Урок для учащихся 8 класса «Сарыарка»
Тема урока: "Сарыарка " 8 класс
Цель урока:
продолжить формирование естественнонаучной грамотности через общепредметные умения о
взаимосвязи природы и человека на примере Казахского мелкосопочники.
Задачи урока:
Образовательные:
- Определить физико-географическое положение Сарыарка, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно- следственные связи природных явлений;
- Установить связь между рельефом и геологическим строением, природные условия мелкосопочника и его практическим применением.
- Выявит роль мелкосопочника в хозяйственной деятельности человека.
- Продолжить формирование умений работать с учебником, атласами, картами, текстом, дополнительной литературой.
Развивающие:
- Развивать интерес к предмету
- Развивать зрительную память
- Развивать умения классифицировать, делать выводы
- Развивать умения учебного труда
Воспитывающие:
- Воспитывать положительное отношение к учебному труду
- Воспитание экологической грамотности
Ожидаемый результат:
Иметь представление о Сарыарке
Уметь выявлять особенности географического положения, геологического строения, климата.
Уметь работать с разными видами карт, таблиц.
Уметь решать задачи на развитие функциональной грамотности.
Межпредметные связи: биология, экология, климатология.
Стратегии:«Толстый и тонкий вопросы», «Инсерт», «Автобусная остановка»,
Ресурсы: Презентация, ИАД, Компьютер, листы А-3, фломастеры, стикеры, таблицы, раздаточный материал
Этапы урока |
Содержание |
Время |
Оценивание |
|||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||
Организационный |
Приветствует учеников Организация психологического настроя на урок. С помощью стикеров, разделить на группы по цвету. Улыбнуться друг другу. Распределите роли в группе (капитана, спикера, секретаря, таймера.). Возьмите листы оценивания, подпишите свои имена. В течение всего урока спикер не забывает заносить заработанные оценки. Лист оценивания
|
Приветствуют учителя Формируют группы смешанного состава Коммуникативный опыт организации рабочей группы, планирование учебного сотрудничества, с учителем и сверстниками. |
1-2 мин
3-4 мин |
Улыбка, пожелание друг другу |
||||||||||||||||||||||||
Мотивационный Этап А
Этап Б |
Проверка д/з. Урок мы начнём с проверочной работы по теме предыдущего урока. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Насколько хорошо вы поняли тему, проверим выполнив проверочную работу используя активные метод обучения «Толстый и тонкий вопросы». На работу вам даётся 5-7 мин. Приложение 1. Чтобы определить тему урока посмотрите на слайд. Попробуйте определить цель урока. Стратегия «Инсерт». Молодцы! Действительно, тема сегодняшнего урока «Сарыарка» . Цель нашего урока:формируем из идей учащихся Сегодня мы вместе с вами попробуем взглянуть на Сарыарку глазами геолога, географа, климатолога, биолога (группы). |
Выполнение проверочной работы, обмен листами опроса, взаимопроверка по модельным ответам.
Примерные ответы учащихся. Дети самостоятельно выходят на цель урока. |
5 мин. |
Суммативное, оценивание в виде баллов. Формативное оценивание, похвала. |
||||||||||||||||||||||||
Операционный |
Учитель фасилитатор. Стратегия «Автобусная остановка», работа на листах А3. Раздаточный материал на столах. Приложение 2.
Физ. Минутка. Закрепление. Стратегия: «Коллаборативное решение проблем». Учитель фасилитатор. Создание коллаборативной среды. Использование заданий на определение естественнонаучной грамотности учащихся.
|
Работа учащихся в группах: географы Геологи Климатологи Биологи Работа в группе, обсуждая каждый вопрос вместе, итоговый ответ заносят в тест. Проставление баллов в оценочный лист. |
15 мин
1 мин.
8 мин.
|
Взаимопроверка в группах по модельному ответу. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Стратегия «Кувшин пожеланий». Мнения учащихся на стикерах.- цветочках. Анализ. |
Высказывания учащихся. |
5 мин |
Формативное оценивание учащимися урока. |
||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа |
На контурных картах отметить мелкосопочник. Рельеф и полезные ископаемые |
1-2 мин |
|
Приложение 1
Простые вопросы: Географическое положение Северо-Казахской равнины, общий уклон равнины, какие реки и озера протекают через равнину, перечислите полезные ископаемые и их значение, охарактеризуйте речную систему Иртыш?
Сложные вопросы: Геологическое строение равнины, какие воздушные массы оказывают влияние на равнину, объясните с какими условиями связанравнинный характер рельефа?
Приложение 2
Задания для группы географов.
Вопрос №1 Определите географическое положение Казахского мелкосопочника по карте.
Вопрос №2. Откуда произошло название мелкосопочник?Обьъясните. Казахский мелкосопочник(Сары-Арка, Центрально-Казахстанский мелкосопочник,каз. Сары Арқа — «жёлтый хребет») — степь в центральном Казахстане, с небольшими, обрывистыми низкогорными массивами (отсюда и название «мелкосопочник», то есть мелкие сопки).
Вопрос №3. Какие формы рельефа встречаются на територрии мелкосопочника. Дайте характеристику Кокшетауским горам. Какое значение имеют горы в деятельности человека.
Задания для группы геоглогов.
Вопрос №1. Опишите геологическое строение мелкосопочника используя строки 3-5
Вопрос №2. Какие горные породы встречаются на мелкосопочнике используте строки 5-7-9
Казахский мелкосопочник — очень древняя, сильно разрушенная горная область, состоит из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, большие и малые впадины, котловины, различающиеся геологическим строением и рельефом. Восточная часть мелкосопочника приподнята по сравнению с западной. Мелкосопочник образован из осадочных и магматических пород (гранит, порфирит, кварцит, песчаники и сланцы) палеозоя. В формировании рельефа мелкосопочника 5главную роль играли направления залегания пород и процессы выветривания. Ветер, дождь, текучие воды разрушали когда-то высокие горы и почти превратили их в равнину. В центральной части мелкосопочника на северных склонах растут сосновые леса, южные склоны голые и скалистые. У подножия гор встречаются скопления обломков горных пород (осыпи).
В западной части мелкосопочника преобладают выровненные и пониженные участки, а останцовые горы и сопки встречаются реже. Древние осадочные и магматические породы раннего палеозоя видны здесь только на высоких скалистых гребнях. На равнинах и во 10впадинах они погребены под озерными и морскими отложениями палеогена. На формирование рельефа этой части Казахского мелкосопочника вместе с продолжительным процессом выветривания повлияли и осадочные породы мелового и палеогенового периодов. Крупная котловина — Тенгиз-Кургальджинская впадина (304 м) — разделяет западную часть мелкосопочника на две части.
Вопрос №3.
В каких целях человек может использовать мелкосопочник, вид хозяйственной деятельности.
Задания для группы климатологов.
Вопрос №1. Опишите климат мелкосопочника и данные занесите в таблицу
Низкогорная область |
Климати ческий пояс |
В.М |
температура |
Кол-во осадков |
Особенности климата |
|
я |
и |
Вопрос №2
Как можно использовать зная особенности климата для ведения сельского хозяйства?
Вопрс №3. Достаточно ли количество выпадаемых осадков для промышленности и сельского хозяйства?
Задания для группы биологов.
Вопрос №1. Охарактеризуйте органический мир мелкосопочника, объясните с чем это связано?
Вопрос №2. Есть ли на територрии мелкосопочника охраняемые объекты? Какие? Причины их возникновения?
Вопрос №3. Видовой состав органического мира и их использование в практических целях.