Урок экологии «Практическая работа №8. Изучение сукцессии простейших в водных культурах»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение сукцессии простейших в водных культурах
Наблюдения за каким-либо биогеоценозом в течение ряда лет показывают, что он не остается одинаковым: меняются условия жизни, взаимоотношения между организмами, структура биогеоценоза, внедряются новые виды организмов. В результате может появиться биогеоценоз, качественно отличный от первоначального: с новым типом круговорота веществ и энергии, с новым составом организмов, с особым ритмом их развития, иной продуктивностью.
Явление, при котором один биогеоценоз заменяется с течением времени другим, называется сменой биогеоценозов, или сукцессией.
Последовательный ряд постепенно и закономерно сменяющих друг друга в сукцессии сообществ называется сукцессионной серией
Это явление можно смоделировать за сравнительно короткий период времени на водных культурах.
Цель работы: проследить за сукцессионной серией в водных культурах, выявить взаимоотношения видов в сообществе.
Задание: изучение смены видового состава организмов в модельном сообществе.
Материалы и оборудование: сенной настой с организмами через 2, 3, 5, 7, 14, 30, 60-дневного развития.
Приготовление сенного настоя. Приготовьте сенной настой кипячением в течение 10—15 мин лугового сена в воде, затем жидкость охладите, налейте в колбы или химически стаканы и выдержите при обычной температуре на свету 2—3 дня до образования на поверхности настоя бактериальной пленки.
Приготовление экспериментальных моделей сообщества. В каждый стакан с сенным настоем добавьте по 1—2 мл воды из естественного стоячего водоема (пруда, канавы) или из аквариума с обитающими там организмами. Необходимо заранее подготовить несколько стаканов с организмами разных сроков пребывания: 2, 3, 5, 7, 14, 30, 60 суток.
Анализ видового состава проводится на смешанной пробе из каждого стакана. Для этого возьмите несколько капель (5 или 7) из разных частей стаканчика: под поверхностной пленкой, у стенок и дна стакана, у скоплений растительных остатков, из толщи воды. Затем эти пробы смешайте в отдельном стаканчике и рассмотрите под микроскопом, помещая на предметное стекло каплю смешанной пробы.
Определение видового состава проводится с помощью рисунков массовых видов (рис. 3, 4, 5). Так как количественная оценка видового состава с помощью обычного оборудования затруднена, можно оценить обилие каждого вида в условных баллах, приняв за 5 баллов качественную оценку «очень много», за 4 балла — «много», 3 балла — «средне», 2 балла — «мало», 1 балл — «очень мало». На основе полученных данных заполните таблицу.
Схема видового состава простейших в модельном сообществе
Название систематической группы |
Условные баллы встречаемости видов на разных стадиях развития сообщества |
||||||
1 |
3 |
5 |
7 |
14 |
30 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе полученных данных постройте график, обозначив разными цветами встречаемость отдельных видов в сообществе на разных стадиях его развития. Сделайте выводы.
Контрольные вопросы
1.Каковы причины смены частоты встречаемости видов в модельном сообществе в сенном настое?
2.Как изменяется в ходе сукцессии видовое разнообразие обитателей сенного настоя?
3.Каковы основные признаки молодой и зрелой группировки?
4.Чем определяются пределы развития сообществ в сенном настое?
4.Что такое экологическая сукцессия?
5.Какое свойство системы характеризует экологическая сукцессия?
"Типы сукцессий"
Сукцессия
Экологические сукцессии
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
http://panagushina.ucoz.ru/index/ehkologicheskij_praktikum/0-153
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций