернуть его и нанести на одну из сторон бумаги пятно или конкретное изображение, затем вновь согнуть лист бумаги и аккуратно, плотно разгладить его ладонью. Раскрываем этот сложенный лист бумаги и что мы видим??? Интересные симметричные изображения.

Кляксография - это отличный способ, позволяющий детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, он развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. 

Рисование по мокрому листу. Альбомный лист смачивают толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цвета с мягкими переходами. Рисовать по мокрому листу можно все, что подскажет фантазия ребенка. Когда лист немного подсохнет можно дорисовать небольшой сюжет.

Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния.

Рисование пальцами, ладошками, ценность которого заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Рисование пальцами, ладонями – это разрешённая игра с «грязью», в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме.

Такое рисование служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Изотерапия является мощным и эффективным средством в образовательной среде. Она позволяет детям с ОВЗ самовыразиться, улучшает их эмоциональный настрой, снижает эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.

Использование изобразительной деятельности как средства коррекции недостатков эмоционально-личностной сферы дает положительный результат и динамику в развитии детей с ОВЗ.

 

Литература:

Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании». // Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2.Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития ребёнка. – М: Рос. пед. агенство.

Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 118 с.

Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. - Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004. -64 с.

Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. - М.: Книголюб, 2008. - 176 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.

Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.

Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.