Урок чтения в 4 классе «К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»
Фокина Лидия Петровна К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Литературное чтение, 4 класс
Урок 53
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ.
«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»
Цель: расширение знаний учащихся о творчестве К. Г. Паустовского.
Задачи:
рассказать о композиторе Э.Григе;
обучать правильному выразительному чтению;
прививать интерес к литературе, любовь к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Работа со скороговорками
СЛАЙДЫ 2 - 3
III. Проверка домашнего задания
Тест по произведению Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»
Это произведение: а) рассказ, б) повесть, в) сказка.
2. Автор этого произведения: а) К.Паустовский, б) Б.Житков, в) П.Бажов
3. Имя главного героя: а) Вова, б) Витя, в) Боря.
4. У кого жил мальчик: а) у сестры, б) у бабушки, в) у тёти.
5. Где, по мнению мальчика, жили человечки?
а) в ночнике, б) на пароходике, в) на полке.
6. Что сделал мальчик?
а) заболел, б) разобрал дорогую вещь, в) поймал человечков.
7. Как поступил мальчик?
а) хорошо, потому что был настойчив в достижении цели и узнал то, что хотел;
б) плохо, потому что обманывал и испортил дорогую памятную вещь.
КЛЮЧ: 1- 5 вопросы – 1 балл; 6 вопрос – 2 балла; 7 вопрос – 3 балла.
9-10 баллов – «5»; 7-8 баллов – «4»; 5-6 баллов – «3».
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
СЛАЙДЫ 4 - 8
Прослушивание детьми пьесы Эдварда Грига «Утро». Под музыку идёт смена слайдов природы Норвегии.
Учитель:
Прекрасная музыка? Не правда ли?
Учащиеся:
Да, музыка очень красивая.
Учитель:
Знакома ли она вам? Кто её автор?
Учащиеся:
(могут и не ответить на этот вопрос)
СЛАЙД 9
Эдвард Григ – норвежский композитор.
Учитель:
СЛАЙД 10
Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова. Это горная страна, знаменитая своими лесами, реками, озёрами, фьордами.
СЛАЙД 11 - 14
Григ Эдвард родился 15 июня 1843 года в Бергене.
В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863, после возвращения из Германии.
В 1885 году Григ поселился в “Трольхаугене” – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением, как за рубежом, так и в родной стране. В 1898 году Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора.
Работа над произведением.
Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем начинать следующее произведение, я рассказываю вам о великом композиторе?
Учащиеся:
……….
Учитель:
Прочитайте имя автора и название произведения. О чём будет рассказ?
Учащиеся:
………
Учитель:
СЛАЙД 15
Константин Георгиевич Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский описывал случаи их жизни. С одной историей мы познакомимся сегодня.
V.Физкультминутка
VI. Ознакомление с рассказом «Корзина с еловыми шишками»
Словарная работа:
СЛАЙД 16
АККОРД – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.
СИМФОНИЧЕСКИЙ – от слова «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра.
СЛАЙД 17
БОТФОРТЫ – высокие кавалерийские сапоги.
ПАРЧА – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА – фетр – плотный вяленый материал из высококачественных сортов шерсти.
2.Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.
Учитель:
Ваши впечатления от прочитанного?
Учащиеся:
………
VII. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Какие мысли, чувства вызвал у вас сегодняшний урок?
Домашнее задание:
перечитать рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», сделать рисунок к прочитанной части рассказа или к услышанной на уроке пьесе;
по желанию приготовить основные сведения событий жизни К. Г. Паустовского.
Урок 54
константин георгиевич ПАУСТОВСКИЙ.
«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»
(продолжение)
Цель: расширение знаний учащихся о творчестве К. Г. Паустовского.
Задачи:
продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;
учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора;
развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Из рисунков учащихся организуется выставка. Дети могут рассказать о том, что они хотели передать своей работой.
Затем учащиеся по желанию рассказывают об основных событиях К. Г. Паустовского.
III. Изучение нового материала.
Беседа по прочитанному:
Учитель:
Какой же подарок получила Дагни от Грига?
Учащиеся:
Музыкальное произведение.
Учитель:
Как Дагни догадалась, что музыка Грига посвящена именно ей?
Учащиеся:
Было названо ее имя.
Учитель:
Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чем она сожалела?
Учащиеся:
Слушая музыку, Дагни ясно представляла себе картины природы своего родного края, вспомнила человека, который помог ей донести тяжелую корзину. Он рассказал о своих чувствах, которые испытал, встретив одинокую бедную девочку, милую и скромную. Дагни сожалела, что не успела выразить ему свою благодарность за такой прекрасный подарок.
Выборочное чтение:
Учитель:
Прочитайте, как выглядит лес в Норвегии
Учащиеся:
«От обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли».
Учитель:
Найдите описание осени. Как автор говорит об осенних листьях?
Учащиеся:
«Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев...».
Учитель:
Найдите описание дома композитора.
Учащиеся:
«Все, что могло приглушить звуки – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Его украшал только рояль...».
Учитель:
О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки?
Учащиеся:
«Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами...».
Учитель:
Какое впечатление производила музыка на слушателей и почему?
Учащиеся:
«Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках и слушали, всхлипывая. Прачка ... вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой...»
IV. Итог урока.
Учитель:
О чем написал рассказ К.Паустовский?
Учащиеся:
О встрече композитора Грига с бедной норвежской девочкой.
Учитель:
Какие картины можно представить себе, слушая музыку Грига?
Учащиеся:
Северный край, суровая природа, заросшие мхом деревья. Холодное северное море. Можно услышать шум ветра и тяжелый плеск волн.
Учитель:
Какой подарок решил сделать композитор девочке?
Учащиеся:
Сочинить музыку и посвятить ей.
Домашнее задание: перечитать ещё раз рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, выписать в тетрадь по чтению эпитеты и олицетворения
Используемые источники:
Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)
Интернет источники:
Э. Григ «Утро» http://muzofon.com/
Шаблон презентации Волковой В. Е. http://pedsovet.su/
Портрет Э. Грига http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/Eilif_Peterssen-Edvard_Grieg_1891.jpg
Кавалерийские сапоги http://s41.radikal.ru/i091/1011/23/e3144cbb94a5.jpg
Парча http://www.asta-tex.ru/images/price/2584.jpeg
Фетровая шляпа http://www.tamboff.ru/forum/files/thumbs/t_henschel_shlapa_5165_40_183.jpg
Симфонический оркестр http://www.zaural100.ru/foto/filarmoniya01.jpg
Картинки для слайдов 10 - 15 из презентации Понятовской Ю. Н. http://ponyatovskaya.ucoz.ru/load/kg_paustovskij_quotkorzina_s_elovymi_shishkamiquot/1-1-0-67
Купцова Елена Александровна
Фокина Лидия Петровна