12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Роман141
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

(Слайд 1)

Тема: Изучение цифрового мультиметра

Методическая цель. Использование интерактивных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса.

Цель: изучить методы использования цифрового мультиметра;

осуществлять поиск и анализ информации для решения профессиональных задач;

воспитывать у студентов чувство ответственности за результат своей работы.


1. Организационный момент. 1 мин.

1.1. Проверка группы на готовность к уроку.

Здравствуйте, уважаемые студенты! Рад видеть Вас сегодня у себя на занятии. Все имеют с собой ручки и тетради? (Положительные ответы студентов)


2. Актуализация. 7 мин

Сегодня мы с Вами будем усердно работать, Вы узнаете много важного, полезного и интересного. Хочу пожелать творческих успехов, у вас все получится.

Перед тем, как приступить к изучению нового материала я предлагаю посмотреть видео-материал, возможно вы вспомните информацию по данному эпизоду.

(Слайд 2), нажать включить.

Как вы думаете, зачем мы смотрели этот видео –материал? (Слайд 3)


2.2. Темополагание. 6 мин

(Слайд 4,5)

Меня интересует вопрос, Можно ли было избежать жертв ? Ответ студентов: (можно, да)


Каким образом можно это было сделать с точки зрения электромонтера ОПС? Ответ студентов: (правильный монтаж, правильное обслуживание работоспособности приборов и т.п.) (Слайд 6)

Какие виды обслуживания вы знаете, если знаете? Ответ студентов

Как проводить обслуживание работоспособности охранно-пожарной сигнализации? Ответ студентов

Если мы возьмем второй регламент, в который входит проверка каждого прибора по отдельности, и затем всего комплекса в целом. Какими бы приборами вы осуществляли вскрытие оборудования? Ответ студентов

А проверку подающего питания и сопротивления??? Ответ студентов

Скажем нужно узнать сколько вольт выходит с клемм шлейфов сигнализации. Ответ студентов


Как называется прибор который может произвести замеры всех вышеперечисленных физических величин? ( Ответ: мультиметр)

Как пользоваться мультиметром?* ( вероятнее всего на этот вопрос нет ответов)


Тогда какова же тема нашего занятия, как вы думаете? (Ответ студентов: Изучение цифрового мультиметра) Верно! Молодцы! (Выводится слайд с темой урока) (Слайд 7)

2.3. Целеполагание. 5 мин

Исходя из темы, какими средствами мы можем достичь результатов? (Предположения студентов о цели урока)

А зачем это необходимо? Для чего мы будем изучать

Цель нашего урока: приобрести навыки пользования цифровыми мультиметрами и мобильными приложениями для вычисления параметров электрической цепи (Слайд 8)

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.


А сейчас, после того, как определены тема и цель урока, Я предлагаю Вам ознакомиться с планом сегодняшнего урока (Слайд 9)

Итак, план урока:

а. Условные графические обозначения мультиметра

б. Методы проведения измерений

в. Мобильные приложения и интернет ресурсы с применением измерительных приборов.

г. Подведение итогов


3. Предъявление новых знаний. 12 мин

3.1. Цифровой мультиметр. 6 мин

Перед тем, как приступить к изучению нового материала, давайте подумаем, почему именно цифровой мультиметр, а не аналоговый мы сегодня разбираем. (Слайд 10)

Во-первых, чем отличается цифровой мультиметр от аналоговых измерителей? (Ответы студентов)

Во-вторых, каковы преимущества или недостатки в сравнении двух этих видов? (Ответы студентов)


Переходя более детально к цифровому мультиметру, предлагаю внимательно посмотреть на лицевую панель мультиметра. Здесь, кроме цифр, можно увидеть много различных символов, Т.Е. Условных графических обозначений..


На рисунке 1 показаны все условные обозначения, которые можно увидеть на мультиметрах, и их разгадки – объяснения. (Слайд 11)

t1586590168aa.gif


(Слайд 12)


3.2. Методы проводимых измерений. 6 мин

Несколько слов о подключении мультиметра к измеряемой цепи (Слайд 13)

Все мультиметры комплектуются измерительными щупами, причем, у всех моделей приборов они одни и те же: на одном конце однополюсная вилка для подключения к мультиметру, на другом измерительный щуп. Щупы, как правило, красного и черного цвета, что позволяет соблюдать полярность подключения. Лучше всего это сделать, как показано на рисунке 2.

t1586590168ab.jpg


Рисунок 2. Подключение измерительных щупов к мультиметру


Черный щуп в гнездо с надписью «COM» (общий), а красный в гнездо, расположенное выше.


Рассмотрим, как измерить сопротивление резисторов или высокоомных проводников. Для переключения в режим измерения сопротивлений достаточно повернуть переключатель режимов работы по часовой стрелке, где имеется несколько пределов.

200Ω

2000Ω

20k

200k

2000k

Первые два предела содержат символ Ω, что говорит о том, что цифры на дисплее покажут величину сопротивления в Омах. На пределе 200Ω можно измерить сопротивление резисторов величиной до 200Ω, предел 2000Ω предназначен для измерения сопротивлений до 2КОм.


Те, кто пользовался стрелочными тестерами, знают, что прежде, чем приступить к измерению сопротивлений, надо установить стрелку на ноль шкалы. Для этого просто соединить между собой измерительные щупы и покрутить соответствующую ручку.

Хотя у цифровых мультиметров ноль выставлять не требуется, но соединять щупы все равно приходится: это еще одно хорошее правило пользования прибором. Тем самым проверяется в первую очередь целостность щупов (штатные щупы обрываются очень часто), а заодно и ноль шкалы. Если мультиметр находится в режиме «прозвонки» (как показано на рисунке 5), раздается звуковой сигнал. (Слайд 14)

t1586590168ac.jpg


Рисунок 5. Мультиметр в режиме «прозвонки»


Звуковой сигнал раздается лишь в том случае, если сопротивление между измерительными щупами не превышает 47…50Ω. Это свойство используется при проверке целостности проводников и дорожек на печатных платах и при проверке целостности кабеля линии связи пожарной и охранной сигнализации, поэтому уметь «прозванивать » кабель и провод должен каждый электромонтер. Если входные щупы не замкнуты, или в исследуемой схеме обрыв, или проверяемый диод включен в обратной полярности, на дисплее мультиметра высвечивается 1, как показано на рисунке 6. (Слайд 15)

t1586590168ad.jpg


Рисунок 6. Мультиметр показывает обрыв


То же самое можно увидеть на дисплее, если попытаться сопротивление 200КОм измерить на пределе 200Ом. Другими словами, измеряемое сопротивление выше, чем предел измерения, прибор «думает», что цепь разорвана.

Такая же картина будет, если напряжение 24В измерять на диапазоне 20, - прибор зашкалил. Только не надо на диапазон 20 подавать напряжение вольт 100…200, поскольку прибор может не выдержать такого издевательства и просто сгорит.




Ребята, вам понятно, как переключать и выбирать нужный диапазон или показатель?


Кто может продемонстрировать как подключаются щупы и выбирается скажем измерение сопротивления?


Если все понятно, то продолжим далее.



3.3 Мобильные приложения и интернет ресурсы с применением измерительных приборов. 5 мин (Слайд 16)

В нашей мобильной программе по электротехнике EveryCircuit цифровой мультиметр как таковой разделен на отдельные измерительные приборы.

(Слайд 17)

t1586590168ae.png





t1586590168af.pngt1586590168ag.pngt1586590168ah.png


Амперметр Вольтметр Омметр


(Слайд 18)В онлайн- электрике ситуация схожая, и условные графические обозначения те же самые, однако, чтобы разместить прибор на схеме необходимо войти в симулятор лаборатории , затем выбрать вкладку «Рисование» - «Выходы и метки» и выбираем необходимый прибор.


4. Закрепление нового материала. 5 мин

Пришло время закрепить пройденный материал. Сейчас Вам будет необходимо произвести замер сопротивления резисторов и целостность кабеля слаботочной системы безопасности. Результаты занести в тетрадь. Я раздам инструкционные карты, и вы можете приступать к работе.

R1. Коричневый с черной полоской

R2. Коричневый с зеленой полоской

R3. Синий

Кабель:

Берите необходимое оборудование и электротехнические компоненты. Всем ли понятно задание? (Положительные ответы студентов) Время на выполнение 5 минут. Приступайте.

(Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения за работой студенческой группы в целом и каждого студента в отдельности)

Все выполнили задания? У кого возникли трудности.

Итак , назовите номинал первого резистора? Второго? Третьего?

Хорошо.

Предлагаю такую ситуацию. Вы на объекте, далекто от города и спец. Магазинов. При проверке был выявлен деффект резистора нагрузки дымового извещателя. Нагрузка 2,2 кОм. У вас в наборе есть только 3,6. , 7 и 1 ,килоОм. Как сделать 2.2 кОм? ( обсуждение, три минуты)



5. Итог. 3 мин

5.1. Подведение итогов по решению поставленных задач.

(Слайд 19)Подводя итог сегодняшнего урока предлагаю вернуться к тем кадрам, о которых мы говорили в самом начале.

Если бы тот человек, который отвечал за работоспособность системы пожарной сигнализации умел бы проводить обслуживание , умел бы производить замеры нагрузки и оконечных устройств технических средств, возможно ли было бы избежать человеческие жертвы? Думаю ответ очевиден.

Итак, что вы сегодня узнали и чему научились? (Ответы студентов)

Узнали, как пользоваться цифровым мультиметром, что означают условные графические обозначения. Как Вы думаете, решили ли Вы поставленные задачи? (Ответы студентов)

Насколько важно направление сегодняшнего урока для электромонтера ОПС (Ответы студентов)

Да, действительно. Наша с вами профессия очень ответственна. И наш с вами профессионализм начинается с таких казалось бы маленьких вещей, как пользование мультиметром.


5.2. Выставление студентам оценок.

Выставление оценок

6. Домашнее задание и рефлексия. 3 мин

6.1. ДЗ

(Слайд 20) Уважаемые студенты, откройте тетради и запишите домашнее задание: Составить электрическую схему подключением вольтметра и амперметра в цепи на сайте онлайн-электрик.ру. Исходные данные напряжения и сопротивления я вышлю каждому лично на аккаунт в вк. Ответы прислать в беседу ( скриншот результата).


6.2. Рефлексия.

(Слайд 21) Сейчас я хочу узнать, как Вы оцениваете сегодняшнее занятие, Ваши ответы очень важны для меня.

а) довольны ли вы тем, как прошел урок?

б) достигли ли мы поставленной цели?

в) что было самым интересным?

г) что вызвало затруднение?


Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (3)

Спицына Любовь Ивановна, 12.04.20 в 05:51 0Ответить Пожаловаться
Увы, не нашла заявленной презентации, указания на слайды которой имеются в публикации.
Роман, 14.04.20 в 12:42 1Ответить Пожаловаться
Добрый день, Любовь Ивановна. Загрузил презентацию на сайт.
https://урок.рф/presentation/22171.html
Спицына Любовь Ивановна, 14.04.20 в 12:51 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Роман. Уверена, это дополнение будет полезно коллегам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.