Логопедическая сказка на дифференциацию звуков

6
0
Материал опубликован 18 April 2016 в группе

Логопедическая сказка на дифференциацию звуков.

Предложенная сказка – это интересная, форма дифференциации звуков [С] и [Ш]. Она рассчитана на детей с нарушениями устной и письменной речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, моторной алалия, а также дислексия и дисграфия) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков.

В процессе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [С – Ш] на слух и в процессе произношения слогов, слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [С] и [Ш], формируется фонематический слух и лексико – грамматический строй речи, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание.

Задания, используемые в сказке, не содержат других, возможно, дефектных звуков.

Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. С этой целью необходимо использовать следующий материал: картинки – символы: звука [С] – «насос» и звука [Ш] – «лопнувший шарик», аудиозапись с неречевыми звуками, сравнительная схема артикуляции данных звуков и индивидуальное зеркало.

Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях.

 

Как звуки с друзьями играли

 

Жили – были звуки [С] и [Ш]. Вот накачивают насосом колесо [CCC] – это звук [C] – (взрослый показывает картинку – символ). А вот шарик лопнул, и из него выходит воздух [Ш – Ш – Ш] – это звук [Ш] – (взрослый показывает картинку – символ).

Стали звуки играть друг с другом и перепутались. А распутать некому, ведь даже друзей у них нет. И решили они прогуляться и поискать друзей, которые помогут им распутаться. Мы тоже отправимся с ними и научимся различать звуки [С] и [Ш].

Послушай внимательно, догадайся, какой это звук, и покажи нужную картинку (взрослый включает аудиозапись с неречевыми звуками):

- выходит воздух из воздушного шарика;

- качают колесо насосом;

- шипит змея;

- выходит воздух из колеса;

- сбежала каша из кастрюли;

- дворник подметает сухие листья;

Все это неречевые звуки. А давай посмотрим, как появляются речевые звуки и что делают наши органы речи, когда мы произносим звуки [С] и [Ш] (работа со схемой артикуляции звуков, с опорой на имеющиеся знания правильной артикуляции звуков по отдельности):

- На что похожи звуки? (звук [С] похож на насос, которым качают колесо, а звук [Ш] похож на лопнувший шарик, из которого выходит воздух (длительное произношение звуков и соотнесение их с картинками – символами на схеме)).

- Что делают губы? (Работа с зеркалом) (когда произносим звук [С] губы улыбаются и получается «Заборчик», а когда произносим звук [Ш] губы вытягиваются вперед, как «Хоботок»).

- Как расположены зубы? (Работа с зеркалом) (когда произносим звук [С], зубы чуть разомкнуты, а когда произносим звук [Ш], зубы разомкнуты больше).

- Где находиться язык? (когда произносим звук [С], язык внизу, за зубками, а когда произносим звук [Ш], язык находиться вверху, за верхними зубами).

- А какая воздушная струя? (при произношении звуков подставляем ладошку к губам) – (когда мы произносим звук [С], воздушная струя холодная, а когда произносим звук [Ш], воздушная струя теплая).

Что делают голосовые связки? (при произношении звуков тыльной стороной ладони прикасаемся к горлышку) – (когда произносим звук [С], голосовые связки не работают, и когда произносим звук [Ш], голосовые связки не работают).

Молодец! Стали звуки играть. Давай быстро произносить, то звук [С], то звук [Ш]: [С – Ш – С – Ш –С – Ш].

Так и поиграли звуки друг с другом! Скучно им играть вдвоем, а тут навстречу им другие согласные звуки. Веселее всем сразу стало!

Если услышишь звук [C] – хлопни в ладошки, а если звук [Ш] – топни ножкой (взрослый называет звуки: [С, Ш, М, П, С, Ш, Ш, Р, К, С, Б, В, Ш, С и т. д.]).

Наигрались [С] и [Ш] с другими звуками, пошли гулять дальше. Тут появились слоги и звуки стали с ними играть. Вот что получилось. Повтори за мной:

- СА – ША - АС – АШ - ША – СА - АШ – АС

- СО – ШО - ОС – ОШ - ШО – С - ОШ – ОС

- СУ – ШУ - УС – УШ - ШУ – СУ - УШ – УС

- СЫ – ШИ - ЫС – ЫШ - СЫ – ШИ - ЫШ – ЫС

- ША – ША – СА

- СО – СО – ШО

- СУ – СУ – ШУ

- СЫ – ШИ – СЫ

Молодец! Наигрались звуки со слогами, стали они играть со словами. Повтори эти слова за мной:

СУТКИ – ШУТКИ, СУМЕТЬ – ШУМЕТЬ, МИСКА – МИШКА, БАСНЯ – БАШНЯ, НАС – НАШ, МЫС – МЫШЬ

А теперь, я тебе буду называть слова, а ты эти слова назови ласково:

СТИХ – СТИШОК, ПАСТУХ – …, СЫН – …, САША – … .

У тебя все правильно получилось! А звуки [C] и [Ш] так заигрались, что перепутались в словах. Распутай их. Я тебе буду говорить слова неправильно, а ты исправь меня:

ШУША – СУША, СУСКИ – …, ШЕШТЬ – …, СПЕСКА – …, НАШЕШТВИЕ – …, ПУТЕШЕШСТВИЕ – … .

Молодец! Теперь звуки [C] и [Ш] в словах на своих местах! А чтобы слова не потерялись – посчитай их (счет: 1 – 2 – 5 – 9):

ОДИН ПАСТУШОК, ДВА ПАСТУШКА, ПЯТЬ ПАСТУШКОВ, ДЕВЯТЬ ПАСТУШКОВ.

СМЕШИНКА…

СОСНОВАЯ ШИШКА…

СМЕШНОЙ СТИШОК…

Вот как хорошо, что ты всех посчитал!

Наигрались звуки со словами. Стали они дружить с предложениями. Внимательно послушай и повтори за мной:

МАША СПЕШИТ К ФИНИШУ. ПАСТУШОК ПАСЕТ ГУСЕЙ. НАТАША ЕСТ ФИСТАШКИ. САША СПЕШИТ В САД. СОНЯ СУШИТ ШУБУ.

Молодец, ты все повторил без ошибок!

Звукам [C] и [Ш] очень понравилось играть с друзьями, что они больше с ними не расставались! А ты научился не путать их!


 

Литература:

  1. Жихарева – Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 7 Звуки ш, ж. Издательство: Владос, 2005. — 103с.
Комментарии
Комментариев пока нет.