29
"О проблемах подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию (блоки ПРАВО и ПОЛИТИКА)"
Из опыта работы учителя МКОУ СШ №4
г. Калача – на – Дону
Е. С. Шевченко
1. О результатах анализа сдачи ЕГЭ по обществознанию в 2016, 2017 гг. / Т.Е. ЛИСКОВА. «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 и 2017 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»/.
2. О значении работы с понятийным аппаратом. Электронные ресурсы.
3. Об элективном курсе по обществознанию учителя – составителя Е. С. Шевченко (2017-2019 у. г.) /«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ПРАВО. ПОЛИТИКА» для учащихся 10 - 11 классов/.
1. Т.Е. Лискова. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
…..В то же время участники экзамена нередко допускали ошибки в характеристике институтов духовной культуры, этапов (ступеней) познания, уровней научного познания, тенденций развития образования в современном мире, критериев социальной стратификации и видов социальной мобильности, политического лидерства и его типов, признаков и видов юридической ответственности. Они испытывали затруднения при выполнении заданий высокого уровня, проверяющих знание таких содержательных элементов, как «Понятие истины, её критерии»
…Как и в предыдущие годы, экзамен 2016 г. показал очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни.
Наиболее тяжёлая ситуация наблюдается с социализацией выпускников как граждан РФ. В 2016 г. в экзаменационную работу было включено задание, проверяющее знание организации государственной власти в РФ (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Средний процент выполнения этого задания – 37,2. При этом полный правильный ответ дали в среднем 24,3% участников экзамена.
…Экзамен показал, что по-прежнему не все выпускники знают названия высших государственных органов РФ, затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти. Так, только 56% участников экзамена (48% в 2015 г.) знают, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. (Среди наиболее популярных неправильных ответов: «Государственная Дума», «Совет Федерации» и 9 «Суд».) Среди участников экзамена 2016 г. считают, что к полномочиям Государственной Думы относится управление федеральной собственностью и обеспечение исполнения федерального бюджета, соответственно 30% и 40%.
…..Как и в 2015 г., наблюдается путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ. Так, полагают, что в исключительном ведении РФ находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, – 47%, что охрана окружающей среды, – 10% участников ЕГЭ 2016 г. Выпускники испытывают также затруднения при выполнении заданий по таким содержательным элементам, как «Политическое участие», «Избирательный процесс», «Понятие и виды юридической ответственности», «Порядок приёма на работу». Порядок заключения и расторжения трудового договора». Как будущие активные участники экономической жизни выпускники 2016 г. продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов (безработицы, инфляции).
……… задания по разделу «Человек и общество» выполнили в среднем 72,2%, в то время как аналогичное задание по разделам «Экономика» и «Право» соответственно 55,2% и 50,1% участников ЕГЭ.)
Т.Е. Лискова. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
………….В то же время выпускники 2017 г. несколько хуже выполнили задание, проверяющее умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Отметим, что результаты выполнения задания данного типа зависят от проверяемого содержания. Так, задания по разделу «Человек и общество» выполнили 70,2%, в то время как аналогичное задание по разделам «Экономика» и «Право» – соответственно 55,6% и 53,9%.
………… Выпускники 2017 г. испытали также затруднения при выполнении заданий базового уровня по таким содержательным элементам, как «Социальный контроль» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 43,7% и 48,8%), «Политическая элита» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 45,8% и 47,9%), «Политические партии и движения», (в некоторых вариантах выполнение на уровне 39,7% и 41,8%), «Понятие и виды юридической ответственности» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 32,1% и 33,3%).
……………. Выпускники испытывают особые затруднения при выполнении заданий высокого уровня, проверяющих знание некоторых содержательных элементов. Так, только пятая часть участников экзамена успешно выполняла задания по КЭС «Мышление и деятельность» и «Политический процесс»; а треть – по КЭС «Понятие истины и ее критерии»; «Ценные бумаги»; «Социальный контроль» «Социальная стратификация и мобильность», «Понятие и виды юридической ответственности». Как и в предыдущие годы, экзамен 2017 г. показал очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни.
…………….. Отмечая определенный прогресс выпускников текущего года в отношении выпускников прошлого года, следует все же указать на сохранение проблем, связанных с пониманием полномочий органов государственной власти в РФ (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Средний процент выполнения этого задания – 43,6% (37,2%). При этом полный правильный ответ дали 31,9% экзаменуемых (24,3%). Экзамен показал, что по-прежнему не все выпускники знают названия высших государственных органов РФ, затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти. Среди тех, кто неправильно выполнили задания этого типа, самая распространенная ошибка связана с непониманием назначения и функций законодательной и исполнительной властей. Как и в 2016 г., наблюдается путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ. Участники ЕГЭ 2017 г. по обществознанию (будущие активные участники экономической жизни) продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов («безработица», «инфляция»).
Т.о., я обращаю внимание коллег на тот факт, что наши ребята, в числе массово сдающих ЕГЭ по обществознанию также допускают ошибки. Их систематизация выявила следующие проблемы:
- слабая работа с понятийным аппаратом (не все определения понятий, которые изучают выпускники при подготовке к ЕГЭ, соответствуют требованиям, предъявляемым к ним, а это вызывает недопонимание при подаче апелляции по итогам экзамена между экспертами (опираются, прежде всего, на юридические источники) и педагогами (которые опираются на учебные материалы);
- слабая работа с юридическими источниками (часто забываем, что опираться нужно на новые редакции) – Конституцией РФ, Кодексами и отдельными законами, регулирующими нашу жизнь.
В связи с этим я предлагаю Вашему вниманию ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС, который поможет решить обозначенные мной проблемы, а также ПРОГРАММУ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА, в рамках которого ошибки учеников при сдаче ЕГЭ по обществознанию, если не будут исключены полностью, то, по крайней мере, сократятся.
2) Электронный ресурс "КонсультантПлюс"
Обращаю внимание коллег на тот факт, что основная масса юридических терминов обозначены в самих нормативно - правовых актах (см. п. 1 ст. 388 "Налогоплательщики")
3) ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА, в ходе изучения которого, ошибки учеников при сдаче ЕГЭ по обществознанию, если не будут исключены полностью, то, по крайней мере, сократятся.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
г. Калача – на – Дону» Волгоградской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по обществознанию
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ПРАВО. ПОЛИТИКА»
для учащихся 10 - 11 классов
Срок реализации:
10 класс: 2017-2018
11 класс: 2018-2019
учебные годы
Составил: учитель истории обществознания Е.С. Шевченко
Элективный курс опубликован в СМИ
Сертификат № 17-2008 /октябрь 2017г./
Калач – на – Дону
2017
Пояснительная записка.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Право. Политика» для учащихся 10 - 11 классов. Рассчитан на 68 часов (по 34 часа в 10 и 11 классах), предназначен для учащихся 10 -11 классов, готовящихся сдавать ЕГЭ по предмету.
Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.
Особое внимание уделено истории и общей характеристике современного состояния права Российской Федерации, а также вкладу российских мыслителей в развитие правовой теории. Основные темы включают в себя обзор важнейших отраслей российского права: конституционного, избирательного, гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного. Отдельная глава посвящена конституционному и правовому статусу, правам и свободам человека. Характеристика общих принципов сочетается с обстоятельным анализом современной нормативной базы и конкретных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Завершает курс глава о правовой культуре общества и личности, о юридической деятельности как форме реализации права.
Элективный курс предполагает решение правовых задач, практические рекомендации, как вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Как правило, они призваны сформировать у учащихся умения применять свои правовые знания на практике, приводить доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Многие рекомендации посвящены защите прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян.
Основной целью курса является оказание помощи учащимся, готовящимся сдавать ЕГЭ по предмету «Обществознание».
Задачи:
- познакомить учащихся с процедурой проведения ЕГЭ и правилами оформления экзаменационной работы по обществознанию;
- оказание консультативной помощи по отдельным темам и выполнению практической части курса;
- организация и проведение тренировочных заданий, приближенных к структуре заданий ЕГЭ по обществознанию;
- организация работы учащихся с основными понятиями по предмету;
- проведение лекционных занятий по основным темам.
Планируемые результаты освоения курса:
- учащиеся познакомятся с процедурой проведения ЕГЭ и правилами оформления экзаменационной работы по обществознанию;
- получат консультативную помощь по отдельным темам и выполнят практическую часть курса;
- выполнят тренировочные задания, приближенные к структуре заданий ЕГЭ по обществознанию;
- познакомятся с основными понятиями по предмету.
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ПРАВО. ПОЛИТИКА» для учащихся 10 - 11 классов (68 часов)
Введение (1 час)
Глава I. Из истории государства и права (7 часов)
Происхождение государства и права. Право Древнего мира. Развитие права в России. IX – начало XIX в.Российское право в XIX – начале XX в. Советское право в 1917–1953 гг. Советское право в 1954–1991 гг.Современное российское право.
Глава II. Вопросы теории государства и права (6 часов)
Государство, его признаки и формы. Понятие права. Правовая норма. Источники права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Право и другие сферы общества. О российской философии права.
Глава III. Конституционное право (10 часов)
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституции в России. Общая характеристика Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя. Гражданство в Российской Федерации. Федеративное устройство. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Местное самоуправление.
Глава IV. Права человека (6 часов)
Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека. Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Глава V. Избирательное право и избирательный процесс (4 часа)
Избирательное право. Избирательные системы и избирательный процесс.
Глава VI. Гражданское право (8 часов)
Понятие и источники гражданского права. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий. Право собственности. Наследование. Страхование. Обязательственное право. Гражданское процессуальное право. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.
Глава VII. Налоговое право (4 часа)
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Виды налогов. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Глава VIII. Семейное право (4 часа)
Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство).
Глава IX. Трудовое право (6 часов)
Понятие и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
Глава X. Административное право (4 часа)
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания.
Глава XI. Уголовное право (5 часов)
Понятие и источники уголовного права. Преступление. «Новые» преступления. Уголовная ответственность. Наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовного судопроизводства (процесса).
Глава XII. Правовая культура (4 часа)
Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность. Совершенствование правовой культуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ПРАВО. ПОЛИТИКА» 10-11 класс
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Глава I. Из истории государства и права |
7 |
3 |
Глава II. Вопросы теории государства и права |
6 |
4 |
Глава III. Конституционное право |
10 |
5 |
Глава IV. Права человека |
6 |
6 |
Глава V. Избирательное право и избирательный процесс |
4 |
7 |
Глава VI. Гражданское право |
8 |
8 |
Глава VII. Налоговое право |
4 |
9 |
Глава VIII. Семейное право |
4 |
10 |
Глава IX. Трудовое право |
6 |
11 |
Глава X. Административное право |
4 |
12 |
Глава XI. Уголовное право |
5 |
13 |
Глава XII. Правовая культура |
4 |
Итого 68 часов |
При составлении курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Право. Политика» для учащихся 10 - 11 классов были привлечены следующие материалы:
Т. И. Никитина, А.Ф. Никитин «Право. 10—11 кл. Базовый и углублённый уровни»: Дрофа, М., 2013
О. А. Чернышева «Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ»: Легион, Ростов-на-Дону, 2015
Е. С. Королькова «Обществознание. Политика. Право» практикум: Экзамен, М., 2017
Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин «Сборник задач по праву с решениями для 10-11 классов»: Вита-пресс, М., 2012
Календарно - тематическое планирование
№ занятия |
глава/тема занятия |
количество часов |
форма проведения |
контроль |
дата проведения |
|
теория |
практика |
|||||
10 класс |
||||||
1 |
Введение. Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ и правилами оформления экзаменационной работы по обществознанию |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Заполнение образцов бланков ЕГЭ |
||
2 |
Глава I. Из истории государства и права. Происхождение государства и права. Право Древнего мира. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
3 |
Развитие права в России. IX – начало XIX в. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
4 |
Российское право в XIX – начале XX в. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
5 |
Советское право в 1917–1953 гг. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
6 |
Советское право в 1954–1991 гг. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
7 |
Современное российское право. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
8 |
Практическое занятие применения знаний по главе I |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
9 |
Глава II. Вопросы теории государства и права. Государство, его признаки и формы. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
10 |
Понятие права. Правовая норма. Источники права. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
11 |
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
12 |
Разделение властей. Право и другие сферы общества. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
13 |
О российской философии права. |
- |
1 |
Лекция, работа с документами |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
14 |
Практическое занятие применения знаний по главе II |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
15 |
Глава III. Конституционное право. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
16 |
Конституции в России. Общая характеристика Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
17 |
Гражданство в Российской Федерации. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
18 |
Федеративное устройство. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
19 |
Президент Российской Федерации. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
20 |
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Законотворческий процесс в Российской Федерации. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
21 |
Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
22 |
Местное самоуправление. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
23 |
Практическое занятие применения знаний по главе III |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
24 |
Практическое занятие применения знаний по главе III |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
25 |
Глава IV. Права человека. Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека. |
1 |
- |
Лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
26 |
Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
27 |
Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста Конституции РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
28 |
Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текстов м/н документов |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
29 |
Практическое занятие применения знаний по главе IV |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
30 |
Глава V. Избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
31 |
Избирательные системы и избирательный процесс. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
32 |
Практическое занятие применения знаний по главе V |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
33 |
Практическое занятие применения знаний по главам I - V |
- |
1 |
Итоговый контрольный тест |
||
11 класс |
||||||
1 |
Глава VI. Гражданское право. Понятие и источники гражданского права. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
2 |
Гражданская правоспособность и дееспособность. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ГК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
3 |
Гражданские права несовершеннолетних. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ГК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
4 |
Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ГК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
5 |
Право собственности. Наследование. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ГК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
6 |
Страхование. Обязательственное право. Гражданское процессуальное право. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ГК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
7 |
Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ГК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
8 |
Практическое занятие применения знаний по главе VI |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
9 |
Глава VII. Налоговое право. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
10 |
Виды налогов. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста НК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
11 |
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста НК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
12 |
Практическое занятие применения знаний по главе VII |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
13 |
Глава VIII. Семейное право. Понятие и источники семейного права. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
14 |
Брак, условия его заключения. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста СК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
15 |
Усыновление, опека (попечительство). |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста СК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
16 |
Практическое занятие применения знаний по главе VIII |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
17 |
Глава IX. Трудовое право. Понятие и источники трудового права. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
18 |
Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ТК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
19 |
Охрана труда. Трудовые споры. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ТК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
20 |
Ответственность по трудовому праву. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста ТК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
21 |
Практическое занятие применения знаний по главе IX |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
22 |
Практическое занятие применения знаний по главе IX |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
23 |
Глава X. Административное право. Понятие и источники административного права. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
24 |
Административные правонарушения. Административные наказания. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста КОАП РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
25 |
Практическое занятие применения знаний по главе X |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
26 |
Практическое занятие применения знаний по главе X |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
27 |
Глава XI. Уголовное право. Понятие и источники уголовного права. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
28 |
Преступление. «Новые» преступления. Уголовная ответственность. Наказание. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста УК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
29 |
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста УК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
30 |
Особенности уголовного судопроизводства (процесса). |
0.5 |
0,5 |
Лекция, анализ текста УК РФ |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
31 |
Практическое занятие применения знаний по главе XI |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
32 |
Глава XII. Правовая культура. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность. Совершенствование правовой культуры. |
1 |
- |
лекция |
организация работы учащихся с основными понятиями по теме |
|
33 |
Практическое занятие применения знаний по главе XII |
- |
1 |
Контрольный тест |
||
34 |
Практическое занятие применения знаний по главам VI - XII |
- |
1 |
Контрольный тест |
Е. С. Шевченко учитель истории МКОУ СШ № 4 Волгоградская область, г. Калач – на – Дону: ноябрь 2017г. - РМО учителей истории