Статья «Возможности мультимедиа ресурсов при изучении химии»
Возможности мультимедиа ресурсов при изучении химии
Современные дети с раннего возраста развиваются в условиях цифровой информационной среды, для многих из них такие источники получения новых знаний, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, исчезает интерес к процессу обучения, снижается мотивация, качество знаний.
С этими проблемами сталкиваются многие педагоги. Очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить их трудно. Возникает необходимость организации процесса активного взаимодействия с обучающимися на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), мультимедиа ресурсов.
При формировании естественно-научной картины мира, её химической составляющей применение мультимедиа ресурсов способствует формированию основных понятий, необходимых для представления микромира. Теоретический материал по таким темам труден для восприятия обучающихся. ИКТ дают возможность наглядно представить объекты и явления микромира: модели молекул, атомов, кристаллических решеток, схемы процессов, механизмы, ход реакций.
Например, при изучении темы «Строение атомов химических элементов» анимационные эффекты позволяют ученику представить строение атома, увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, помогают запомнить физический смысл некоторых табличных данных.
Огромное количество таких мультимедиа объектов представлено в электронных формах учебников по большинству предметов школьной программы на сайте lecta.rosuchebnik.ru (возможна бесплатная апробация).
Применение интерактивных моделей позволяет проводить различные эксперименты,
создавать на уроке проблемные ситуации. Обучающийся может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Такие модели представлены в программе «Открытая химия - 2.6» (Физикон).
Интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Интерактивная таблица Д.И. Менделеева позволяет рассмотреть особенности строения атомов химических элементов и свойства простых веществ.
Один из наиболее сложных вопросов для учеников в химии - это пространственное строение вещества. Рисунки в учебнике - плоские, двухмерные. Пространственный образ приходится додумывать, воображать. Применение мультимедиа ресурсов помогает обучающимся освоить этот сложный материал. На портале VirtuLab представлен конструктор молекул, который позволяет самостоятельно моделировать молекулы веществ из представленного набора атомов, рассматривать частицы в пространстве.
При изучении химических производств применение мультимедиа ресурсов позволяет познакомить обучающихся с явлениями и процессами, недоступными наблюдению, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, с различными промышленными установками и процессами. Например, при изучении способов переработки нефти можно «заглянуть» внутрь ректификационной колонны и пронаблюдать процесс.
Обучающие ролики по химии «От науки к производству» представлены на сайте издательства «Просвещение». Применяя их, можно совершить виртуальную экскурсию, например, на завод по производству серной кислоты и познакомиться с востребованными профессиями современности, изучить основы экологической безопасности.
Много интересной информации для внеурочной и проектной деятельности по предмету можно получить во время виртуальной роботизированной экскурсии в Музей Леонардо да Винчи.
Мультимедиа ресурсы незаменимы при демонстрации химического эксперимента. Безусловно, на уроках проводится реальные практические работы. Но в случае опасности опыта (токсичные вещества), отсутствия необходимых реактивов, оборудования, трудного наблюдения в режиме реального времени, (есть эксперимент, который длится от нескольких часов, до нескольких месяцев) можно посмотреть видео опыт или анимацию, смоделировать процесс в виртуальной лаборатории VirtuLab и следить за протеканием реакций на экране. Преимуществом такой демонстрации является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента. Но, конечно, видео опыт, моделирование химического процесса не замена, а хорошее дополнение к экспериментальной части обучения.
Осваивая методы решения задач, удобно использовать мультимедийные презентации с постепенным представлением алгоритмов решения за счёт анимации и с визуализацией происходящего процесса при помощи интерактивной виртуальной модели для углубления понимания (например, при решении задач на растворы). Это позволяет подробно рассмотреть и объяснить способы и приемы решения задач. Показ таких алгоритмов на экране существенно экономит время урока. Если задача имеет несколько решений, на экран можно вывести другие варианты, и обучающиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную совместную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Приведённые варианты использования мультимедиа ресурсов на уроках химии - небольшая иллюстрация возможностей ИКТ. Грамотное применение мультимедиа ресурсов позволяет выработать новую образовательную модель, организовать процесс взаимодействия с обучающимися на основе моделей «перевёрнутого класса» и «смешанного обучения», повысить эффективность дистанционного обучения, сформировать актуальную мотивацию для получения знаний.
Можно сделать вывод, что информационные технологии способствуют развитию познавательного интереса обучающихся, позволяют осваивать различные виды деятельности, повышают качество усвоения учебного материала, т.к. дают возможность обучающимся реализовать свой стиль восприятия информации, создают условия для построения индивидуальной образовательной траектории и личностного роста.
Информационные ресурсы
Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения // Химия в школе.-2018г.-№5.-С.12-14
Поспелова Галина Васильевна
Калягина Ирина Владимировна
Поляков Александр Васильевич