12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никандрова Екатерина Андреевна24
2

Методическая разработка по русскому языку «Изводишь единого слова» кукарямба «ради», или «Способы образования новых слов»

Методическая разработка урока по русскому языку

«Изводишь единого слова» кукарямба «ради», или Способы образования новых слов»

Тема урока: «Изводишь единого слова» кукарямба «ради»1, или «Способы образования новых слов»

Цель урока: изучить способы образования новых слов в русском языке на основе имеющихся знаний о морфемах.

Задачи:

1) обобщить знания о морфемах и функциях значимых частей слова;

2) научить определять способ образования слов;

3) развивать умение выполнять словообразовательный разбор;

4) закрепить умение выполнять морфемный разбор;

5) научиться в устной и письменной речи разграничивать понятия: «морфема», «приставка», «суффикс», «корень».

Класс: 6 класс

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Виды деятельности: наблюдение, запись в рабочую тетрадь, работа с учебником, самопроверка, взаимопроверка, рефлексия.

Формы и методы обучения: анализ текста, самостоятельные наблюдения, развитие логического и ассоциативного мышления, работа с презентацией, самопроверка.

Оборудование: белая маркерная доска Magnetic marker board Brauberg Standart, проектор HITACHI CP-X2510.

Средства наглядности: рабочая тетрадь, распечатанный материал, презентация «Основные способы образования слов в русском языке».

УМК: 1. Русский язык. Учебник для 6 класса в 2-ух частях для общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2022

Методические рекомендации: данный урок разработан в соответствии с учебной программой. Занятие способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, которые позволяют детям 6 класса быстрее и успешнее адаптироваться к средней школе:

- учащиеся сталкиваются с проблемой;

- предлагают варианты её решения;

- анализируют понятия;

- работают с теоретическим материалом;

- продумывают алгоритм для решения учебной проблемы;

- работают в соответствии с алгоритмом;

- проводят самоанализ деятельности урока.

Ход урока

Мотивационно-целевой этап (4 минуты)

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока через решение лингвистической задачи; в ходе аналитической беседы сформулировать тему и цели урока.

Учитель: Ребята, добрый день! Для того, чтобы мы смогли начать урок, вам надо превратиться в следопытов. Ведь только следопыты смогут решить лингвистическую задачку, которую я приготовила. Превращаться в следопытов мы будем следующим образом: положите большой и указательный палец на подключичные впадины, а правую руку на пупок. Досчитайте до десяти, поменяйте руки и повторите процедуру. Превращение началось! Посмотрите, пожалуйста, на распечатки, которые лежат на ваших партах, и прочитайте отрывок из книги А. Лингрен «Пеппи – Длинный чулок». [1]. (Приложение 1)

- О чём говорится в прочитанном тексте? (О том, что Пеппи – Длинный чулок нашла новое слово.)

Учитель: Ребята, а вы уверены, что Пеппи – Длинный чулок удалось найти новое слово? Вспомните, что такое «слово». (Слово в языке обозначает предмет, признак или действие.)

- Что значит слово «кукарямба»? (Обучающиеся затрудняются ответить.)

- Тогда попробуем назвать грамматические признаки этого слова. (Это существительное 1 склонения единственного числа.).

- А сейчас послушайте, что такое «кукарямба» по мнению современного автора Елены Кравченко-Окулиной [2] (Приложение 2). Запишите на предложенных вам распечатках наиболее понравившееся определение слова «кукарямба».

- Так что же такое «кукарямба» по мнению поэтессы? Предположите. (Ребята зачитывают выписанные ответы.)

- А слышали ли вы когда-нибудь это слово? Что оно обозначает? (Не слышали, но догадываетесь. Это то, чего не существует.)

- Смогла ли Пеппи найти новое слово? Почему? (Нет, потому что оно не имеет смысла.)

- А вам удавалось находить или придумывать новые слова? (Ответы могут быть различны.)

- Подумайте, на какой вопрос мы с вами будем сегодня отвечать? (Как появляются новые слова в русском языке?)

- Правильно! Мы будем говорить об этом. Каждому из вас предстоит оказаться не только в роли следопыта, но и словодела, придётся не просто познакомиться со способами появления новых слов, но и находить, и придумывать новые слова. В зависимости от того, какая роль вам понравится больше, вы и получите домашнее задание.

- Ну что, следопыты, кто может сформулировать тему урока? (Как образуются новые слова.) Слайд 1

- Словоделы, что мы должны сделать, чтобы узнать об образовании слов? (Наверное, нам надо вспомнить понятия, которые помогут изучить тему урока, потренироваться разбирать слова по составу.)

- Верно. Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.

II. Актуализация опорных знаний. Терминологический филворд. (3 минуты)

Цель этапа: выявить и скорректировать терминологические знания учащихся о морфемике и словообразовании.

Учитель: Для того, чтобы продолжить урок, я предлагаю вам решить филворд. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Слайд 2. В филворде спрятаны слова-термины, которые понадобятся нам на уроке, выпишите их в тетрадь.

Если обучающимся сложно найти слова самостоятельно, учитель может дать определения зашифрованных слов в качестве подсказки:

1. Раздел русского языка, который изучает состав слова. (Морфемика.)

2. Значимая часть слова. (Морфема.)

3. Главная значимая часть слова, в которой заключатся значение слова. (Корень.)

4. Раздел науки о языке, который изучает морфемы. (Морфемика.)

5. Морфема, которая служит для образования форм слова. (Окончание.)

6. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, называется. (Приставка.)

7. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется (Суффикс.)

8. Раздел науки о языке, который изучает образование новых слов, называется (Словообразование.)

- Какие термины вам удалось найти? Давайте проверим, выделите «Х» термин, который вы не нашли самостоятельно, «V» - нашли самостоятельно, «-» - помог найти сосед. Слайд 3 (Обучающиеся зачитывают ответы.)

Обучающиеся сверяют записанные термины, при необходимости учитель корректирует ответы ребят.

- Молодцы, ребята!

III. Первичное изучение нового материала. (6 минут)

Цель этапа: закрепить представление об однокоренных словах и формах одного и того же слова на примере слова «кукарямба»; вспомнить определения словообразовательных морфем, активизировать эмоциональное восприятие темы урока.

Для лучшего первоначального восприятия обучающимся предлагается работать с распечаткой.

Учитель: Мы вспомнили термины, которые помогут нам изучить тему сегодняшнего урока. И прежде, чем мы начнем говорить о способах образования новых слов, давайте вспомним, какая морфема является самой значимой в слове. (Корень).

- А почему? (Корень раскрывает значение слова и с его помощью мы можем образовывать новые слова.)

- Какие слова называют однокоренными? (Слова, которые имеют один корень и одно лексическое значение). Проверим, умеете ли вы отличать однокоренные слова от разных форм одного слова. Представим себя следопытами и обратимся к стихотворению про кукарямбу. Назовите формы слова «кукарямба», которые использует автор. (Кукарямба, кукарямбу, кукарямбы, кукарямб). Что отличает формы этих слов? (Падеж и число). А теперь попробуйте себя в роли словоделов и образуйте от слова «кукарямба» новые слова. (Закукарямбить, кукарямбовый, кукарямбочка).

- Вы отлично справляетесь! Какие морфемы вы использовали для того, чтобы образовать новые слова? (Приставки и суффиксы).

- Давайте вспомним, что такое приставки и морфемы. (Обучающиеся дают определения морфем.)

- Всегда ли для образования новых слов необходимо использовать каждую морфему? (Нет, можно использовать не все морфемы сразу.)

- Давайте познакомимся со способами образования слов в русском языке.

Объяснение нового материала (работа презентацией). (9 минут)

Цель этапа: познакомиться со способами образования новых слов.

Учитель: Сейчас вам снова предстоит примерить на себя роль следопытов. Вы будете добывать информацию о способах образования слов в русском языке. Работа с презентацией. Слайды 4-8

На этом этапе обучающиеся начинают работать над составлением конспекта в виде схемы или таблицы по способам образования слов в русском языке. На рисунке 1 показано начало работы с теоретическим материалом урока.

Слово, от которого будем образовывать новое слово

Морфема, которую добавляем

Слово, которое получилось

Способ образования

Вера

-н-

вер-н-ый

Суффиксальный

История

пред-

пред-ыстория

Приставочный

Рис.1. Примерная таблица по презентации

Ориентируясь по слайдам презентации, обучающиеся самостоятельно составляют таблицу. С помощью беседы учитель выявляет степень понимания нового материала.

В более слабых классах таблица по слайдам презентации составляется вместе с учителем.

Учитель: Итак, о каких способах образования слов вы узнали? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение корней с соединительной гласной, сложение корней без соединительной гласной, сложение букв, переход из одной части речи в другую, бессуфиксальный.)

- Обратимся к тем словам из стихотворения Елены Кравченко-Окулиной, которые вы выписали себе в начале урока. Определите способ образования этих слов и запишите их в соответствующие графы таблицы.

Учитель: Верно.

Лингвофизкультминутка. (1 минута)

Учитель: Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем. Послушайте, пожалуйста, сказку «Однокоренные слова» (Приложение 3). [3, 18]. Если вы услышите в сказке слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, сложите руки «в замок», если приставочным – положите ладошки на плечи, если суффиксальным – сложите руки «домиком» над головой.

Этап самоконтроля. (15 минут)

Цель этапа: определить уровень понимания нового материала через выполнение тренировочных упражнений и скорректировать полученные знания после само-и взаимо-контроля.

6.1. Выявление трудностей. (3 минуты)

Цель этапа: определить уровень понимания нового материала.

Учитель: Вы немного отдохнули – вернёмся к теме нашего урока. Давайте посмотрим, насколько опытными словоделами и следопытами вы уже стали. Для этого предлагаю посмотреть на распечатку (Приложение 4). В ней вы видите слова из стихотворения про кукарямбу Елены Кравченко-Окулиной. Поставьте «+» или «-» в соответствии с тем, правильно ли указан способ образования выписанных из него слов.

Разработка алгоритма для определения способа образования слов. (5 минут)

Цель этапа: минимизировать возможные ошибки в определении способа образования слов.

После самопроверки и подсчёта ошибок учитель предлагает обучающимся продумать алгоритм, который поможет избежать ошибок при определении способа образования слов. В слабых классах или при недостатке времени учитель может предложить готовую Памятку (Приложение 5).

Выполнение упражнений. (9 минут)

Цель этапа: закрепить умение определять способ образования слов.

Учитель: Надеюсь, что предложенная Памятка поможет вам лучше понять процесс образования новых слов в русском языке. Проверим, насколько хорошо вы сможете определить способы образования слов. Начертите в тетрадях таблицу из 5 столбиков: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксальный, сложение. Заполните столбцы этой таблицы словами из распечатки. Допишите в каждый столбец по одному примеру от себя, используя в качестве основы слово «кукарямба». (Приложение 6).

- Вы успешно поработали с таблицей. Закрепим всё, что вы узнали сегодня о способах образования слов, выполнив ещё два небольших задания из распечатки. (Приложение 7).

- Нам осталось проверить то, что у вас получилось. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите на экран Слайд 9-10, проверьте друг друга.

- Укажите количество ошибок на полях. Поставьте себе «5», если вы не сделали ни одной ошибки или ошиблись один раз. Если вы сделали 2-4 ошибки, поставьте себе «4». Если у вас 5-7 ошибок, поставьте себе «3». Если в вашей работе больше 7 ошибок не расстраивайтесь. Потренируйтесь в определении способов образования слов дома.

Рефлексия. Объяснение домашнего задания. (7 минут)

Цель этапа: рефлексия – закрепить полученные на уроке знания через психо-эмоциональное воздействие.

Учитель: Вы очень хорошо поработали сегодня! Подведём итоги. Назовите мне тремя словами, что вы знали до урока, что узнали на уроке, а что до сих пор осталось вам неизвестным. Формулируйте свой ответ так: «Знаю… - не знаю… - узнал…»

В завершение урока немного поиграем. Сейчас я одному из вас назову слово, а он образует новое слово и назовёт способ образования. Ответивший придумает новое слово и предложит другому образовать следующее слово и так далее. Первое слово – труд. (Возможные варианты: трудный – суффиксальный.)

- Жаль, но нам пора заканчивать. Урок вам понравился? (Да). А что мы сегодня делали на уроке? (Изучали способы образования новых слов). Вам было интересно? (Да). Что нам осталось сделать? (Записать домашнее задание.)

Учитель: Правильно. Как я уже говорила в начале урока, вам сегодня предстояло примерить на себя роли следопытов и словоделов. Поскольку вы отлично справились с поставленной задачей, то дома вы будете выполнять задание под кодовым названием «Словоделы и Следопыты».

Владимир Иванович Даль составил один из крупнейших словарей русского языка (около 45 000 слов), на создание которого ушло 53 года. Даль знал около 12 языков, и он всегда выступал за «чистоту» русского языка. Владимир Иванович всеми силами старался очистить русский язык от заимствованных слов и многим из них предлагал исконно русские замены. Некоторые русский писатель даже придумывал сам. Посмотрите, пожалуйста, на Слайд 11. Вот как В.И. Даль предлагал заменить некоторые иностранные слова.

Звучит непривычно, но ведь пофантазировать можно. Словоделам я предлагаю представить себя составителями словаря русского языка и подобрать русские синонимы к иностранным словам «школа», «рюкзак», «урок», «учитель», «тетрадь», «литература», «кабинет», «класс», «библиотека», «параграф». Определить способ образования придуманных слов.

А Следопытам предлагаю подумать о том, что, по-вашему, могло бы подразумеваться под словом «Кукарямба». Подготовьте страничку с этим словом для толкового, морфемного и словообразовательного словарей. Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?

- Всего доброго! Спасибо за урок.

Приложение 1

– Привет, Пеппи! – еще раз крикнули Томми и Анника.

– Во всяком случае, знайте, – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

– Что ты нашла? – в один голос спросили Томми и Анника, сгорая от любопытства.

Ни Томми, ни Аннику нисколько не удивило, что Пеппи что-то нашла, потому что она всегда что-то находила, но просто им не терпелось узнать, что же именно она нашла.

– Скажи, скажи скорей, что ты нашла?

– Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела. – Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

– А какое это слово? – спросил Томми.

– Прекрасное, – сказала Пеппи. – Одно из самых красивых слов на свете. Лучшего слова я не слыхала.

– Ну скажи, какое, – попросила Анника.

– Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

– Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

– Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности помолчали, потом Анника сказала:

– Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

– В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, – объяснила Пеппи.

(А. Лингрен «Пеппи – Длинный чулок»)

 

Приложение 2

Что такое КУКАРЯМБА?

Кто ответит на вопрос?

Знаю точно – КУКАРЯМБА -

Не домашний пылесос.

А быть может это сладость?

Я хочу ее купить!

Ах, какая это радость –

КУКАРЯМБУ откусить.

Но сказали в магазине:

«КУКАРЯМБЫ у нас нет!

Ты спроси-ка в зоопарке,

Там тебе дадут ответ»,

Долго, долго я искала

КУКАРЯМБУ среди львов.

Все углы я обыскала

В клетке тигра, у слонов.

А быть может КУКАРЯМБА

это маленький жучок?

Или это просто лампа,

А внутри в ней светлячок?

Может кто-то нарисует

И подскажет, где прочесть:

Если слово существует,

Значит, КУКАРЯМБА есть!

КУКАРЯМБА – это слово

Я придумала сама.

Из-за новенького слова

Вот такая кутерьма!

Все плечами пожимают:

«КУКАРЯМБ на свете нет!».

Но, когда ее поймают,

Я открою вам секрет.

Вы послушайте, как звонко

Слово это прозвучит:

«КУКАРРРРЯМБА» - крикну громко

И, как будто, зверь рычит!

Приложение 3

Давным-давно жили-были части слова: Приставки, Корни, Суффиксы и Окончания. Но жили они все разрозненно, сами не зная для чего.

Как-то раз Корень — УЧ — заскучал. И вот что он придумал. Позвал он к себе в гости Приставки, Суффиксы и Окончания и сказал им:

Вместе мы сможем создавать слова! Много-много новых слов!

А что для этого нужно? — спросили у Корня части слова.

Чтобы появились на свет новые слова, ты, Приставка, вставай передо мной, ты, Суффикс, после меня, а ты, Окончание, становись после Суффикса! — ответил им Корень -УЧ-.

Послушали части слова Корень -УЧ-, поступили, как Корень -УЧ- им велел, и появились слова: ученик, ученица, обучение, заучивать, учебник, учёный, учитель и многие другие.

Так Корень -УЧ- стал главой большого семейства слов, а приставки и суффиксы помогают корню -УЧ- создавать новые слова.

Приложение 4

Примеры

Способ образования

+/-

Домашний

Бессуфиксный

 

Пылесос

Сложение

 

Откусить

Приставочный

 

Жучок

Суффиксальный

 

Светлячок

Сложение

 

Новенького

Приставочно-суффиксальный

 

Громко

Бессуффиксный

 

 

Приложение 5

Памятка «Как определить способ образования слов»

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Выполнить морфемный разбор. Выделить основу слова.

3. Отсекая приставки и суффиксы, подобрать слово, от которого образовано разбираемое слово.

4. Убедиться в общем смысловом значении слов.

5. Указать способ образования слова.

Приложение 6

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Бессуфиксальный

Сложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подосиновик, водитель, бег, диванчик, бесцельный, мореплаватель, крошка, извозчик, водяной, межкомнатный, приехать, водопад, приостановиться.

Приложение 7

Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом.

Образец записи: БерёзовыйПрямая СЃРѕ стрелкой 5 берёза + -ов- ( ыПрямоугольник 6й ) (суффиксальный)

Бессонная, разгром, неаккуратный, загородка, ежовая, выдох, журналист, бесстрашный, скрипач, красивый.

От данных слов образуйте новые. Укажите, какие способы образования слов вы использовали

Образец записи: Изба + -уПрямая СЃРѕ стрелкой 3Прямая СЃРѕ стрелкой 4шк-( Прямоугольник 1а )Прямая СЃРѕ стрелкой 2 избушка (суффиксальный)

Земля, лезут, круг, гореть, дорога, лось, золотой, школа, дом, зелёный.

 

Литература и источники

Сказка «Пеппи в стране Веселии» читать (web-skazki.ru) Глава 3

Что такое кукарямба? (Елена Кравченко Окулина) / Стихи.ру (stihi.ru)

«Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых. Лингвистические сказки», 2018 - Детюк Наталья Григорьевна

1 Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» (В.В. Маяковский)


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.