12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарина Васильевна707
Я ооочень люблю свою работу!
Россия, Крым респ., Симферополь
Всероссийский конкурс для учителей технологии на лучшую методическую разработку «Мастера и мастерицы»

Урок по технологии

 для учащихся 5-го класса

«Бутерброды, горячие напитки»

 

Разработчик: Власова Дарина Васильевна

Учитель технологии

МБОУС(К)ОШ «Надежа»

г. Симферополь, Республика Крым

 

Симферополь 2015

Проанализировав объективно ситуацию, и зная, что оценивать делимые классы (на уроке присутствуют только девочки) необходимо полностью, за урок каждый ребенок должен получить оценку, т.к. каждая пара уроков непременно включает в себя практическую часть, пришлось импровизировать, и придумать следующий метод.

Оценивание на моих уроках проходит в следующей форме: на доске всегда присутствует таблица активности, в начале урока я только вписываю имена класса. В ней есть постоянные графы – «Готовность к уроку», «ДЗ», «Активность». Дети на занятии могут легко заработать дополнительную оценку, либо повысить результат за урок за счет накопительной системы баллов. Но это не только поощрительная система. За каждый правильный ответ, в графу «Активность» ставится плюс, за каждый неправильный – либо минус, если это первый ответ, либо отнимаем от имеющихся плюсов. Таким образом, дети понимают – что работа на уроке важна, что необходимо проявлять активность, им очень нравится, они верят в прозрачность этой методики.

Цели урока:

познакомить учащихся с классификацией бутербро­дов, горячими напитками, познакомить с историей этих блюд;

сформировать необходимые умения и на­выки по приготовлению бутербродов и горячих напитков, развивать умение планировать свою работу;

воспи­тывать аккуратность и опрятность в работе, бережное отношение к продуктам.

Материально-техническое обеспечение:

набор кулинарных инструментов и приспособлений;

продукты;

Методы обучения:  объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Кол – во часов: 2 часа

ХОД УРОКА

ЧАСТЬ (теоретическая)

Организационный этап урока

Приветствие.

Проверка присутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку:

  • наличие тетрадей;
  • наличие учебников;
  • наличие других письменных принадлежностей;
  • наличие спецодежды.

Актуализация опорных знаний

На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое столовый этикет. Давайте немного вспомним основные моменты (проходит в виде беседы):

 

  • Как правильно подавать чай и кофе?
  • Что такое столовый этикет?
  • Как правильно нужно сидеть за столом?
  • Куда кладут вилку и нож после окончания еды?

 

Изучение нового материала.

БУТЕРБРОДЫ

Скажите, девочки, что вы больше всего любите употреблять на завтрак (ответы детей)?

А как вы представляете себе бутерброд (ответы детей)?

Вот сегодня мы и поговорим об этом. А началось все…

1-ая версия: в Средневековье… Люди не использовали привычные нам тарелки, вместо них клали куски хлеба, которые сверху накрывали овощами, рыбой или мясом. После трапезы, оставшийся ломоть отдавали собакам, а если семья была бедной, то его съедали.

2-ая версия: многие весьма авторитетные ученые полагают, что бутерброды придумали иудеи. Придание гласит, что во время празднования Пасхи они обмазывали хлеб маслом, а бывало и медом. Затем этот «прототип» бутерброда приносился в жертву, как заменитель жертвенного животного.

3-я версия: так же бытует мнение, утверждающее, что бутерброд изобрёл Николай Коперник, в апреле 1520 года. Произошло это якобы во время осады рыцарями Тевтонского ордена замка Ольштын, комендантом которого был Коперник. В замке разразилась эпидемия, причём, по наблюдению Коперника болели те, кто употреблял в пищу хлеб. Коперник предположил, что хлеб заражается при соприкосновении с посторонними предметами, особенно с полом. Тогда он предложил намазывать хлеб маслом, на котором после неудачного падения на пол легко было заметить грязь. Таким методом Коперник будто бы победил эпидемию.

Вот такие теории происхождения бутербродов известны миру, и это далеко не все!

А сейчас, давайте перейдем в настоящее время. Каждый из вас пробовал бутерброд, скажите пожалуйста, какой продукт в бутерброде является главным (ответы детей)? Правильно, это хлеб, который обеспечивает нас большинством незаменимых пищевых веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность. Хлеб - наш добрый и постоянный друг! Для бутербродов хлеб нарезают толщиной 1см и обильно покрывают продуктом (в тетрадях).

Девочки, скажите, знаете ли вы, какие продукты помимо хлеба используют для приготовления бутербродов (ответы детей)? Правильно, самые разные. Основные группы этих продуктов давайте запишем:

Бутерброды по виду продукта бывают (в тетрадях):

  • Рыбные;
  • Мясные;
  • Сладкие;
  • Фруктовые;
  • Гастрономические (например, с яйцом, овощной икрой).

По форме приготовления бутерброды бывают:

  • Круг­лая;
  • Овальная;
  • Ромбическая;
  • Треугольная;
  • Квадратная.

А по способу приготовления? Кто какие знает? Кто какие любит (ответы детей)? Давайте запишем:

По способу приготовления бутерброды бывают:

  • Холодные;
  • Горячие;
  • Простые – когда используется один вид продукта;
  • Сложные - когда используется несколько видов продукта;
  • Открытые – когда продукт виден ;
  • Закрытые (сандвичи) – когда продукт не виден;
  • Слоистые – когда используется несколько слоёв продукта и хлеба;
  • Закусочные (канапе) – отличаются меньшим размером.

Теперь пришло время ознакомиться с требованиями к качеству готовых бутербродов:

  1. Бутерброды готовят непосредственно перед подачей.
  2. Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом.
  3. Горячие бутерброды должны быть определенной темпера­туры.
  4. Использовать только свежие продукты.
  5. Хлеб не должен быть слишком толстым или тонким.
  6. Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 °С 1-2 часа

ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ

Следующая тема, на которой мы сегодня остановимся, это горячие напитки. Что же это такое? Какие горячие напитки вы употребляете? Какие знаете (ответы детей)?

К бутербродам подают горячие напитки. К горячим напиткам относятся чай, кофе, какао. Их готовят на воде, а также на молоке. Готовить их рекомендуется непосредственно перед подачей.

Чай. О том, как был обнаружен чай, рассказывают легенды Китая, Индии и Японии. По одной из них, император Южного Китая Чен Нунг (3 тыс. до н.э.) однажды попробовал напиток, который случайно получился из листьев, нечаянно попавших в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать и сохранить эти листья и издал указ о применении его по всей стране.

Чайное растение - вечнозеленый кустарник, произрастает в районах с тропическим и субтропическим климатом. Для получения чая используют в основном молодые листья растения. В продаже можно увидеть черный, зеленый чай, так же чай, с различными вкусовыми добавками.

Кофе. Давным-давно, примерно в X веке, в далекой жаркой Эфиопии, в горной местности под названием Каффа, обыкновенные козы совершили настоящее открытие. Молодой пастух Калди заметил, что его подопечные старательно объедают красноватые ягоды с небольших кустарников, после чего начинают резвиться с утроенной силой. Любознательный пастух решил попробовать ягоды и листья. На вкус они ему не понравились, однако вскоре юноша заметил, что его покинула усталость, да и настроение заметно улучшилось. Калди рассказал об удивительных ягодах своим родственникам и друзьям, и скоро весть о них разлетелась по всей округе.

Кофе – это тонизирующий напиток. Кофе очень стимулирует физическую и психическую активность человека. Натуральный кофе - это семена (зерна) плодов тропического кофейного дерева. В продажу кофе поступает в зернах, молотый и растворимый. Детям лучше пить не кофе, а кофейные напитки, в состав ко­торых в основном входят такие продукты, как соя, ячмень, цико­рий, каштаны и др.

Какао. Родина какао - тропические леса Южной Америки, берега
Амазонки и Ориноко. Ацтеки знали какао с XIV века, они считали его священным и почитали его как подарок бога Кетцалькоатля. Однако бобы какао использовались не для жертвоприношений, а как средство расчета и для приготовления терпкого пряного напитка, отличающегося по вкусу от известного теперь какао. Этот напиток изготовлялся из смеси воды, какао, маиса, ванили, острого перца с добавлением соли. 

Какао называют еще шоколадным деревом, так как семена его служат основным сырьем для приготовления шоколада и напитка какао.

Теперь пришло время ознакомиться с требованиями к качеству горячих напитков:

  1. Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.
  2. Нельзя использовать чайную заварку через 3—4 часа или на следующие сутки после приготовления.
  3. Готовый кофе подают горячим или холодным, но не теплым.
  4. Цвет напитка должен быть, если это чай, к
  5. коричневым или зеленоватым, если кофе - темно-коричневым.

2 ЧАСТЬ (практическая)

Инструктаж по технике безопасности

Давайте с вами вспомним, какие же требования мы должны соблюдать, при выполнении кухонных работ (ответы детей)?

Во время выполнения кухонных работ:

  1. надеть спецодежду, волосы убрать под косынку;
  2. проверить исправность электрического оборудования;
  3. проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие трещин на стеклянной посуде;
  4. включить вытяжную вентиляцию;
  5. хлеб и др. гастрономические изделия, овощи и прочие продукты резать только наточенными ножами и на разделочных досках;
  6. соблюдать осторожность при работе с ручными терками, не обрабатывать мелкие части.

При работе с ножом:

  1. не работать с ножом в направлении к своему телу;
  2. крепко держать рукоятку ножа;
  3. использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;
  4. следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;
  5. не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;
  6. не оставлять нож вколотым в продукты или между ними;
  7. не использовать кухонный нож не по назначению;
  8. мыть нож после каждого применения.

При работе с электрической печью:

  1. надеть спецодежду, волосы заправить под косынку;
  2. встать на диэлектрический коврик и включить кухонную электроплиту, убедиться в нормальной работе нагревательных элементов;
  3. крышки горячей посуды брать полотенцем или использовать при­хватки и открывать от себя, чтобы не получить ожоги паром; 
  4. после окончания работы выключить кухонную электроплиту и после ее остывания вымыть горячей водой. 

 

Практическая работа

Ваша практическая работа будет состоять из 3 этапов. На первом – вы будете готовить бутерброды, на втором – горячие напитки, на третьем - дегустация.

Делим класс на 3 команды, у нас получается 3 команды по 3 человека. Я раздам вам листы с заданием. Каждой команде предлагается приготовить по 2 вида бутербродов и 1 напиток. В конце занятия наше жюри (мальчики) оценят вкусовые качества ваших изделий, я – эстетический вид и правила выполнения, та команда, которая наберет больше всего баллов получит дополнительную оценку! РАЗДАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ А

Продукты лежат перед вами, приступаем!!!

Анализ и оценка урока. Подведение итогов.

Анализируя урок, проводим беседу:

  • Что узнали нового на уроке?
  • Какие виды бутербродов вы теперь знаете?
  • Какой продукт является основным для приготовления бутербродов?
  • Какие напитки вы знаете?
  • Как правильно приготовить чай?

Далее идет подсчет накопленных учащимися во время первого урока баллов, выставляются оценки. За практическую часть урока ставится отдельная оценка.

Домашнее задание: сменная одежда.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

1 команда

2 команда

3 команда

Бутерброды

Бутерброды

Бутерброды

Холодные

На хлеб намазывают масло, сверху укладывают различные продукты, можно украсить зеленью.

Простые

На хлеб намазывают масло, сверху укладывают 1 продукт, можно украсить зеленью.

Открытые

На хлеб намазывают масло, сверху укладывают различные продукты, можно украсить зеленью.

Сложные

На хлеб намазывают масло либо другой ингредиент, сверху укладывают различные продукты + украшение.

Горячие

На хлеб намазывают масло либо другой ингредиент, сверху укладывают различные продукты + сыр и в духовку.

Слоистые

Берут 2 ломтика хлеба, намазывают маслом, на один укладывают начинку. Это могут быть помидоры, отварное мясо птицы, яйца и т. д.

Горячие напитки

Горячие напитки

Горячие напитки

Шоколад

Для приготовления напитка используют порошок шоколада, который отличается от какао-порошка большим содержанием жира, или готовый плиточный шоколад, который крошат либо измельчают на терке. Порошковый шоколад смешивают с сахаром, разводят небольшим количеством кипятка и доливают горячее молоко. При использовании плиточного шоколада сахара берут меньше.

Чай

Для приготовления чая используют заварной чайник, который необходимо ополоснуть и ошпарить кипятком, насыпать в него заварку и залить кипятком на 1/3 чайника, настояться под специальной грелкой 5-8 минут, а потом долить кипятком.

Какао

Какао-порошок смешивают с сахаром, добавляют немного кипятка (100-150 мл на 1 л напитка), хорошо размешивают и при помешивании вливают остальное горячее молоко и доводят до кипения.

Подают какао в стакане или чашке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.