Конспект урока ИЗО: «В мире прекрасного» (для учащихся 8-го класса)
Урок разработан учителем высшей квалификационной категории МБОУ-гимназии №34 г.Орла Орловской области
Селивановой Юлией Борисовной
Конспект урока: "В мире прекрасного" (для учащихся 8-го класса)
Как начиналась галерея.
Форма урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков..
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Третьяковской галереи, её коллекциях.
Целеполагания: после урока учащиеся смогут
-рассказать кто такой П.М. Третьяков ;
-дать ответ на вопрос «Как создавалась галерея?»;
-определить одни из первых работ в коллекции Третьякова;
-оценить значение Третьяковской галереи для культуры России.
Задача: Использовать содержание урока для нравственного и эстетического воспитания.
Материалы: иллюстрации с видами Третьяковской галереи, портрет Третьякова, репродукции подборка картин из коллекции П.М. Третьякова (на выбор учителя); ручка, тетрадь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
2. Слово учителя.
История искусства играет в нашей жизни не последнюю роль. Она формирует наше сознание, восприятие мира, помогает нам развиваться. Ведь история искусства является, прежде всего, историей человечества, с помощью которой мы можем погрузиться в мир прошлого.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из крупнейших музеев мира Государственной Третьяковской галерей в Москве Её популярность огромна, чтобы увидеть сокровища, собранные в галерее, ежегодно сотни тысяч людей приезжают в тихий Лаврушинский переулок в Замоскворечье. Собрание галереи посвящено национальному русскому искусству, художникам, которые внесли свой вклад в развитии русской культуры и искусства. Именно такой она была задумана её основателем, Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898); собиратель произведений русской живописи (преимущественно художников-передвижников) и скульптуры, художественный деятель, действительный член Петербургской Академии художеств (с 1893). Собирательством стал заниматься с 1856, поставив задачу создания галереи русской национальной живописи, с 1860 у Третьякова родилось намерение сделать свое собрание общественным достоянием. Он посещал художественные выставки, мастерские художников, музеи и частные собрания России и Западной Европы, заказывал русским художникам для своей галереи картины и портреты наиболее важных деятелей России, приобретал целые коллекции (например, В. В. Верещагина, А. А. Иванова и др.).
В 1874 Третьяков построил специальное помещение для своего собрания, которое с 1881 стало открытым для посещения. В 1892 Третьяков передал свою коллекцию (1276 картин и 470 рисунков выдающихся русских художников, а также коллекцию икон) и здание галереи в собственность Московской городской думы. С 1893 она получила название Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых и пополнялась в значительной мере на средства Павла Третьякова, который стал ее пожизненным “попечителем”.
Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего одного человека - П.М.Третьякова.
Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг — Павел Михайлович Третьяков купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.
Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей... Я иного мнения, иначе... не собирал бы коллекцию русских картин...».
Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы - члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.
В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным. Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.
Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!
Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи.
Галерея была дополнена ее работниками. Теперь, там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства. На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.
Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея — это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве".
3. Подведение итогов урока.
Музей играет важную роль в искусстве. Благодаря такому замечательному месту мы можем наслаждаться произведениями русской национальной живописи, ближе знакомиться с творчеством великих русских художников, открывать в себе новые чувства, познавать и идти вперед в своем духовном развитии.
Домашнее задание:
1.Подумайте, если бы вы создавали свою собственную коллекцию, какие произведения вошли бы в неё?
2.Подготовить мини сообщения о известных коллекционерах и меценатах.
Список используемых источников:
1. Лапшин В. Союз русских художников. М., 1971.
2. Родионов В., Андреева Г. Третьяковская галерея. СПб., 2007
3. http://muzei-mira.com/muzei_rossii/14-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya.html
4. http://www.tretyakovgallery.ru/