Статья «Качественная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Качественная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Чтобы учащиеся добились успеха на экзамене, нужна качественная работа не только учителя-словесника, но и учителей, преподающих смежные дисциплины, и классных руководителей, и классных воспитателей (при наличии). Успешную работу корпуса (школы) определяют следующие компоненты:
система уроков русского языка и серьёзная подготовка по предмету;
качественное проведение уроков литературы, обществознания, истории, МХК;
серьезная работа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе;
хорошая организация научно-исследовательской и проектной деятельности по предмету;
активное участие ребят в творческих конкурсах и олимпиадах;
правильная, целенаправленная организация воспитательной работы в школе;
продуманная система мониторинга знаний учащихся по предмету.
Чем лучше в школе будет реализована вся эта программа, тем выше будет уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Каковы же основные моменты, связанные с системой подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку?
Известно, что на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80-95 % заданий, не добирают 2-9 баллов до 100 баллов. Почему это происходит?
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка, и предмет не изучается как система.
На качественное выполнение заданий на ЕГЭ по русскому языку влияют следующие проблемы:
отсутствие практических навыков решения заданий 1-26 КИМ (только пробный ЕГЭ проблему не решает);
ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ (часто не обращается внимание на формулировку вопроса);
технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ (пробелы, исправление ошибок);
неправильное распределение времени на выполнение заданий (сочинение пишется в дефиците времени, без учета критериев проверки).
Как же исправить ситуацию?
Существенно повысят успехи обучающихся на Едином государственном экзамене следующие факторы:
обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения ребенка в корпусе (школе),
специальная системная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Компетентность ученика на экзамене напрямую зависит от компетентности учителя (эрудированности, начитанности, умения быть современным, донести свои знания до учащихся).
Учитель обязан учиться постоянно, повышать свою квалификацию, а именно:
посещать курсы по подготовке к ЕГЭ;
перенимать опыт у других учителей;
быть активным на заседаниях методического объединения корпуса (школы);
изучать имеющиеся образовательные стандарты (знать, что такое кодификатор, спецификация, демоверсия);
знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;
уметь работать с Интернет-ресурсами;
работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.
Каждый учитель ищет эффективные пути подготовки своих учеников к ЕГЭ. Данная подготовка должна начинаться в среднем звене, где закладываются основные знания и умения, воспитываются такие качества, как умение слушать и слышать, умение трудиться, быть целеустремленным, самостоятельным, любить предмет.
Каковы же общие принципы работы учителя, готовящего учащихся к сдаче ЕГЭ?
Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться раньше. Большое внимание следует уделить формированию орфографических и пунктуационных навыков учащихся 5-9 классов.
Кропотливая каждодневная работа на уроках и консультациях приучает детей к качественному выполнению заданий. У учащихся среднего звена навык распознавания орфограмм, умение анализировать материал развит недостаточно или не развит вообще. Главная задача учителя – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы, уметь их классифицировать.
Полученные умения увлекают учащихся, работают они, становясь то исследователями, то открывателями. Постепенно работа в таком формате становится привычной и понятной.
При изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала (этот материал встретится в ЕГЭ).
В результате логической обработки материала и последовательном его изучении создаются условия для формирования у учащихся знаний, позволяющих успешно подготовиться к выполнению заданий 1-26 ЕГЭ.
Необходимо организовать систематическое повторение пройденного материала.
При проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении языка, предполагающем системное повторение материала на каждом уроке. Такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входном контроле или зачетных работах по изученным разделам, текущих самостоятельных работах.
На каждом уроке необходимо продолжать и работу по орфоэпии, лексике.
Карточки, орфоэпические и лексикологические словари, помогающие справляться с трудными вопросами ЕГЭ, постоянная работа с орфоэпическим минимумом, словарем паронимов дают свои результаты.
Для отработки навыков выполнения тестовых заданий ЕГЭ полезно уже в среднем звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ.
Не все дети умеют решать тесты, нужно помочь им овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя к формату ЕГЭ.
Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них.
Обязательно в уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает качественно готовить учащихся к ЕГЭ.
Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. У учащихся формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.
На уроках литературы художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Ученики обучаются навыкам, необходимым для решения заданий ЕГЭ (умение интерпретировать текст, анализировать его). Эти навыки пригодятся и при выполнении заданий ВОШ, МОШ по русскому языку.
При подготовке к написанию сочинения ЕГЭ тоже необходима системность в работе. На уроках необходимо системно выполнять следующие задачи:
с 7 класса учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию;
вести работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
учить подбирать аргументы для доказательства тезиса;
учитывать дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Необходимо организовать контроль (со стороны учителя), самоконтроль (со стороны учащегося).
Организация контроля приучает школьников к дисциплине, к выполнению требований по предмету. Учащиеся учатся видеть результаты своего труда, умеют оценивать уровень своих знаний.
К десятому классу учащиеся подходят со знанием содержания некоторых заданий, умеют внимательно читать и понимать порядок их выполнения. В 10-11 классе повторяем и отрабатываем полученные умения и навыки и готовимся к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ).
В 10-11 классах система подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает в себя следующие моменты:
урочную деятельность,
групповые и индивидуальные консультации,
самостоятельную работу учащихся.
Формат ЕГЭ требует от учителя изменений в рабочей программе: необходимо увеличить часы на систематизацию знаний по лексике, орфографии, морфологии в 10 классе, по синтаксису и пунктуации в 11 классе, изучить раздел «Проблемный анализ текста» (10-11 классы).
Важную роль имеет компьютерная грамотность учителя, умение вести дистанционные занятия, пользоваться мультимедийными уроками, использовать в своей работе качественные видеоуроки, систему уроков и заданий МЭШ и РЭШ.
Практика использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ помогает сделать следующий вывод - использование ИКТ имеет преимущества по сравнению с традиционным обучением, такие как:
современность и актуальность учебного материала;
наличие дополнительного материала, углубляющего знания учащихся;
возможность опережающих заданий с последующим их анализом;
дифференциация и индивидуализация заданий;
обучение через практическую деятельность;
повышение мотивации учащихся к учёбе, к саморазвитию;
облегчение труда учителя.
Учитель должен создать систему уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяет сайт ФИПИ, КИМЫ передовых практиков-экспертов, МЭШ и РЭШ.
Наиболее эффективна самостоятельная работа учащихся. При повторении можно предложить полезные ссылки на сайты, где можно найти нужный материал. Для тренировки можно взять типовые тестовые задания, которые позволяют детально проработать каждую тему. Не может быть быстрого успеха, некоторым учащимся приходится многократно решить одно и то же задание, чтобы появилась уверенность в правильном выполнении. Полезно обращаться к онлайн-тестированию, возвращаться к необходимой теории.
Проверочные работы учащихся необходимо анализировать, организовать индивидуальную проработку ошибок каждым учеником, возвращение к теоретическому материалу. Это помогает целенаправленно организовать работу с учащимися.
Через определенное время снова проводим промежуточный тест и проверяем результаты. И снова работаем над ошибками. Система внешнего мониторинга показывает реальную картину качества знаний учащихся, помогает скорректировать работу.
Консультации необходимы как в 10, так и в 11 классах. В 11 классе предпочтительнее подготовка будущих выпускников к написанию сочинения-рассуждения (в формате задания 27 ЕГЭ). Программа содержит тематическое планирование, систему подготовки к сочинению, практическую отработку навыков.
Индивидуальная работа включает в себя консультирование сильных учащихся, работу со слабоуспевающими. Онлайн-консультации и Интернет-ресурсы помогают в индивидуальной работе.
Интернет-ресурсы - отличная возможность саморазвития и комфортного восполнения пробелов по предмету. Для работы в таком режиме можно использовать задания сайтов «Яндекс. Репетитор», «Решу ЕГЭ», « Рустьютер», «Skysmart», «ЯКласс» и др. Быстро, удобно, комфортно.
Все вышеизложенное является основополагающим при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Система эффективна, это доказывают успехи выпускников, позитивная динамика результатов экзаменов.