Классный час «К 80-летию Хабаровского района»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Тополево
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка экологического урока с презентацией
по теме: «Заповедные места Хабаровского района»
Возраст обучающихся – 11-15 лет
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ с. Тополево
О. С. Кирилкина
Автор разработки:
Царенкова Наталья Александровна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ с. Тополево
март 2017г
с. Тополево
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой занятие для обучающихся 5 – 9 классов. Оно может быть использовано на уроках географии и биологии, а также как тематический классный час, посвященный 80-летию Хабаровского района.
Актуальность урока заключается в том, что 2017 год объявлен годом Экологии и Особо Охраняемых Природных Территорий, в этом же году нашему району исполняется 80 лет, детям необходимо знать о данных событиях и расширить свой кругозор.
Цель: привлечение обучающихся к сохранению природы Хабаровского района.
Задачи:
Дать представление обучающимся о природе Хабаровского района и ее значении;
Познакомить ребят с ООПТ своего района;
Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному району;
Воспитывать гордость и патриотизм к Хабаровскому району.
Форма занятия: фронтальная, игровая.
Методы и приемы:
Словесный метод (беседа)
Наглядный метод (презентация) (приложение № 1)
Прием эмоциональной заинтересованности (загадки)
Игровой прием (игровая разминка).
Продолжительность урока: 45 минут
Место проведения: МБОУ СОШ с. Тополево
Ход урока:
Подготовка обучающихся к работе на уроке – 1 мин
Целеполагание – 4 мин
Актуализация знаний – 3 мин
Получение теоретических знаний – 15мин
Проведение физминутки – 2 мин
Получение практических знаний – 6 мин
Проверка знаний – 10 мин
Рефлексия – 2 мин
Ход проведения занятия:
№п/п |
Дидактическая задача |
Деятельность учителя и ученика |
Обеспечение |
1 |
Подготовка учащихся к работе на уроке. 1 мин |
Здравствуйте, ребята, перед тем как приступить к работе, посмотрим с каким настроением вы пришли на занятие и создадим наш “Букет настроения”. Перед вами лежат бумажные цветы: красного и синего цвета, а около доски висят две вазочки - "начало урока" и "конец урока". Сейчас вы наклеите на первую вазочку- "начало урока" один из цветочков, который покажет ваше настроение. Если у вас хорошее настроение, то вы наклеиваете красный цветок; если у вас плохое настроение тогда синий. А в конце занятия посмотрим, изменилось или нет ваше настроение. |
Ваза, наклеенная около доски, разноцветные цветы. |
2 |
Целеполагание 4 мин |
21 век – это век высоких технологий, компьютерных технологий. Человечество постепенно расширяет свою экологическую нишу, вытесняет вековые биосферные процессы и системы мощью социотехники, а затем – и соционаукотехники, усложняя как общественные, так и социоприродные взаимосвязи. Социоэволюционная рационализация периодически приводит к поворотным качественным изменениям и трансформациям в социуме и природе, сопровождаясь соответственно местными и крупнорегиональными экологическими кризисами и дальнейшим социальным восхождением человечества, все более и более преодолевавшего биогенные ограничители своей жизнедеятельности. Как же это связано с нашей встречей? Для этого мы отгадаем загадки и определим тему и цель нашего экологического урока. В этих местах животные чувствуют себя свободно. Это места не тронутые человеком, они находятся под охраной государства. Это места, где мониторят численность животных и растений! Догадались о чем сегодня пойдет речь? (ответ детей – заповедники) А кто знает какая знаменательная дата нас ожидает? (80 – летие Хабаровского района) Есть ли в нашем районе заповедники? (Большехехцирский) Давайте свяжем две темы, какая тема урока и какую поставим перед собой цель? (ответ детей – Большехехцирский заповедник Хабаровского района) Верно, сегодня мы виртуально погрузимся в заповедные места нашего района. |
Презентация, слайды № 1
Презентация, слайд № 2
Презентация, слайд №3
|
3 |
Актуализация знаний 3 мин |
А что мы знаем о заповедниках? Чем они отличаются от заказников, парков? (ответы детей) |
Презентация, слайды № 4 |
4 |
Получение теоретических знаний 15 мин |
«Заповедник» определяется как часть земли или воды, на которой оберегаются и сохраняются в нетронутом виде редкие животные, растения, элементы неживой природы, памятники культуры и архитектуры. Природный комплекс этого участка навечно изымается из какого-либо пользования, связанного с хозяйственной деятельностью, и находится полностью под охраной государства. В нем запрещается нарушать целостность и микроклимат природных ресурсов, зафиксированных на момент создания территории. Большехехцирский заповедник - один из замечательных уголков природы Южного Приамурья. На разнообразие его растительного и животного мира обратили внимание первые исследователи природы края еще в прошлом столетии. Впервые мысль об организации здесь заповедного участка высказал Н. А. Десулави в 1925 году: «Наш Хехцир мог бы явиться хранилищем и рассадником недостающих, редких и вымирающих видов. И если есть желание сохранить поблизости Хабаровска уголок первобытной Уссурийской тайги, то медлить нельзя». В октябре 1963 года распоряжением Совета Министров РСФСР был создан Большехехцирский государственный заповедник площадью 45 тысяч гектаров, находящийся ныне в ведении Государственного агропромышленного комитета России. В числе его организаторов были дальневосточные охотоведы В. П. Сысоев и Н. В. Михайлов. Возглавлял работу заповедника в течение двух первых десятилетий Николай Васильевич Михайлов. Большой Хехцир, как могучий горный исполин, возвышается над обширными пространствами Среднеамурской низменности. Его склоны, изрезанные многочисленными горными реками и ручьями, покрыты разнообразной лесной растительностью. Леса занимают более 90 процентов территории заповедника. Здесь по соседству с многопородными лиственными и хвойно-широколиственными лесами южного облика можно встретить настоящую охотскую тайгу. На Хехцире сложилось неповторимое сочетание растительных группировок, какое редко встречается в других, даже более южных частях Уссурийского края. К настоящему времени на территории заповедника обнаружено 893 вида сосудистых растений, в том числе 44 вида деревьев, 64 — кустарников и лиан, 10 — кустарничков и полукустарничков, 218 — мхов, 148 — лишайников, 292 — водорослей и 823 — грибов, в том числе съедобных — 112 видов, ядовитых — 25. Наряду с широко распространенными видами растений здесь обычны дальневосточные эндемы —орех маньчжурский, бархат амурский, ясень маньчжурский, аралия высокая, акантопанакс сидячецветковый и многие другие. Не могут не вызвать восхищения мощные ели и пихты, увитые виноградом амурским, актинидией коломиктой, лимонником китайским, а на сфагновых болотах — причудливые цветки бородатки японской и скрученника китайского. В тенистых дебрях среди папоротникового разнотравья прячутся легендарный женьшень настоящий и «нанайский женьшень»— пузатка высокая. Дубовые леса на склонах сопок оживляет яркооранжевый кесарев гриб — один из привлекательнейших среди мухоморов. На отмелях реки Чирки целые заросли образует очень редкий на Дальнем Востоке сусак зонтичный, а в одном из многочисленных озер в ее пойме произрастает бразения Шребера — реликтовое водное растение, известное еще с верхнемелового периода. В заповеднике встречаются лепизорус уссурийский, купена Десулави, селагинелла шикотанская и другие виды растений, для которых Хехцир является северным пределом их обитания. Из растений, внесенных в Красную книгу, в заповеднике встречаются: башмачки пятнистый и вздутый, бразения Шребера, бородатка японская, водяные орехи плавающие, женьшень настоящий, ирис (касатик) гладкий, лилия мозолистая, пузатка высокая. Кроме того, охране подлежат и другие редкие для Дальнего Востока виды, среди которых немало красивоцветущих: лилии, пионы, башмачок пятнистый, ирис мечевидный и другие. Яркостью красок соперничают с распустившимися цветами различные бабочки — махаоны, переливницы, ленточницы, голубянки. Далеко окрест слышны голоса дальневосточной и чернопятнистой лягушек, слаженно звучит хор лягушек-древесниц — дальневосточных квакш. Многочисленна в заповеднике внешне непривлекательная серая жаба, реже встречается сибирская лягушка. А сибирского углозуба, которого часто путают с ящерицей, можно увидеть только весной, во время размножения, позже он покидает водоемы и скрывается в лесной подстилке. Полоз Шренка — самая крупная змея заповедника — типичный лесной житель. Он, как и узорчатый полоз, прекрасно лазает по деревьям, обвивая их стволы подобно лиане. По территории заповедника проходит северная граница распространения красноспинного полоза. Есть здесь и ядовитые змеи — восточный и обыкновенный щитомордники. На песчаные и галечные отмели в приустьевой части реки Чирки в жаркие солнечные дни выходит погреться и продолжить свой род уникальное пресмыкающееся — дальневосточная черепаха, возраст которой как вида превышает 150 миллионов лет. Охрана этой рептилии — одна из задач заповедника. Богат и разнообразен мир пернатых. Здесь одновременно можно услышать посвисты черноголовой иволги и рябчика, звонкие трели серого личинкоеда, песни длиннохвостой, желтоспинной и синей мухоловок, голоса индийской, глухой и обыкновенной кукушек, увидеть парящих в воздухе стрижей и восточных широкоротое, наблюдать охоту орлана-белохвоста, скопы и черного коршуна. В дуплах деревьев в приустьевых частях горных рек гнездится нарядная утка мандаринка, на водной глади пойменных озер нередко встречаются выводки кряквы, шилохвости, чирка-свистунка. Осенью по горным распадкам разносятся трубные голоса изюбров, вызывающих соперников на брачные поединки. В Болшехехцирском заповеднике обычны кабан и косуля, соболь и белка, бурый и гималайский медведи. В елово-пихтовых лесах главного водораздела Хехцира обитает кабарга, в долинных хвойно-широколиственных лесах изредка встречается амурский лесной кот, иногда посещает заповедник и самая крупная кошка дальневосточных лесов — тигр. Всего же в этом замечательном природном резервате обитает 48 видов млекопитающих, 196 — птиц, 7 — пресмыкающихся, 6 — земноводных и 35 видов рыб. Сберечь Хехцир с его неповторимой флорой и фауной — такой благородной цели посвящена работа сотрудников заповедника. |
Презентация, слайд №5
Презентация, слайд №6
Презентация, слайд №7
Презентация, слайд №8
Презентация, слайд №9
Презентация, слайд №10
Презентация, слайд №11
Презентация, слайд №12
Презентация, слайд №13, 14
Презентация, слайд №15
Презентация, слайд №16
Презентация, слайд №17
Презентация, слайд №18
Презентация, слайд №19
Презентация, слайд №20
Презентация, слайд №21
Презентация, слайд №22
Презентация, слайд №23
Презентация, слайд №24 |
5 |
Физминутка 3 мин |
Презентация, слайд №25 |
|
6 |
Получение практических знаний 6 мин |
Чтение стихов, написанных учениками школы: «Природа» Природа! Это много значит, А для кого-то слово ничего, Вот так относитесь вы, люди, Недобро к матери второй. Вы загрязняете её, ей больно! А вам потом откликнется ещё. И прекращайте делать плохо, Зачем вам это? Подумайте вы сами и решите. Хорошие дела, вы сделаете лучше для себя. Да и не только для себя, ещё и для животных. Когда вы разбиваете бутылки, То стёкла остаются на земле, И зверь, не причинивший никакой вам боли, Поранился, быть может, даже умер. Случилось это всё из-за тебя, Не делай этого, ты больше никогда! Понаморева Г. «Хабаровский край» Наш край Хабаровским зовется В нем горы, реки и леса. Людей всех озаряет солнце, Радость вселяется в сердца. Наш край всегда красив и светел, И мы родным его зовем. Наш край так нравится всем детям, Мы песни про него поем. Талантов много в месте этом Никто не сможет отрицать. Ну, а природой в нашем крае всех Можно только удивлять: Цветов и трав здесь много очень Полезны все, как на подбор, А если приболел немного, То собери цветочный сбор. Я край люблю, и это ясно, Всегда он будет восхищать. И эту истину простую Не так-то трудно и понять. Мой край – сокровище, отрада, И жить в нем долго буду я, Кто видел край, хоть бы разочек Его запомнит навсегда. Мерзликина А. |
Презентация, слайд №26
|
7 |
Проверка знаний 10 мин |
Викторина: Что запрещается делать в заповедниках? Где располагается Большехехцирский заповедник? Когда основан? Сколько процентов от всей территории занимает лес? Сколько видов лишайников, грибов и водорослей насчитано на территории заповедника? Какие дальневосточные эндемики распространены? Какое систематическое название имеет «нанайский женьшень»? Какое реликтовое водное растение, известное еще с верхнемелового периода, можно встретить в заповеднике? Перечислите, какие растения, занесенные в Красную Книгу Хабаровского края, встречаются на территории заповедника? Какую амфибию путают с ящерицей? Самая крупная змея заповедника? Есть ли на территории заповедника ядовитые змеи, если да, то какие? Охраной, какой рептилии занимается заповедник? Название утки, занесенной в Красную Книгу Хабаровского края? Какие виды животных можно встретить на территории Большехехцирского заповедника? |
Презентация, слайд №27 |
8 |
Рефлексия 2 мин |
Вот и подошел наш экологический урок к концу. Все вы молодцы, хорошо работали. Давайте вернемся к «Букету настроения». Если у вас улучшилось настроение ваш цветок – красного цвета, если нет, то синего! Всем большое спасибо за работу, надеюсь, вы узнали много нового и интересного о нашем большой районе. Меня переполняет гордость, что наш район славится во всей стране еще и заповедными местами. До скорых встреч!!! |
Презентация, слайд № 28 |
Список использованных источников
https://www.youtube.com/watch?v=q6pX6m00waQ
http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/05610.htm
Косякова Марина Николаевна