Урок для учащихся 8 класса «Сарыарка»
Тема урока: "Сарыарка " 8 класс
Цель урока:
продолжить формирование естественнонаучной грамотности через общепредметные умения о
взаимосвязи природы и человека на примере Казахского мелкосопочники.
Задачи урока:
Образовательные:
- Определить физико-географическое положение Сарыарка, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно- следственные связи природных явлений;
- Установить связь между рельефом и геологическим строением, природные условия мелкосопочника и его практическим применением.
- Выявит роль мелкосопочника в хозяйственной деятельности человека.
- Продолжить формирование умений работать с учебником, атласами, картами, текстом, дополнительной литературой.
Развивающие:
- Развивать интерес к предмету
- Развивать зрительную память
- Развивать умения классифицировать, делать выводы
- Развивать умения учебного труда
Воспитывающие:
- Воспитывать положительное отношение к учебному труду
- Воспитание экологической грамотности
Ожидаемый результат:
Иметь представление о Сарыарке
Уметь выявлять особенности географического положения, геологического строения, климата.
Уметь работать с разными видами карт, таблиц.
Уметь решать задачи на развитие функциональной грамотности.
Межпредметные связи: биология, экология, климатология.
Стратегии:«Толстый и тонкий вопросы», «Инсерт», «Автобусная остановка»,
Ресурсы: Презентация, ИАД, Компьютер, листы А-3, фломастеры, стикеры, таблицы, раздаточный материал
Этапы урока |
Содержание |
Время |
Оценивание |
|||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||
Организационный |
Приветствует учеников Организация психологического настроя на урок. С помощью стикеров, разделить на группы по цвету. Улыбнуться друг другу. Распределите роли в группе (капитана, спикера, секретаря, таймера.). Возьмите листы оценивания, подпишите свои имена. В течение всего урока спикер не забывает заносить заработанные оценки. Лист оценивания
|
Приветствуют учителя Формируют группы смешанного состава Коммуникативный опыт организации рабочей группы, планирование учебного сотрудничества, с учителем и сверстниками. |
1-2 мин
3-4 мин |
Улыбка, пожелание друг другу |
||||||||||||||||||||||||
Мотивационный Этап А
Этап Б |
Проверка д/з. Урок мы начнём с проверочной работы по теме предыдущего урока. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Насколько хорошо вы поняли тему, проверим выполнив проверочную работу используя активные метод обучения Чтобы определить тему урока посмотрите на слайд. Попробуйте определить цель урока. Стратегия «Инсерт». Молодцы! Действительно, тема сегодняшнего урока «Сарыарка» . Цель нашего урока:формируем из идей учащихся Сегодня мы вместе с вами попробуем взглянуть на Сарыарку глазами геолога, географа, климатолога, биолога (группы). |
Выполнение проверочной работы, обмен листами опроса, взаимопроверка по модельным ответам.
Примерные ответы учащихся. Дети самостоятельно выходят на цель урока. |
5 мин. |
Суммативное, оценивание в виде баллов. Формативное оценивание, похвала. |
||||||||||||||||||||||||
Операционный |
Учитель фасилитатор. Стратегия «Автобусная остановка», работа на листах А3. Раздаточный материал на столах. Приложение 2.
Физ. Минутка. Закрепление. Стратегия: «Коллаборативное решение проблем». Учитель фасилитатор. Создание коллаборативной среды. Использование заданий на определение естественнонаучной грамотности учащихся.
|
Работа учащихся в группах: географы Геологи Климатологи Биологи Работа в группе, обсуждая каждый вопрос вместе, итоговый ответ заносят в тест. Проставление баллов в оценочный лист. |
15 мин
1 мин.
8 мин.
|
Взаимопроверка в группах по модельному ответу. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Стратегия «Кувшин пожеланий». Мнения учащихся на стикерах.- цветочках. Анализ. |
Высказывания учащихся. |
5 мин |
Формативное оценивание учащимися урока. |
||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа |
На контурных картах отметить мелкосопочник. Рельеф и полезные ископаемые |
1-2 мин |
|
Приложение 1
Простые вопросы: Географическое положение Северо-Казахской равнины, общий уклон равнины, какие реки и озера протекают через равнину, перечислите полезные ископаемые и их значение, охарактеризуйте речную систему Иртыш?
Сложные вопросы: Геологическое строение равнины, какие воздушные массы оказывают влияние на равнину, объясните с какими условиями связанравнинный характер рельефа?
Приложение 2
Задания для группы географов.
Вопрос №1 Определите географическое положение Казахского мелкосопочника по карте.
Вопрос №2. Откуда произошло название мелкосопочник?Обьъясните. Казахский мелкосопочник(Сары-Арка, Центрально-Казахстанский мелкосопочник,каз. Сары Арқа — «жёлтый хребет») — степь в центральном Казахстане, с небольшими, обрывистыми низкогорными массивами (отсюда и название «мелкосопочник», то есть мелкие сопки).
Вопрос №3. Какие формы рельефа встречаются на територрии мелкосопочника. Дайте характеристику Кокшетауским горам. Какое значение имеют горы в деятельности человека.
Задания для группы геоглогов.
Вопрос №1. Опишите геологическое строение мелкосопочника используя строки 3-5
Вопрос №2. Какие горные породы встречаются на мелкосопочнике используте строки 5-7-9
Казахский мелкосопочник — очень древняя, сильно разрушенная горная область, состоит из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, большие и малые впадины, котловины, различающиеся геологическим строением и рельефом. Восточная часть мелкосопочника приподнята по сравнению с западной. Мелкосопочник образован из осадочных и магматических пород (гранит, порфирит, кварцит, песчаники и сланцы) палеозоя. В формировании рельефа мелкосопочника 5главную роль играли направления залегания пород и процессы выветривания. Ветер, дождь, текучие воды разрушали когда-то высокие горы и почти превратили их в равнину. В центральной части мелкосопочника на северных склонах растут сосновые леса, южные склоны голые и скалистые. У подножия гор встречаются скопления обломков горных пород (осыпи).
В западной части мелкосопочника преобладают выровненные и пониженные участки, а останцовые горы и сопки встречаются реже. Древние осадочные и магматические породы раннего палеозоя видны здесь только на высоких скалистых гребнях. На равнинах и во 10впадинах они погребены под озерными и морскими отложениями палеогена. На формирование рельефа этой части Казахского мелкосопочника вместе с продолжительным процессом выветривания повлияли и осадочные породы мелового и палеогенового периодов. Крупная котловина — Тенгиз-Кургальджинская впадина (304 м) — разделяет западную часть мелкосопочника на две части.
Вопрос №3.
В каких целях человек может использовать мелкосопочник, вид хозяйственной деятельности.
Задания для группы климатологов.
Вопрос №1. Опишите климат мелкосопочника и данные занесите в таблицу
Низкогорная область |
Климати ческий пояс |
В.М |
температура |
Кол-во осадков |
Особенности климата |
|
я |
и |
Вопрос №2
Как можно использовать зная особенности климата для ведения сельского хозяйства?
Вопрс №3. Достаточно ли количество выпадаемых осадков для промышленности и сельского хозяйства?
Задания для группы биологов.
Вопрос №1. Охарактеризуйте органический мир мелкосопочника, объясните с чем это связано?
Вопрос №2. Есть ли на територрии мелкосопочника охраняемые объекты? Какие? Причины их возникновения?
Вопрос №3. Видовой состав органического мира и их использование в практических целях.