Классный час «К 80-летию Хабаровского района»

2
1
Материал опубликован 27 September 2017 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тополево

Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Методическая разработка экологического урока с презентацией

по теме: «Заповедные места Хабаровского района»

Возраст обучающихся – 11-15 лет

Утверждено:

Директор МБОУ СОШ с. Тополево

О. С. Кирилкина

Автор разработки:

Царенкова Наталья Александровна,

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ с. Тополево

март 2017г

с. Тополево

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет собой занятие для обучающихся 5 – 9 классов. Оно может быть использовано на уроках географии и биологии, а также как тематический классный час, посвященный 80-летию Хабаровского района.

Актуальность урока заключается в том, что 2017 год объявлен годом Экологии и Особо Охраняемых Природных Территорий, в этом же году нашему району исполняется 80 лет, детям необходимо знать о данных событиях и расширить свой кругозор.

Цель: привлечение обучающихся к сохранению природы Хабаровского района.

Задачи:

Дать представление обучающимся о природе Хабаровского района и ее значении;

Познакомить ребят с ООПТ своего района;

Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному району;

Воспитывать гордость и патриотизм к Хабаровскому району.

Форма занятия: фронтальная, игровая.

Методы и приемы:

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (презентация) (приложение № 1)

Прием эмоциональной заинтересованности (загадки)

Игровой прием (игровая разминка).

Продолжительность урока: 45 минут

Место проведения: МБОУ СОШ с. Тополево

Ход урока:

Подготовка обучающихся к работе на уроке – 1 мин

Целеполагание – 4 мин

Актуализация знаний – 3 мин

Получение теоретических знаний – 15мин

Проведение физминутки – 2 мин

Получение практических знаний – 6 мин

Проверка знаний – 10 мин

Рефлексия – 2 мин

Ход проведения занятия:

п/п

Дидактическая задача

Деятельность учителя и ученика

Обеспечение

1

Подготовка учащихся к работе на уроке.

1 мин

Здравствуйте, ребята, перед тем как приступить к работе, посмотрим с каким настроением вы пришли на занятие и создадим наш “Букет настроения”. Перед вами лежат бумажные цветы: красного и синего цвета, а около доски висят две вазочки - "начало урока" и "конец урока". Сейчас вы наклеите на первую вазочку- "начало урока" один из цветочков, который покажет ваше настроение. Если у вас хорошее настроение, то вы наклеиваете красный цветок; если у вас плохое настроение тогда синий. А в конце занятия посмотрим, изменилось или нет ваше настроение.

Ваза, наклеенная около доски, разноцветные цветы.

2

Целеполагание

4 мин

21 век – это век высоких технологий, компьютерных технологий. Человечество постепенно расширяет свою экологическую нишу, вытесняет вековые биосферные процессы и системы мощью социотехники, а затем – и соционаукотехники, усложняя как общественные, так и социоприродные взаимосвязи. Социоэволюционная рационализация периодически приводит к поворотным качественным изменениям и трансформациям в социуме и природе, сопровождаясь соответственно местными и крупнорегиональными экологическими кризисами и дальнейшим социальным восхождением человечества, все более и более преодолевавшего биогенные ограничители своей жизнедеятельности.

Как же это связано с нашей встречей? Для этого мы отгадаем загадки и определим тему и цель нашего экологического урока.

В этих местах животные чувствуют себя свободно.

Это места не тронутые человеком, они находятся под охраной государства.

Это места, где мониторят численность животных и растений!

Догадались о чем сегодня пойдет речь? (ответ детей – заповедники)

А кто знает какая знаменательная дата нас ожидает? (80 – летие Хабаровского района)

Есть ли в нашем районе заповедники? (Большехехцирский)

Давайте свяжем две темы, какая тема урока и какую поставим перед собой цель?

(ответ детей – Большехехцирский заповедник Хабаровского района)

Верно, сегодня мы виртуально погрузимся в заповедные места нашего района.

Презентация, слайды № 1


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд № 2


 


 

Презентация, слайд №3


 

3

Актуализация знаний 3 мин

А что мы знаем о заповедниках? Чем они отличаются от заказников, парков?

(ответы детей)

Презентация, слайды № 4

4

Получение теоретических знаний 15 мин

«Заповедник» определяется как часть земли или воды, на которой оберегаются и сохраняются в нетронутом виде редкие животные, растения, элементы неживой природы, памятники культуры и архитектуры. Природный комплекс этого участка навечно изымается из какого-либо пользования, связанного с хозяйственной деятельностью, и находится полностью под охраной государства. В нем запрещается нарушать целостность и микроклимат природных ресурсов, зафиксированных на момент создания территории.

Большехехцирский заповедник - один из замечательных уголков природы Юж­ного Приамурья. На разнообразие его растительного и жи­вотного мира обратили внимание первые исследователи природы края еще в прошлом столетии. Впервые мысль об организации здесь заповедного участка высказал Н. А. Десулави в 1925 году: «Наш Хехцир мог бы явиться храни­лищем и рассадником недостающих, редких и вымирающих видов. И если есть желание сохранить поблизости Хабаров­ска уголок первобытной Уссурийской тайги, то медлить нельзя».

В октябре 1963 года распоряжением Совета Министров РСФСР был создан Большехехцирский государственный за­поведник площадью 45 тысяч гектаров, находящийся ныне в ведении Государственного агропромышленного комитета России. В числе его организаторов были дальневосточные охотоведы В. П. Сысоев и Н. В. Михайлов. Возглавлял ра­боту заповедника в течение двух первых десятилетий Николай Васильевич Михайлов.

Большой Хехцир, как могучий горный исполин, возвышается  над обширными пространствами Среднеамурской низмен­ности. Его склоны, изрезанные многочисленными горными реками и ручьями, покрыты разнообразной лесной раститель­ностью. Леса занимают более 90 процентов территории за­поведника. Здесь по соседству с многопородными листвен­ными и хвойно-широколиственными лесами южного облика можно встретить настоящую охотскую тайгу.

На Хехцире сложилось неповторимое сочетание растительных группиро­вок, какое редко встречается в других, даже более южных частях Уссурийского края. К настоящему времени на территории заповедника об­наружено 893 вида сосудистых растений, в том числе 44 ви­да деревьев, 64 — кустарников и лиан, 10 — кустарничков и полукустарничков, 218 — мхов, 148 — лишайников, 292 — во­дорослей и 823 — грибов, в том числе съедобных — 112 ви­дов, ядовитых — 25.

Наряду с широко распространенными видами растений здесь обычны дальневосточные эндемы —орех маньчжурский, бархат амурский, ясень маньчжурский, аралия высокая, акантопанакс сидячецветковый и многие другие. Не могут не вызвать восхищения мощные ели и пихты, увитые виногра­дом амурским, актинидией коломиктой, лимонником китайским, а на сфагновых болотах — причудливые цветки бородатки японской и скрученника китайского. В тенистых деб­рях среди папоротникового разнотравья прячутся легендар­ный женьшень настоящий и «нанайский женьшень»— пузатка высокая. 

Дубовые леса на склонах сопок оживляет яркооранжевый кесарев гриб — один из привлекательнейших сре­ди мухоморов. На отмелях реки Чирки целые заросли образует очень редкий на Дальнем Востоке сусак зонтичный, а в одном из многочисленных озер в ее пойме произрас­тает бразения Шребера — реликтовое водное растение, из­вестное еще с верхнемелового периода. В заповеднике встре­чаются лепизорус уссурийский, купена Десулави, селагинелла шикотанская и другие виды растений, для которых Хехцир является северным пределом их обитания.

Из растений, внесенных в Красную книгу, в за­поведнике встречаются: башмачки пятнистый и вздутый, бразения Шребера, бородатка японская, водяные орехи пла­вающие, женьшень настоящий, ирис (касатик) гладкий, ли­лия мозолистая, пузатка высокая. Кроме того, охране подлежат и другие редкие для Даль­него Востока виды, среди которых немало красивоцветущих: лилии, пионы, башмачок пятнистый, ирис мечевидный и другие.

Яркостью красок соперничают с распустившимися цветами различные бабочки — махаоны, переливницы, ленточницы, голубянки. Далеко окрест слышны голоса дальневосточной и черно­пятнистой лягушек, слаженно звучит хор лягушек-древесниц — дальневосточных квакш. Многочисленна в заповеднике внешне непривлекательная серая жаба, реже встречается сибирская лягушка.

А сибирского углозуба, которого часто путают с ящерицей, можно увидеть только весной, во время размножения, позже он покидает водоемы и скрывается в лесной подстилке. Полоз Шренка — самая крупная змея заповедника — ти­пичный лесной житель. Он, как и узорчатый полоз, прекрасно лазает по деревьям, обвивая их стволы подобно лиане.

По территории заповедника  проходит северная граница распространения красноспинного полоза. Есть здесь и ядовитые змеи — вос­точный и обыкновенный щитомордники. На песчаные и га­лечные отмели в приустьевой части реки Чирки в жаркие солнечные дни выходит погреться и продолжить свой род уникальное пресмыкающееся — дальневосточная черепаха, возраст которой как вида превышает 150 миллионов лет. Охрана этой рептилии — одна из задач заповедника.

Богат и разнообразен мир пернатых. Здесь одновременно можно услышать посвисты черноголовой иволги и рябчика, звонкие трели серого личинкоеда, песни длиннохвостой, жел­тоспинной и синей мухоловок, голоса индийской, глухой и обыкновенной кукушек, увидеть парящих в воздухе стрижей и восточных широкоротое, наблюдать охоту орлана-белохвоста, скопы и черного коршуна. В дуплах деревьев в при­устьевых частях горных рек гнездится нарядная утка ман­даринка, на водной глади пойменных озер нередко встреча­ются выводки кряквы, шилохвости, чирка-свистунка.

Осенью по горным распадкам разносятся трубные голоса изюбров, вызывающих соперников на брачные поединки. В Болшехехцирском заповеднике обычны кабан и косуля, соболь и белка, бурый и гималайский медведи. В елово-пихтовых лесах главного водораздела Хехцира обитает кабарга, в долинных хвойно-­широколиственных лесах изредка встречается амурский лес­ной кот, иногда посещает заповедник и самая крупная кош­ка дальневосточных лесов — тигр. Всего же в этом замеча­тельном природном резервате обитает 48 видов млекопитаю­щих, 196 — птиц, 7 — пресмыкающихся, 6 — земноводных и 35 видов рыб.

Сберечь Хехцир с его неповторимой флорой и фауной — такой благородной цели посвящена работа сотрудников за­поведника.

Презентация, слайд №5


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №6


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №7


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №8


 


 


 


 

Презентация, слайд №9


 


 


 


 

Презентация, слайд №10


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №11


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №12


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №13, 14


 

Презентация, слайд №15


 


 


 


 

Презентация, слайд №16


 

Презентация, слайд №17


 


 


 


 

Презентация, слайд №18


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №19


 


 


 

Презентация, слайд №20


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №21


 


 


 


 

Презентация, слайд №22


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация, слайд №23


 


 

Презентация, слайд №24

5

Физминутка

3 мин

Презентация, слайд №25

6

Получение практических знаний 6 мин

Чтение стихов, написанных учениками школы:

«Природа»

Природа! Это много значит,

А для кого-то слово ничего,

Вот так относитесь вы, люди,

Недобро к матери второй.

Вы загрязняете её, ей больно!

А вам потом откликнется ещё.

И прекращайте делать плохо,

Зачем вам это?

Подумайте вы сами и решите.

Хорошие дела, вы сделаете лучше для себя.

Да и не только для себя, ещё и для животных.

Когда вы разбиваете бутылки,

То стёкла остаются на земле,

И зверь, не причинивший никакой вам боли,

Поранился, быть может, даже умер.

Случилось это всё из-за тебя,

Не делай этого, ты больше никогда!

Понаморева Г.

«Хабаровский край»

Наш край Хабаровским зовется

В нем горы, реки и леса.

Людей всех озаряет солнце,

Радость вселяется в сердца.

Наш край всегда красив и светел,

И мы родным его зовем.

Наш край так нравится всем детям,

Мы песни про него поем.

Талантов много в месте этом

Никто не сможет отрицать.

Ну, а природой в нашем крае всех

Можно только удивлять:

Цветов и трав здесь много очень

Полезны все, как на подбор,

А если приболел немного,

То собери цветочный сбор.

Я край люблю, и это ясно,

Всегда он будет восхищать.

И эту истину простую

Не так-то трудно и понять.

Мой край – сокровище, отрада,

И жить в нем долго буду я,

Кто видел край, хоть бы разочек

Его запомнит навсегда.

Мерзликина А.


 

Презентация, слайд №26


 


 

7

Проверка знаний 10 мин

Викторина:

Что запрещается делать в заповедниках?

Где располагается Большехехцирский заповедник?

Когда основан?

Сколько процентов от всей территории занимает лес?

Сколько видов лишайников, грибов и водорослей насчитано на территории заповедника?

Какие дальневосточные эндемики распространены?

Какое систематическое название имеет «нанайский женьшень»?

Какое реликтовое водное растение, известное еще с верхнемелового периода, можно встретить в заповеднике?

Перечислите, какие растения, занесенные в Красную Книгу Хабаровского края, встречаются на территории заповедника?

Какую амфибию путают с ящерицей?

Самая крупная змея заповедника?

Есть ли на территории заповедника ядовитые змеи, если да, то какие?

Охраной, какой рептилии занимается заповедник?

Название утки, занесенной в Красную Книгу Хабаровского края?

Какие виды животных можно встретить на территории Большехехцирского заповедника?

Презентация, слайд №27

8

Рефлексия 2 мин

Вот и подошел наш экологический урок к концу. Все вы молодцы, хорошо работали. Давайте вернемся к «Букету настроения». Если у вас улучшилось настроение ваш цветок – красного цвета, если нет, то синего!

Всем большое спасибо за работу, надеюсь, вы узнали много нового и интересного о нашем большой районе. Меня переполняет гордость, что наш район славится во всей стране еще и заповедными местами.

До скорых встреч!!!

Презентация, слайд № 28

Список использованных источников

https://www.youtube.com/watch?v=q6pX6m00waQ

https://pihtahvoya.ru/zapovedniki-dalnego-vostoka/bolshechechtsirskiy-zapovednik/bolshechechtsirskiy-zapovednik

http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/05610.htm


(Презентация "Заповедные места Хабаровского района")

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень познавательно! Спасибо, Наталья Александровна!

1 November 2017