Проект «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ»
Проект
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ»
Автор: учитель-логопед Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Губина Ольга Николаевна
Участники проекта: воспитанники детского дома «Солнышко», воспитатели, родители или лица их замещающие (опекуны).
Тип проекта:
По составу: групповой
По срокам реализации: среднесрочный
(2 месяца: октябрь-ноябрь 2019 года)
По целевой установке: практико-ориентированный, творческий
Цель проекта: коррекция всех сторон речевого развития детей дошкольного возраста (произношение, словарь, грамматика, связная речь), через использование инновационного метода коррекции речевых нарушений - «логопедические сказки».
Задачи проекта:
Способствовать речевому развитию дошкольников (совершенствовать произносительную сторону, лексико – грамматические средства языка, развивать связную речь).
Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
Создавать благоприятный психологический климат при организации ООД по речевому развитию в условиях детского дома.
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти у детей.
Вовлекать родителей воспитанников в коррекционный процесс.
Актуальность:
Главная моя задача, как логопеда, научить наших маленьких воспитанников говорить правильно и красиво, ведь граммотная речь имеет большое значение для полноценного развития личности человека. А для этого необходим постоянный поиск новых форм и методов коррекции речевых нарушений. Один из самых эффективных инновационных методов в коррекционной педагогике, на мой взгляд, является метод логопедических сказок.
Мир сказок манит нас своей нереальностью, волшебством, яркостью. Для ребят из детского дома это особенно важно. Ведь у многих из них в реальной жизни было очень мало радостных и счастливых моментов. Все самые яркие впечатления детства отражают, в основном, негативный социальный опыт. Познавательная активность у таких детей очень низкая. И сотрудники детского дома стараются «отогреть» таких детей, показать им другую сторону жизни, заинтересовать, научить, помочь раскрыть возможности и способности, которые есть в каждом ребенке.
Сказки очень нравятся детям и взрослым, сказки понятны всем. Они позволяют проявлять творчество и детям и педагогам.
Прогнозируемые результаты:
Появление интереса к логопедическим занятиям, формирование познавательной активности у детей;
Расширение и обогощение словарного запаса, усвоение грамматических категорий, улучшение произносительных возможностей, развитие связной речи дошкольников;
Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
Повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития дошкольников.
План реализации проекта
Этап проекта | Деятельность | Участники |
подготовительный | Изучение литературы, интернет-источников по теме. Составление плана проекта. Разработка цикла авторских сказок. | Учитель-логопед |
основной | Использование авторских сказок при организации ООД по речевому развитию. Приглашение родителей на занятие «Использование логопедических сказок в коррекционно-образовательном процессе». Консультация для педагогов и родителей. | Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители. |
итоговый | Создание книги «Логопедические сказки». Презентация проекта на педсовете. Выступление на родительском собрании. | Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители. |
Логопедическая сказка
для детей разновозрастной группы
по мотивам сказки Нины Павловой «Земляничка»
Цель: Расширять словарный запас по темам «Ягоды», «Лес». Активизировать речь детей младшего дошкольного возраста с ЗРР при помощи звукоподражаний. Детей старшего дошкольного возраста с ОНР учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию учить пересказывать сказку. Создавать интерес к логопедическим занятиям. Развивать внимание, память.
(Все действия разыгрывает логопед с помощью игрушек настольного театра).
Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка.
Увидал ее комар и запищал: «ЗЗЗЗЗЗЗ! Ягодка созрела: красная, душистая!»
Услышала комара птичка, полетела на поляну «Тинь-тинь-тинь».
Хочет съесть земляничку.
Услышала комара мышка «Пи-пи-пи», побежала на поляну.
Хочет съесть земляничку.
Услышала комара лягушка «Ква-ква-ква», поскакала на поляну.
Хочет съесть земляничку.
Услышала комара змея «С-с-с», поползла на поляну.
Хочет съесть земляничку.
Набежала на солнышко туча. Увидел ее комар и запищал: «Дождь пойдет: мокрый, холодный!»
Услышала комара птичка«Тинь-тинь-тинь», скорей — на дерево.
Услышала комара мышка «Пи-пи-пи», скорей — в норку.
Услышала комара лягушка «Ква-ква-ква», скорей — под листок.
Услышала комара змея «С-с -с», скорей — под корень.
А ягодка земляничка под дождем купается да радуется, что ее никто не тронул.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к детям по содержанию сказки: какая ягодка выросла на полянке? Кто первый ее заметил? Какую песенку пел комар? Кто второй услышал о ягодке? Кто третий? Как пела птичка? Кто третий услышал? Какая у мышки песенка? Кто еще захотел съесть земляничку? Какая песенка у змеи? Что случилось потом? Кто куда спрятался? Чем закончилась сказка?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Совместное рассказывание сказки с показом действий с помощью игрушек настольного театра.
Индивидуальные рассказы детей старшего дошкольного возраста.
Артикуляционные сказки
Цель:
развивать артикуляционную моторику, формировать интерес к логопедическим занятиям.
Осенняя история
Осень наступила. С листопадом и дождями, с урожаем овощей и фруктов! Ежик осень поджидал, за грибами побежал. Осень - грибная пора! В лес собираться ежику пора. Ежик улыбнулся (Упражнение «Улыбка»), иголочкой кольнулся (Упражнение «Иголка»), на качелях покачался (Упражнение «Качели»), ну и в лес скорей помчался. Для грибов он взял корзинку (Упражнение «Чашечка»). На лошадке поскакал (Упражнение «Лошадка») и ни чуть он не устал. Он набрал грибов не мало («Упражнение «Грибок») 12345 все нам трудно сосчитать. Боровик, лисички, волнушки и опята. Будут рады грибам малыши-ежата!
Зимняя история
Зимой холодной снежной всем детям интересно на улице гулять, от мороза убегать! Жили-были сестричка Танечка и братик Ванечка. Таня – толстушка, Ваня – худышка. Бегал всегда за сестрой он вприпрыжку. (Упражнение «Толстушка» - «Худышка»). По лесенке спускались (Упражнение «Ступеньки) и с горочки катались. (Упражнение «Горка»). Дятел к детям прилетал, своим клювом так стучал ддддддд (Упражнение «Дятел»). Дети болтали (Упражнение «Болтушка») и улыбались, но на прогулке они не остались. Бабушка внуков с прогулки ждала, блинами кормила (Упражнение «Блинчик»), конфеток дала (Упражнение «Леденец»).
Весенняя история
Весна, весна на улице. Красиво и тепло. Все звери, птицы счастливы, проснулись все давно. (Упражнение «Улыбка») На цветочке аленьком бабочка живет. Бабочка – красавица отправилась в полет. Порхала (Упражнение «Язык вверх-вниз, вправо-влево», летала, все везде узнала.
Над огородом летела и лопату разглядела (Упражнение «Лопатка»). Будут лопатой грядки капать и овощи сажать: и морковку, и капусту, и укроп и кабачок, и редиску, и лучок.
Вдруг, подул ветерок (Упражнение «Ветер») и унес на цветок бабочку-красавицу, что всем ребятам нравится.
Артикуляционная сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Открывается окно. А зверей то там полно. (Упражнение «Окно» - открываем и закрываем рот)
Тянуть губки прямо к ушкам очень нравится лягушкам (Упражнение «Улыбка»).
Серый волк сидит в лесу, ему скучно одному (Упражнение «Трубочка»).
Мышка скачет вправо-влево (Упражнение «Часики»), а лиса хвостом метет, всех зверей с собой зовет: вверх и вниз, вверх и вниз, вот такой лисы каприз (Упражнение «Качели).
Только мишка косолапый, ходит-бродит толстопятый, в доме том он жить не смог, развалил весь теремок.
.
Артикуляционные сказки
для детей младшего дошкольного возраста с ЗРР
«Львенок в гостях у малышей»
Левушке дети все улыбнулись («Улыбочка»), поцеловать его все потянулись («Трубочка»). На лошадке покатали («Лошадка») и блинами угощали («Блинчик» или «Покусаем язычок»). Все подули на ладошку, но не сильно понарошку («Дуем на ладошку»).
«Строим Дом»
Тук-тук -тук – строим дом. Дом высокий, дом с окном. С острой крышей и трубой. В доме я живу с тобой. Окошко открывается – окошко закрывается. (Упражнение «Окно») Пусть проветрится немножко стол, ковер, диван и кошка. Рядом с домом есть качели, мы на них с тобой присели. (Упражнение «Качели). На часах уж 3 часа, нам с тобой домой пора. (Упражнение «Часики»). На лошадке прокатились, снова дома очутились. (Упражнение «Лошадка»).
«Зоопарк»
Мы в зверинце с мамой были. В зоопарк мы с ней ходили. Многих там зверей видали, головой нам все кивали. Тянет шею к нам жираф, выступает словно граф. (Упражнение «Жираф») Вот зевает бегемот, широко открыв свой рот. (Упражнение «Бегемот»).
Подражаю я слону, губы хоботком тяну. (Упражнение «Хобот») Обезьянки веселились, шустро быстро все резвились. Влево - вправо, вверх и вниз, за лиану ты держись. (Упражнение «Язычок прыгает»).
Обучающие логопедические сказки
Цель: готовить детей к школьному обучению, формировать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Гласные-прекрасные
Жили – были в городе звуков гласные-прекрасные. Они петь любили громко с голосом: А - пела, так, как - будто малыша укачивает, У- как волчица воет, Э - как эхо раздается по лесу, Ы - как медведица, О - вечно всему удивляется, И - была самой жизнерадостной. Так пели наши гласные каждый день свои песенки. Долго они могли петь. И никто им не мешал: ни язык (он просто лежал-отдыхал), ни зубы (они не строили заборчик и были всегда открыты). А губы только помогали: то трубочкой вытянутся, то в улыбочку растянутся. Все слушали их песенки и восхищались «Ах, гласные, ну до чего они прекрасные».
Звуки и буквы
Жили-были звуки речевые. Звуков было много и все они были разные. Одни были громкие, тянулись и умели петь песенки. Другие петь не умели, зато умели шуметь, свистеть, шипеть, рычать. И не было у них домиков. Никто не мог их различать, дети с ними не могли поиграть, потому что их можно было только услышать, но нельзя было увидеть. И стало им скучно и даже одиноко. Пришли они к волшебнику Речевику. И попросили сделать так, чтобы их могли не только слышать, но и видеть. Взял Речевик свою волшебную кисточку и каждому звуку нарисовал свой домик и назвал этот домик буквой. В некоторые домики – буквы поселил по два звука. И стали они не только слышны, но и видны. И с тех пор каждый ребенок может взять в руки азбуку и, увидев домик-букву, сказать какие звуки там живут. Давайте попробуем, я вам буду показывать букву, а вы называйте звуки, которые там живут.
Сказки творческие
Цель:
развивать у детей связную речь, фантазию, творчество.
Сказки-путешествия
Жили-были саночки. Зимой им было весело, дети часто брали их собой на прогулку. А летом саночки загрустили и отправились в путь на поиски друзей…(придумай продолжение этой сказки)
Ваня, 6 лет
Шли они долго: по дорогам, по оврагам, по болотам и лесам. Пока не пришли на волшебный пруд, где жила золотая рыбка.
- Милые саночки, почему вы грустите? - спросила золотая рыбка.
- Как мне не грустить? Мне очень одиноко, у меня нет друзей - ответили саночки.
- Не печалься, я помогу тебе: каждому встречному скажи волшебные слова и он тут же станет твоим другом «123 –не грусти, а со мной поговори.123 – не сердись, а со мною подружись».
Запомнили саночки эти слова и отправились в путь. Вскоре саночки повстречали птичку-невеличку. Птичка пела чудесную песенку. Саночки послушали эту песенку, а затем проговорили волшебные слова «123 –не грусти, а со мной поговори.123 – не сердись, а со мною подружись». Как только саночки произнесли последнее слово, птичка сразу заметила их и сказала:
- Привет! Я птичка! Можно с тобой дружить?
- Конечно! – обрадовались саночки.
Птичка прыгнула на санки и они отправились в путь вместе.
Так саночки и птичка путешествовали по миру и объездили много стран и никогда не ссорились.
Настя, 6 лет
Саночки заехали в дремучий лес. И повстречались с волком. Волк был серый, худой, голодный. Он выл на луну. Саночки предложили волку свою дружбу, но волк отказался.
«Не мешайте мне. Я занят важным делом! Отправляйтесь лучше к медведю. Может ему нужны друзья» - ответил волк.
Саночки отправились дальше в лес. Долго они катались по лесу. Так долго, что уже кончилось лето и наступила осень.
Когда санки доехали до берлоги, где живет медведь, то сразу поняли, что и медведь с ними не будет дружить. Ведь его храп был слышен на весь лес. Медведь уже уснул.
Загрустили санки. Но вдруг, они услышали шум и увидели, как шустрые белки собирают шишки.
«Что вы делаете?» - спросили санки.
«Мы делаем запасы на зиму!» - ответили белки.
«А можно я вам помогу?»- поинтересовались саночки.
«Конечно! Мы будем только рады» - согласились белки.
Целый день саночки возили шишки, орехи, грибы к высокому дереву, где было беличье дупло. Белки были довольны и спросили: «Чем мы можем вас отблагодарить?»
«Просто будьте моими друзьями!» - ответили санки. Так и нашли санки себе друзей.