Вебинар для педагогов. Смешанное обучение в практике цифрового учителя. Фрагмент стенограммы №3

1
0
Материал опубликован 27 September 2019 в группе

Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы с бесплатного вебинара «Современные технологии обучения – смешанное обучение в практике цифрового учителя». Вебинар для учителей-предметников, преподавателей высших и средних учебных заведений, руководителей ОУ, методистов был организован Учебным центром «Урок». Мероприятие провёл Георгий Осипович Аствацатуров, кандидат исторических наук, автор образовательного сайта «Дидактор», региональный координатор Центра дополнительного образования города Краснодара.

В ходе бесплатного вебинара были представлены эффективные приёмы медиадидактики, которые позволяют учителю сделать смешанное обучение школьников более цельным и результативным.

Внимание! Вебинар «Современные технологии обучения – смешанное обучение в практике цифрового учителя» и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для бесплатного просмотра на нашем сайте.

 

...Когда мы начинаем работать в режиме смешанного обучения, мы должны понимать, что здесь меняется роль учителя. В современном образовательном пространстве уже изменилась роль учителя, который не просто источник информации. Наверняка вам встречались уже термины:

  • организатор
  • координатор
  • эксперт
  • консультант

У смешанного обучения есть своя специфика. Как я организую такое обучение? Какими инструментами я буду пользоваться? Как я буду координировать образовательную деятельность не только в школе, но и удалённо? Как я буду проводить экспертизу тех цифровых проектов, которые будут готовить ученики? Может, я смогу, используя время от времени некие ресурсы и сервисы, поправить или сориентировать участников той или иной проектной группы, если они окажутся в тупике. Как будет проводиться дистанционная консультация: в онлайн режиме или через особый сервис или ресурс. Например, онлайн доска, которая будет доступна ученику: он сможет зайти и посмотреть, какие учебные задачи перед ним поставлены, какие ему даны рекомендации.

Любая технология предполагает этапы подготовки перед её непосредственным внедрением и реализацией. Мы должны чётко выбрать, какими ресурсами мы будем пользоваться, какие сервисы и программы для нас наиболее эффективны. Мы должны их тщательно изучить. Я часто езжу по стране и за её пределами, и обратил внимание, что знание учителями программ в основном поверхностное (в том числе самых простых, офисных). Например, когда у нас появилась интерактивная доска, многие учителя растерялись и начали судорожно изучать собственные инструменты интерактивной доски, причём в ряде школ досок было несколько. Один учитель, переходя из класса в класс, терялся, не знал программу новой доски. Я показывал, что можно в программе PowerPoint делать свои интерактивные единицы. На сайте didaktor.ru я часто описываю их, показываю, как их можно делать. Там есть и шаблоны, которыми вы можете воспользоваться. В данном случае важно не поверхностное, а именно глубокое изучение той или иной программы – какие то аспекты, тонкости программы, форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть при работе с ней.

Не секрет, что чаще всего мы пользуемся бесплатными онлайн-ресурсами, но, к сожалению, они не вечны. Например, какая-то компания не смогла выдержать конкуренции, потому что, предоставляя бесплатный режим, не имела спонсорской поддержки, и она закрывается. Мы готовились, работали, и вдруг всё пропадает. В данном случае, мы должны подготовить несколько резервных сервисов, с которыми будем работать, должно быть некое разнообразие. Не стоит забывать, что мы работаем с детьми, и вузовские аспекты и трактовка смешанного обучения нам не всегда подходят. Поэтому мы должны использовать разнообразные, и в то же время нескучные, привлекательные для учеников онлайн-сервисы.

Далее следует инструктаж участников образовательного процесса. Я бы советовал прописать пошагово, до всех тонкостей всё, что необходимо при работе в режиме смешанного обучения. Обратите внимание, если мы говорим о технологии, то часто скептически смотрят на урок, в котором учитель и ученики превращаются в неких Винтиков и Шпунтиков. Любая технология предполагает особые режимы, приёмы и инструменты, которые обязательно должны быть описаны в инструкции. Например, федеральные стандарты требуют составления технологических карт, что тоже является своеобразной инструкцией. Но я смотрю скептически на эти технологические карты, так как глубоко убежден, что их должны писать не учителя, а сами авторы учебно-методических комплексов, чтобы избавить учителя от этой рутинной работы.

Конечно, работа не по инструкции не отрицает некого творчества в ходе учебного процесса, но мы должны чётко прописать в инструкции, как пользоваться теми или иными ресурсами, прописать регламент, правила, обязательные к соблюдению и т.д.

Но даже хорошей инструкции будет мало, и должна обязательно присутствовать демонстрация работы с ресурсом. Можно провести демонстрацию также и родителям на собрании, представить им ожидаемые результаты, ожидаемый уровень обученности при использовании детьми этих технологий, в том числе и дома. Отнеситесь к этому серьёзно, ведь от демонстрации многое зависит. Мы можем выставить всё так непривлекательно, что это вызовет неприятие у руководства и родителей, вся подготовка к обучению пойдет прахом и реализации наших планов не последует.

В начале учебного года следует провести некую апробацию с учениками, выяснить насколько на данном этапе они готовы работать в таком режиме, проверить их уровень владения программами и онлайн-ресурсами. Может оказаться, что ученик не знает элементарных вещей (например, не умеет входить в программу или забывает код доступа, который мы ему предложили). Не огорчайтесь, если чего-то не получилось сразу, это вполне естественно. Апробация даст толчок для дальнейшей работы и позволит нам доработать недочёты, внести коррективы и затем начать уже систематическую работу.

Когда мы уже приступили к работе в режиме смешанного обучения, мы необходимо постоянно контролировать, эффективно ли протекает работа, думать о возможных коррективах, то есть организовать поддержку образовательного процесса. И не забывайте, что мы должны иметь резервные копии проделанной работы и подготовить варианты замены одного ресурса на что-то иное, чтобы не прерывать работу.

Важна некая систематичность, иначе ученики будут воспринимать такую работу несерьёзно. Если мы будем работать регулярно, ученики потихоньку включатся в процесс и будут работать продуктивно...

 

Это был фрагмент выступления с  вебинара «Современные технологии обучения – смешанное обучение в практике цифрового учителя». Запись вебинара и дополнительные материалы к мероприятию доступны для бесплатного просмотра.

Также данный вебинар входит в программу курса повышения квалификации «Повышение эффективности образовательного процесса с помощью мультимедийных инструментов. От планирования урока до оценивания результатов» (72 часа), по итогам которого выдается удостоверение о повышении квалификации от Учебного центра «Урок».

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации