Изучение домашнего рациона питания старшеклассников с целью выявления в нем генно – модифицированных организмов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова»
Проектно – исследовательская работа
« Изучение домашнего рациона питания старшеклассников с целью выявления в нем
генно – модифицированных организмов»
Выполнил: Зоиров Баракат,
ученик 9 Б класса
Руководитель: Метелькова Л. А.,
учитель химии
Содержание:
Введение
Теоретическая часть
История создания и применения ГМО
Зачем разрабатываются ГМО и создаются ГМР
Риски, связанные с ГМ продуктами питания
Практическая часть
Анкетирование учащихся с целью выявления информированности о том, что такое ГМО
Анализ результатов анкеты
Заключение
Приложения
Памятка для родителей и учащихся
Продукты с ГМО
Название фирм активно использующих продукцию с ГМО
Список литературы
Введение
Проблема правильного питания – одна из главных, стоящих перед человеком. Актуальность темы бесспорна, так как сейчас проблема ГМО волнует не только ученых, но и простых потребителей. ГМО стали все чаще встречаться в нашей жизни, и желание более подробно узнать об этих продуктах современной науки естественно. Стремительный рывок химической промышленности и развитие новаторских технологий в производстве питания принесли с собой не только очевидные плюсы. Да, безусловно, в какой-то мере решена проблема, как накормить постоянно увеличивающееся население Земли? Гигантские корпорации наводнили прилавки супермаркетов продуктами питания, созданными на искусственной основе. Быстро растет сеть фаст-фудов, продукты которых потенциально опасны для здоровья – прежде всего молодежи, которая является основным посетителем ресторанов быстрого питания. Химические добавки позволяют транспортировать еду на большие расстояния, значительно увеличивая сроки их хранения. Но при этом потребителе подвергают опасности – высок риск развития аллергии и онкологических заболеваний, к которым может привести регулярное употребление пищи с такими добавками.
Еще одна опасность – это генно – модифицированные организмы. Мы не знаем, к чему может привести их употребление. Именно поэтому важно знать, что именно мы едим, где эти продукты были выращены и с помощью какой технологии. Огромное количество людей на планете ежедневно употребляют в пищу продукты, содержащие ГМО. Так ли безопасны эти продукты? Каково их влияние на организм человека? Или может быть не стоит беспокоиться на этот счет? Но все же неспроста сегодня производители продукции указывают в качестве информации: « Без ГМО».
Цель данного проекта:
Сформировать правильный подход у школьников и их родителей к выбору продуктов питания содержащих генно – модифицированные организмы.
Задачи проекта:Изучить научную литературу о необходимости создания ГМО
Изучить риски, связанные ГМ продуктами питания
Найти аргументы «за» и «против» ГМО
Провести анкетирование учащихся о ГМО и использовании их в продуктах питания
Изучить рацион питания старшеклассников школы
Привлечь внимание школьников и их родителей к проблемам ГМО и вооружить их необходимой суммой знаний
Предмет исследования: продукты содержащие ГМО
Объект исследования: старшеклассники моей школы, употребляющие продукты питания, содержащие ГМО
Методы исследования:
Сбор информации и изучение научной литературы
Анкетирование старшеклассников
Анализ полученных данных
Теоретическая часть
История создания и применения ГМО
ГМО – это генно-модифицированные организмы. Их генотип с помощью генной инженерии был изменен человеком в научных или хозяйственных целях. Если раньше над выведением нового сорта растений или улучшенной породы животных трудилось не одно поколение ученых – селекционеров, кропотливо скрещивая и прививая, то теперь исследователи пользуются достижением научной мысли – ферментом, позволяющим выделить определенные участки ДНК растения или животного. Эти микроскопические участки ДНК, как правило, отвечают за определенный наследственный признак исследуемого организма. Ученые расшифровывают выделенные из ДНК гены и внедряют в живые клетки другого растения или животного. Таким образом, это растение или животное в считанные минуты приобретает новые полезные свойства.
Зачем разрабатываются ГМО и создаются ГМР( генно-модифицированные растения)
Во второй половине 20 века население высокоразвитых стран столкнулось с серьезной проблемой сильного загрязнения аграрных экологических систем и окружающей среды пестицидами и другими химическими препаратами, в большихколичествах использовавшихся для защиты растений от различных вредителей и возбудителей болезней.В данной ситуации ученым пришлось искать принципиально новый подход к вопросу увеличения стойкости растений к различным неблагоприятным воздействиям. Генетическая модификация растений дала выход в сложившейся ситуации.
В результате деятельности биоинженерии трасгенные растения приобрели устойчивость к гербицидам, вредителям и имели улучшенные продуктивные показатели. Проходятиспытания генетически модифицированные сорта лесных пород деревьев со значительным содержанием целлюлозы в древесине и быстрым ростом.
Огромное значение имеет использование ГМО в медицинских целях. Генетически модифицированные организмы используются в прикладной медицине с 1982 года. Ведутся работы по созданию генетически модифицированных растений, продуцирующих компоненты вакцин и лекарств против опасных инфекций (чумы, ВИЧ и других). На стадии клинических испытаний находится проинсулин, полученный из генетически модифицированного сафлора. Успешно прошло испытание и одобрено к использованию лекарство против тромбозов на основе белка из молока трансгенных коз.Разрабатываются генетически модифицированные бактерии, способные производить экологически чистое топливо.
В 2009 году вышел в продажу ГМ-сорт розы «Applause» с цветками синего цвета. Таким образом, сбылась мечта селекционеров, безуспешно пытавшихся вывести «синие розы».Риски, связанные с ГМ продуктами питания
Угнетение иммунитета, аллергические реакции и метаболические расстройства, в результате непосредственного действия трансгенных белков. Влияние новых белков, которыепродуцируют встроенныев ГМО гены, неизвестно. Показательным примером является попытка скрещивания генов бразильского ореха с генами соевых бобов – задавшись целью повысить питательную ценность последних, было увеличено в них содержание протеина. Однако, как выяснилось впоследствии, комбинация оказалась сильным аллергеном, и ее пришлось изъять из дальнейшего производства. В Швеции, где трансгены запрещены, болеют аллергией 7% населения, а в США, где они продаются даже без маркировки, - 70, 5%.
Различные нарушения здоровья в результате появления в ГМО новых, незапланированных белков или токсичных для человека продуктов метаболизма. Независимые эксперты утверждают, что генно-модифицированные культуры растений выделяют в 1020 раз больше токсинов, чем обычные организмы.
Появление устойчивости патогенной микрофлоры человека к антибиотикам. В ЕС с декабря 2004 года запрещена продажа ГМО с использованием генов устойчивости к антибиотикам.
Нарушения здоровья, связанные с накоплением в организме человека гербицидов. Большинство трансгенных растений не погибают при массовом использовании сельхозхимикатов и могут их аккумулировать.
ГМО сокращают поступление в организм необходимых веществОтдаленные канцерогенные и мутагенные эффекты. Каждая вставка чужеродного гена в организм – это мутация, она может вызывать в геноме нежелательные последствия, и к чему это приведет – никто не знает, и знать на сегодняшний день не может.
Практическая часть
Анкетирование учащихся с целью выявления информированности о том, что такое ГМО
Вопросы анкеты:
№ вопроса | Вопрос | Да | Нет |
№ 1 | Знаете ли вы, что такое ГМО? | | |
№ 2 | Считаете ли вы, что продукты с ГМО могут быть опасны для человека? | | |
№ 3 | Обращаете ли вы внимание на маркировку продуктов, которые употребляете? | | |
№ 4 | Часто ли вы употребляете продукты, содержащие ГМО? | | |
№ 5 | Знаете ли вы, что сеть Макдональдс использует продукты с ГМО? | | |
№ 6 | Интересно ли вам узнать о влиянии ГМО на здоровье человека? | | |
Я проводил анкетирование среди учащихся 8-х, 9-х классов нашей школы.
В анкетировании приняли участие 46 учащихся.
Анализ результатов анкеты
После проведения анкеты я проанализировал результаты. Оказалось, о том, что такое ГМО – имеют общее представление 81% опрашиваемых учеников. На следующие 5 вопросов анкеты результаты учеников были следующими:
50 % учащихся считают, что продукты с ГМО могут быть опасными для человека
42 % учащихся обращают внимание на маркировку продуктов, которые употребляют
74 % учащихся довольно часто употребляют продукты, содержащие ГМО
71 % учащихся знают о том, что сеть Макдональдс использует продукты с ГМО
35 % учащимся интересно узнать о влиянии ГМО на здоровье человека
Проведя анкетирование и проанализировав информацию, я сделал вывод, что половина (50%)опрашиваемых не считают ГМО опасным, хотя и обращают внимание на маркировку. 66% опрашиваемых часто посещают Макдональдс, часто употребляют продукты с ГМО. И, к сожалению, только треть учащихся хотела бы узнать о влиянии ГМО на здоровье человека. После анкетирования у меня получились следующие средние показатели по употреблению фастфудав %по каждому классу учеников:
8а класс – 12,8 %
8б класс - 12,6%
9а класс - 9,8%
9б класс – 14%
Согласно этим данным, я подсчитал среднее арифметическое, и получилось, что фастфуд в рационе питания старшеклассников составляет 12,3% от общего количества употребляемой пищи. Хотя по отдельным учащимся классов показатели были разными (от 10% до 50%).
ЗаключениеКаждый вправе выбрать для себя, будет он употреблять в пищу генно-модифицированные продукты или нет. Каждый потребитель должен быть информирован о наличии в продаже ГМО продуктов и самостоятельно принимать решение об их покупке. Определить на глаз, есть ли в продуктах ГМО – невозможно. Но нужно примерно знать, какие продукты с наибольшей вероятностью являются генно-модифицированными. Проводя исследование, я убедился, что подростки, чаще всего, не обращают внимания на маркировку продуктов. Они не достаточно информированы о продуктах с ГМО, о плюсах и минусах потребления таких продуктов. Наша задача сформировать правильный подход у школьников и их родителей к выбору продуктов питания, содержащих генетически модифицированные организмы.
( Приложения 5.1 и 5.2 )
Приложения
Памятка для родителей и учащихся
Продукты содержащие ГМО
Соя и ее формы (бобы, проростки, концентраты, соевая мука, соевое молоко и т.д.)
Кукуруза и ее формы (мука ,крупа, попкорн, масло, чипсы, крахмал и др.)
Картофель в полуфабрикатах (пюре, чипсы, крекер и др.)
Томатная паста, соус, кетчуп
Пшеница и хлебобулочные изделия длительного хранения
Молочная продукция длительного хранения
McDonalds – крупнейшая сеть фастфуда
Coca – Cola–производитель газированных напитков «Coca – Cola», «Sprite», «Fanta» и др.
PepsiCola – газированные воды «Pepsi», «Mirinda», «7 –Up»
Mars – батончики «Mars», «Snickers», «Twix»
Nestle – шоколад, детское питание, какао
Danon–кисломолочные продукты
Heinz Foods – майонезы, соусы, кетчупы
Это только самые известные из многочисленных фирм.
Список литературы
Клещенко Е. П. «ГМ – продукты: битва мифа и реальности»
Журнал «Химия и жизнь» №5 , 1995 г.
Панчин А.Ю. «Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей» М. 2007 г.
Прохоров В.К. «О нездоровой пище» М. Просвещение 2003 г.