12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72115
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами

Тип урока комплексное применение ЗУН учащихся

Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.

 

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Парная

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы

 

Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факто­ров окружающей среды на отдельные организмы (растения, жи­вотные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление фи­зиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные ан­тропогенные загрязнения: физические, химические и биологиче­ские.

Закономерности взаимодействия организмов и экологиче­ских факторов.

Любой организм в среде своего обитания подвергается воздей­ствию самых разнообразных экологических факторов: климати­ческих, эдафических и биотических.

Несмотря на очень большое разнообразие экологических фак­торов в природе можно выявить общие закономерности их воз­действия на организм и ответных реакций организма на них.

Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избы­ток влаги), его физиологического состояния и возраста.

Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности полу­чило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увели­чения жизнедеятельность организм будет угнетаться

Изучение сукцессии простейших в водных культурах

Наблюдения за каким-либо биогеоценозом в течение ряда лет показывают, что он не остается одинаковым: меняются условия жизни, взаимоотношения между организмами, структура биогео­ценоза, внедряются новые виды организмов. В результате может появиться биогеоценоз, качественно отличный от первоначально­го: с новым типом круговорота веществ и энергии, с новым со­ставом организмов, с особым ритмом их развития, иной продук­тивностью.

Явление, при котором один биогеоценоз заменяется с течением времени другим, называется сменой биогеоценозов, или сукцес­сией.

Последовательный ряд постепенно и закономерно сменяющих друг друга в сукцессии сообществ называется сукцессионной се­рией

Это явление можно смоделировать за сравнительно короткий период времени на водных культурах.

Цель работы: проследить за сукцессионной серией в водных культурах, выявить взаимоотношения видов в сообществе.

Задание: изучение смены видового состава организмов в мо­дельном сообществе.

Материалы и оборудование: сенной настой с организмами че­рез 2, 3, 5, 7, 14, 30, 60-дневного развития.

Приготовление сенного настоя. Приготовьте сенной настой кипячением в течение 10—15 мин лугового сена в воде, затем жидкость охладите, налейте в колбы или химически стаканы и выдержите при обычной температуре на свету 2—3 дня до об­разования на поверхности настоя бактериальной пленки.

Приготовление экспериментальных моделей сообщества. В каждый стакан с сенным настоем добавьте по 1—2 мл воды из естественного стоячего водоема (пруда, канавы) или из аквариума с обитающими там организмами. Необходимо заранее подгото­вить несколько стаканов с организмами разных сроков пребыва­ния: 2, 3, 5, 7, 14, 30, 60 суток.

Анализ видового состава проводится на смешанной пробе из каждого стакана. Для этого возьмите несколько капель (5 или 7) из разных частей стаканчика: под поверхностной пленкой, у сте­нок и дна стакана, у скоплений растительных остатков, из толщи воды. Затем эти пробы смешайте в отдельном стаканчике и рас­смотрите под микроскопом, помещая на предметное стекло кап­лю смешанной пробы.

Определение видового состава проводится с помощью рисун­ков массовых видов (рис. 3, 4, 5). Так как количественная оценка видового состава с помощью обычного оборудования затруднена, можно оценить обилие каждого вида в условных баллах, приняв за 5 баллов качественную оценку «очень много», за 4 балла — «много», 3 балла — «средне», 2 балла — «мало», 1 балл — «очень мало». На основе полученных данных заполните таблицу.

 

Схема видового состава простейших в модельном сообществе


 

Название

систематической

группы

Условные баллы встречаемости видов на разных стадиях развития сообщества

1

3

5

7

14

30

0

               

На основе полученных данных постройте график, обозначив разными цветами встречаемость отдельных видов в сообществе на разных стадиях его развития. Сделайте выводы.

 

Контрольные вопросы

1.Каковы причины смены частоты встречаемости видов в модель­ном сообществе в сенном настое?

2.Как изменяется в ходе сукцессии видовое разнообразие обитате­лей сенного настоя?

3.Каковы основные признаки молодой и зрелой группировки?

4.Чем определяются пределы развития сообществ в сенном настое?

4.Что такое экологическая сукцессия?

5.Какое свойство системы характеризует экологическая сукцессия?

 

Одноклеточные: 1амеба, 2-эвглена, 3динофлягеллята, 4дидиниум, 5парамецея, 6- инфузория-трубач


 

Представители фитопланктона и зоопланктона

 

 

 

"Типы сукцессий"

 

 

 

 

 


 

Одноклеточные организмы

 

 

 

 

 

Многообразие одноклеточных

 

 

 

 

 

Одноклеточные под микроскопом

 

 

 

 

 

Фитопланктон

 

 

 

Ресурсы:

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова

(Учебно-методическое пособие)

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /


 

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.