12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Elena2115
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

"Движение, как таковое, может по своему действию

заменить любое лекарственное средство,
но все лечебные средства мира не могут

заменить действия движения"
Ж. Тиссо

Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

Мы подметили, что дети активные, подвижные, любознательные, имеющие положительный опыт общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со стрессом, организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система, ребенок становится уязвим к внешним воздействиям инфекций и как следствие чаще болеет.

При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее  происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.

Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это обусловлено тем, что в данном возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойствен­на частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходит  поочередное  напряжение  и  отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.[1]Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений.

Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её. С этой целью в групповой комнате, создаётся особенная обстановка – организуется полоса препятствий (мягкие крупные гимнастические модули, горка, тоннели, сухой бассейн), «уголок активных игрушек» (коляски, каталки, машины, качалки) -  которая заставляет детей всё время по-разному приспосабливаться к ней, применяя разные способы преодоления пространства и разнообразные движения.

В то же время по ряду объективных причин активность детей двух-трех лет ограничивается. Так, много времени в этих группах уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у ма­лышей слабо развиты навыки самообслуживания. На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение обо­рудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных по­собий. [1] Такую возможность дает проведение  организованных занятий в физкультурном зале.

Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к занятиям. Поэтому воспитателям немаловажно использовать подвижные игры, физкультминутки, игры на основе стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движений, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.

Знание воспитателями и родителями особенностей двигатель­ной активности детей поможет в рациональном построении дви­гательного режима в детском саду и семье.

Еще одним эффективным методом укрепления здоровья дошкольников является применение ароматерапии.

Установлено, что природный фон па­ров эфирных масел в воздухе над раз­личными растениями составляет 0,1-1,5 мг/м, что намного ниже уровня предель­но допустимых и безопасных для чело­века концентраций. Метод аэрофитоте­рапии эфирными маслами представляет собой вариант моделирования фитоорганического фона воздушной среды над растениями.

Известно, например, что противогриппозным действием облада­ют эфирные масла мяты, лаванды, шал­фея, пихты; отхаркивающим действием - эфирные масла фенхеля, аниса и пих­ты; противогрибковым - эфирные масла лаванды, аниса, фенхеля.

Эфирные масла, обладающие проти­вогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей), хорошо использовать во время приема детьми пищи, а в спальных ком­натах - применять масла с расслабляю­щим и успокаивающим действием (по­лынь, лимон, лаванда, котовник, розовое масло, фенхель). Использовать масла можно в процессе утренней гимнастики, дыхательной гимнастики после дневного сна, на физкультурном занятии и других видах деятельности. Основным требованием будет влажная уборка и проветренное помещение. В своей работе возможно использовать этот метод после согласования с педиатром и родителями.

Методика ароматизации воздуха пре­дельно проста. Флаконы из темного стекла или банки из-под крема с завин­чивающимися крышками наполняют растительным маслом (4 мл) или пова­ренной солью, смешанной с песком кремния в соотношении 4:1, добавляют по две-три капли эфирных масел соот­ветствующего действия. Флаконы откры­вают на время приема пищи или сна в те­чение двух месяцев в периоды сезонного повышения числа случаев ОРЗ у детей.

Отмечены позитивные изменения в поведенческих реакциях: дети быстрее засыпают, сон ста­новится более спокойным и глубоким. Пе­риод бодрствования проходит активно, ап­петит хороший. Отмечено, что число слу­чаев острых респираторных заболеваний и дней, пропущенных по болезни, у до­школьников, принимающих фитотера­пию, в 2,6 раза ниже по сравнению с анало­гичными показателями детей других групп. Таким образом, учитывая лечебное действие (противогриппозное - мяты, лаванды и шалфея, антиинфекционное - фенхеля, успокаивающее - полыни, ли­мона, лаванды, котовника, розового мас­ла и фенхеля), а также результаты клини­ческих наблюдений, можно рекомендо­вать использовать  эфирные масла этих растений с це­лью оздоровления детей, воспитываю­щихся в дошкольных учреждениях. [2]

 Литература:

1.      Шишкина В.А. Движение + движения. Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.создав

2.    Кузнецова М. Н. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. Методическое пособие. – Издательство: Айрис - пресс, 2004.

Тезисы

Как для родителей, так и для самого ребенка очень важно насколько безболезненно они пройдут период адаптации в детском саду. Для успешной адаптации выделяются следующие ключевые моменты: сам процесс адаптации, сохранение здоровья, активизация движений, укрепление иммунитета средствами ароматерапии.

Упражнение на активизацию двигательной деятельности с элементами дыхательной гимнастики и ароматерапии.

Цель:

-       оздоровление детей в период адаптации,

-       активизация движений посредством измененной окружающей среды,

-       преобретение элементарных навыков правильного дыхания при использовании средств ароматерапии,

-       глубокая вентиляция бронхов, активизация работы кровеносной системы.

Оборудование:

аудиозапись Ф.Шопен «Вальс ля-минор»

пихтовое масло, аромалампа, бумажные осенние листочки.

Ход игры (продолжительность 5 мин.):

В предварительно проветренном помещении разогревается эфирное масло в аромалампе. Включена спокойная мелодия.

 Дети входят в физкультурный зал (специально отведенное помещение).

Воспитатель подзывает детей к себе. В его руках планка с привязанными на тонких ниточках осенними листочками.

1. Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Смотрите, какие красивые листочки прилетели к нам в зал, они хотят с нами поиграть. Давайте подуем на них, как ветерок. (показывает глубокий вдох через нос, выдох через рот, губы сложены трубочкой)

Воспитатель поднимает листочки выше.

2. Упражнение в потягивании.

Воспитатель: Вот как сильно мы подули, наши листочки улетели высоко-высоко. Давайте потянемся и достанем их руками. (дети дотягиваются до листочков)

Воспитатель: Никак не достать нам листочки, высоко они улетели. А на ковер прилетели другие листочки. И с ними мы поиграем.

3. Дыхательная гимнастика, наклоны,  приседания, легкий бег.

Листочки лежат на ковре. Воспитатель предлагает подойти к листочкам, поднять и поиграть ими.

Мы – осенние листочки,(наклоняются, берут листочки)

Надели яркие платочки, (поднимают, вытягивают руки вверх)

На ветке дерева сидели,

Ветер дунул – полетели.(дуют на листочки)

Полетели, полетели, (разбежались по залу- легкий бег)

А потом устали, сели. (вернулись на ковер, присели на корточки,  положили листочки)

Воспитатель контролирует, чтобы малыши вдыхали через нос, выдыхали через рот.

Листочки собирают в корзинку.

 http://открытыйурок.рф/статьи/529955/

 

©Камакина Е.С.

© ИД «Первое сентября», 2003–2018

Комплексы игровой утренней гимнастики для раннего возраста

«ПОЕЗД»

I. Ходьба друг за другом, держась за пояс, ходьба с остановкой на сигнал.

II. ОРУ

«Загудел паровоз»

И.п. - остановка на сигнал. Поднять руки вверх, опустить к плечам: «ту-ту» 4-6 раз.

«Чиним колёса»

И.п.- на ширине плеч, руки вниз, наклоны, постучать по коленям: «тук-тук» 4-6 раз.

«Чиним рельсы»

И.п. - остановка на сигнал, присесть, постучать по полу «бам-бам» 4-6 раз.

Загудел паровоз»

И.п. - поднять руки вверх, опустить к плечам: «ту-ту» 4-6 раз.

III. Ходьба стайкой. Бег 30 с.

«ГУСИ»

I. Ходьба стайкой. Остановка на сигнал бубна.

   Повороты головы: «га-га-га». Бег.

II. ОРУ

«Гуси машут крыльями»

И.п. - остановка на сигнал бубна, взмахи руками через стороны вверх-вниз: «га-га-га» 4-6 раз.

«Гуси рассердились»

И.п. - ноги на ширине ступни («широкой дорожкой»), руки внизу, наклоны вперед с отведением рук назад, вытянуть шею: «ш-­ш-ш» 4-6 раз.

«Гуси щиплют травку»

И.п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе. Приседания, имитация движений 4-6 раз.

«Гуси машут крыльями»

И.п. - взмахи руками через стороны вверх-вниз: «га-га-га» 4-6 раз.

III. Ходьба за взрослым. Бег 30 с.

«НА ЛАВОЧКЕ»

I. Ходьба друг за другом по скамейке (ширина 20 см.).

Бег друг за другом вдоль скамеек.

II. ОРУ

«Приветствие»

И. п. - сидя на скамье лицом друг к другу (2 шеренги), поднять руки вверх помахать, опустить через стороны вниз 4-6 раз. «Здравствуй»

«Посмотри на сапожок»

И. п. -  сидя, поднять прямую ногу вперёд, опустить, затем другую.

«Хорошо  сидим»

И. п. - стоя у скамейки, присесть, постучать ладонями по скамье, встать 4-6 раз.

«Прощание»

И. п. - сидя на скамье лицом друг к другу, встать, помахать «до свидания» 4-6 раз.

III. Ходьба друг за другом вдоль скамеек. Бег за воспитателем 30 с.

«С КУБИКАМИ»

I. Ходьба врассыпную, взять кубик в каждую руку.

Ходьба друг за другом, ритмично ударять кубиком о кубик. Бег.

II. ОРУ в кругу.

«Строим высокий дом»

И.п. - остановка на сигнал - поднять руки в стороны - вверх, подняться на носки, вернуться в и.п. 4-6р.

«Стучат молотки»

И. п.- сидя руки на коленях повороты вправо-влево, постучать кубиками по полу  по 3-5 раз.

«Забиваем гвозди»

И.п. - стоя, руки вниз, присесть, постучать кубиками об пол 4-6 раз.

«Крыша»

И.п. - лёжа на животе, руки вперёд. Развести руки в стороны, не сгибать, смотреть вперёд; вернуться в и.п. 4-6 раз.

III. Ходьба по ориентирам. Бег 40 с.

«В ЛЕСУ»

I. Ходьба «цепочкой» взявшись за руку, друг за другом с переходом на бег «Идём в лес».

II. ОРУ

«В лесу растут маленькие и большие деревья»

И.п. - остановка на сигнал. Поднять руки вверх, присесть 4-6 раз.

«Колем дрова»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, соединены в замок. Поднять руки вверх, быстро наклониться вперёд, опустить руки между коленями, быстро выпрямиться 6-8р.

«Мишки зимой спят»

И.п. - лёжа на боку, руки вдоль туловища подтянуть согнутые ноги, обхватить колени:, распрямиться 4-6 р.

«Зайчики прыгают»

И.п. - прыжки на 2-х ногах, руки свободно, остановка на сигнал.

III. Ходьба друг за другом. Бег 40 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.