Конспект урока обществознания по теме «Наука. Образование» для учащихся 8 класса
Тема: Наука. Образование.
Форма урока: практическая работа (поэтапное изучение учебника с выполнением заданий), § 9.
Задачи:
Охарактеризовать сущность, основные черты современной науки и образования как социальных институтов, призванных способствовать обеспечению устойчивого, гуманистически направленного экономического, социального, политического и культурного развития общества.
Помочь в осуществлении осознанного выбора сферы трудовой деятельности и путей дальнейшего образования.
Уметь работать с учебником, выделять главное и второстепенное.
Развивать навыки ведения дискуссии, монологическую речь.
План урока:
Наука: определение, функции, черты. Наука и технология.
Добросовестность, забота о безопасности человека – первейший долг ученого.
Образование.
Ход урока:
I этап. Наука: определение, функции, черты. Наука и технология.
Самостоятельное чтение «Наука в современном обществе» – стр. 90
Беседа по вопросам:
Какова «собственная задача» науки?
Докажите, что наука – это система.
В чем состоит связь фундаментальных и прикладных наук?
Чем объясняется процесс дифференциации и интеграции наук?
Докажите, что наука универсальна и не завершена. Какие выводы следуют из этого?
Чтение документа «Из выступления президента РАН Ю.С. Осипова…» – стр. 98
Обсуждение вопросов к документу.
Разбор практического вывода 1 – стр. 97
II этап. Добросовестность, забота о безопасности человека – первейший долг ученого.
Комментированное чтение «Этика науки» – стр. 94
Анализ цитаты К. Маркса в рубрике «Мысли мудрых» – стр. 100
Вопросы для анализа:
Влияет ли духовность на деятельность и облик ученого? Свою точку зрения аргументируйте с приведением примеров.
Докажите, что добросовестность – непременная черта ученого.
В чем состоит моральный смысл высказывания К. Маркса?
Как сочетать выполнение завета Гиппократа «Не навреди» с современным развитием науки и техники?
III этап. Образование.
Работа с текстом учебника «Век живи, век учись» – стр. 95
Вопросы и задания:
Докажите, что наука и образование – часть культуры, ее хранители и двигатели.
В чем суть и необходимость взаимодействия образования и науки?
Докажите, что образование и наука составляют национальное богатство страны.
Объясните, что значит «в просвещении быть с веком наравне».
Целью государственной образовательной политики РФ является социализация личности. Что такое социализация личности, почему в современных условиях возрастает ее значение?
Непрерывное образование: в чем его функции? Может ли обойтись без него личность в современных условиях? В чем роль информационных технологий в непрерывном образовании?
Как лучше реализовать практические выводы, касающиеся образования?
Заключение:
Практическая работа с заданиями 3, 4 – стр. 99-100
Домашнее задание:
§ 9 – читать, § 8 – повторить.
«Вопросы для самопроверки» – стр. 89, 99 – устно.
Подготовиться к устному зачету по § 8-9.