Логопедическая сказка на дифференциацию звуков
Логопедическая сказка на дифференциацию звуков.
Предложенная сказка – это интересная, форма дифференциации звуков [С] и [Ш]. Она рассчитана на детей с нарушениями устной и письменной речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, моторной алалия, а также дислексия и дисграфия) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков.
В процессе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [С – Ш] на слух и в процессе произношения слогов, слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [С] и [Ш], формируется фонематический слух и лексико – грамматический строй речи, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание.
Задания, используемые в сказке, не содержат других, возможно, дефектных звуков.
Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. С этой целью необходимо использовать следующий материал: картинки – символы: звука [С] – «насос» и звука [Ш] – «лопнувший шарик», аудиозапись с неречевыми звуками, сравнительная схема артикуляции данных звуков и индивидуальное зеркало.
Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях.
Как звуки с друзьями играли
Жили – были звуки [С] и [Ш]. Вот накачивают насосом колесо [C – C – C] – это звук [C] – (взрослый показывает картинку – символ). А вот шарик лопнул, и из него выходит воздух [Ш – Ш – Ш] – это звук [Ш] – (взрослый показывает картинку – символ).
Стали звуки играть друг с другом и перепутались. А распутать некому, ведь даже друзей у них нет. И решили они прогуляться и поискать друзей, которые помогут им распутаться. Мы тоже отправимся с ними и научимся различать звуки [С] и [Ш].
Послушай внимательно, догадайся, какой это звук, и покажи нужную картинку (взрослый включает аудиозапись с неречевыми звуками):
- выходит воздух из воздушного шарика;
- качают колесо насосом;
- шипит змея;
- выходит воздух из колеса;
- сбежала каша из кастрюли;
- дворник подметает сухие листья;
Все это неречевые звуки. А давай посмотрим, как появляются речевые звуки и что делают наши органы речи, когда мы произносим звуки [С] и [Ш] (работа со схемой артикуляции звуков, с опорой на имеющиеся знания правильной артикуляции звуков по отдельности):
- На что похожи звуки? (звук [С] похож на насос, которым качают колесо, а звук [Ш] похож на лопнувший шарик, из которого выходит воздух (длительное произношение звуков и соотнесение их с картинками – символами на схеме)).
- Что делают губы? (Работа с зеркалом) (когда произносим звук [С] губы улыбаются и получается «Заборчик», а когда произносим звук [Ш] губы вытягиваются вперед, как «Хоботок»).
- Как расположены зубы? (Работа с зеркалом) (когда произносим звук [С], зубы чуть разомкнуты, а когда произносим звук [Ш], зубы разомкнуты больше).
- Где находиться язык? (когда произносим звук [С], язык внизу, за зубками, а когда произносим звук [Ш], язык находиться вверху, за верхними зубами).
- А какая воздушная струя? (при произношении звуков подставляем ладошку к губам) – (когда мы произносим звук [С], воздушная струя холодная, а когда произносим звук [Ш], воздушная струя теплая).
Что делают голосовые связки? (при произношении звуков тыльной стороной ладони прикасаемся к горлышку) – (когда произносим звук [С], голосовые связки не работают, и когда произносим звук [Ш], голосовые связки не работают).
Молодец! Стали звуки играть. Давай быстро произносить, то звук [С], то звук [Ш]: [С – Ш – С – Ш –С – Ш].
Так и поиграли звуки друг с другом! Скучно им играть вдвоем, а тут навстречу им другие согласные звуки. Веселее всем сразу стало!
Если услышишь звук [C] – хлопни в ладошки, а если звук [Ш] – топни ножкой (взрослый называет звуки: [С, Ш, М, П, С, Ш, Ш, Р, К, С, Б, В, Ш, С и т. д.]).
Наигрались [С] и [Ш] с другими звуками, пошли гулять дальше. Тут появились слоги и звуки стали с ними играть. Вот что получилось. Повтори за мной:
- СА – ША - АС – АШ - ША – СА - АШ – АС
- СО – ШО - ОС – ОШ - ШО – С - ОШ – ОС
- СУ – ШУ - УС – УШ - ШУ – СУ - УШ – УС
- СЫ – ШИ - ЫС – ЫШ - СЫ – ШИ - ЫШ – ЫС
- ША – ША – СА
- СО – СО – ШО
- СУ – СУ – ШУ
- СЫ – ШИ – СЫ
Молодец! Наигрались звуки со слогами, стали они играть со словами. Повтори эти слова за мной:
СУТКИ – ШУТКИ, СУМЕТЬ – ШУМЕТЬ, МИСКА – МИШКА, БАСНЯ – БАШНЯ, НАС – НАШ, МЫС – МЫШЬ
А теперь, я тебе буду называть слова, а ты эти слова назови ласково:
СТИХ – СТИШОК, ПАСТУХ – …, СЫН – …, САША – … .
У тебя все правильно получилось! А звуки [C] и [Ш] так заигрались, что перепутались в словах. Распутай их. Я тебе буду говорить слова неправильно, а ты исправь меня:
ШУША – СУША, СУСКИ – …, ШЕШТЬ – …, СПЕСКА – …, НАШЕШТВИЕ – …, ПУТЕШЕШСТВИЕ – … .
Молодец! Теперь звуки [C] и [Ш] в словах на своих местах! А чтобы слова не потерялись – посчитай их (счет: 1 – 2 – 5 – 9):
ОДИН ПАСТУШОК, ДВА ПАСТУШКА, ПЯТЬ ПАСТУШКОВ, ДЕВЯТЬ ПАСТУШКОВ.
СМЕШИНКА…
СОСНОВАЯ ШИШКА…
СМЕШНОЙ СТИШОК…
Вот как хорошо, что ты всех посчитал!
Наигрались звуки со словами. Стали они дружить с предложениями. Внимательно послушай и повтори за мной:
МАША СПЕШИТ К ФИНИШУ. ПАСТУШОК ПАСЕТ ГУСЕЙ. НАТАША ЕСТ ФИСТАШКИ. САША СПЕШИТ В САД. СОНЯ СУШИТ ШУБУ.
Молодец, ты все повторил без ошибок!
Звукам [C] и [Ш] очень понравилось играть с друзьями, что они больше с ними не расставались! А ты научился не путать их!
Литература:
- Жихарева – Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 7 Звуки ш, ж. Издательство: Владос, 2005. — 103с.