Урок по технологии для учащихся 5-го класса «Народные промыслы»
Урок по технологии для учащихся 5-го класса «Народные промыслы»
Разработчик: Власова Дарина Васильевна
Учитель технологии
МБОУС(К)ОШ «Надежа»
Г. Симферополь, Республика Крым
Симферополь 2015
Цель урока:
Обобщить знания о народных промыслах нашего региона. Познакомить с техникой ковровой вышивки с помощью специальной иглы.
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с народными промыслами нашего полуострова;
- формировать навыки работы с ковровой иглой.
Развивающие:
Способствовать развитию:
- познавательной активности на уроке;
- навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
Воспитывать:
- любовь и интерес к культуре;
- активность, усидчивость и аккуратность в работе.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Кол – во часов: 2
Методы обучения: Словесные, наглядные.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент
1.1.Проверка домашнего задания
2. Тема урока. Знакомство с новым материалом
3. Физкультминутка
4. Практическая работа
4.1. Правила безопасной работы.
5. Подведение итогов
5.1. Закрепление
5.2. Выставление оценок
5.3. Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие
Проверка присутствующих
Проверка готовности к уроку
1.1 Проверка домашнего задания
(фронтальный опрос)
На прошлом занятии мы начали знакомиться с очень интересной темой. Давайте вспомним, о чем мы говорили? (ответы детей)
- правильно, мы говорили о народных промыслах нашей огромной страны, об истории возникновения разных ремесел. А теперь скажите, какие ремесла вам запомнились, чем же занимались наши предки? (ответы детей)
- правильно:
- Хохлома
- Вологодское кружево
- Городецкая роспись
- Тагильский поднос
- Оренбургский пуховый платок
- Матрешка
- Елецкие валенки
- Дымковская игрушка
- Павловопосадские шали, и мн. др.
- Культура Крыма – это феномен, а уникальна она из – за смешения многочисленных этносов на полуострове. И по сей день у нас спокойно сосуществуют десятки различных национальностей, у которых, как мы знаем, есть свой быт, своя история.
В ремеслах народов нашей малой Родины отражена многовековая история, древние ремесленные традиции, большинство из которых и сегодня передаются из поколения в поколение.
А знаете ли вы, что первыми переселенцами, сумевшими создать на территории Крыма свои колонии, были греки, а произошел этот исторический момент в далеком 7 веке до нашей эры? Они основали свои города на полуострове, для развития культурных и торговых связей. Жители этих городов жили в каменных домах, занимались торговлей, ремеслами, рыбной ловлей, скотоводством и земледелием. Очень быстро эта народность зарождает различные ремесла — строительное, ювелирное, металлообрабатывающее, ткацкое, керамическое дело.
Позднее, уже в 5 веке до н. э., на территории восточного Крыма возникло могущественное государственное образование — Боспорское царство. Развивались ремесла: ткачество, гончарное дело, обработка металла и изготовление металлических изделий.
Мы можем сделать вывод, что в 7 – 5 веках до н.э. уже были развиты такие ремесла, как:
Вышивка;
Гончарное дело;
Керамика;
Ткачество;
Керамика;
Ювелирное дело;
Ковка (кузнечное дело), др.
А как вы думаете, какие из ремесел дошли до наших дней? (ответы детей)
- Правильно, сегодня мы имеем возможность обучиться любому из перечисленных ремесел, и знаем о них не понаслышке. В летнее время, в курортных городах Крыма, можно повстречать целую дюжину ремесленников, которые и обучат ремеслу, и предложат купить сувенир!
Именно об этом мы сегодня и поговорим. Запишем тему урока: «Народные промыслы» (запись в тетрадях)
Первое, о чем мне хотелось бы вам рассказать, это ткачество… Как вы думаете, что это такое? (выслушиваются ответы детей)
1. Ткачество - древнейшее занятие жителей крымского полуострова. Но с 13 века нашей эры, этим ремеслом занималась уже новая, только пришедшая на наш полуостров народность. Как вы считаете, кто это? (ответы детей)
- Это крымские татары. Ткацкий станок был практически в каждом доме, поскольку девушек с малых лет обучали работе на станке. В Крыму ткачеством занимались мужчины-ремесленники, объединенные в цеха вышивальщики и ткачи, изготавливавшие более плотные суконные ткани «сокма» из овечьей шерсти. Со времен Крымского ханства эти цеха работали не только на весь правящий двор, но и на внутренний рынок.
2. Шитье золотом имеет многовековую историю среди жителей татарской национальности. В Крым такое шитьё пришло из Византии, в середине 19 века. В Византию же это искусство попало через ближневосточные страны, точнее из Вавилона, Междуречья и Месопотамии. Ремесло и сейчас востребовано, и не имеет равных по своей декоративности и многофункциональности.
Вышивка. Возродили это искусство в Крыму к началу 18 века караимы. Вышивка имела глубокие традиции: каждый шов имел свои незатейливые, но образные названия. Своеобразие крымской вышивки – в особенности орнамента, его ритма. В основном, изначально, это были строгие геометрические линии. И только к 20 веку в строгие геометрические линии орнамента ввелись объемность деталей, используется растительный мир.
Ковроткачество. Основным занятием жителей западного побережья Черного моря в далекие времена было овцеводство. Занимались овцеводством крымские татары. Следовательно, из пряжи, которую получали от овец - ткали ковры. Датируется это ремесло серединой 19 века.
Особенностью ковров того времени является сильно схематизированные растительные орнаментальные мотивы, редкость бытовых сцен в оформлении. Нетрадиционной является и гамма красок, использованная при росписи ковров: преобладают темно-синий, желтый, рыжий, коричневые цвета. Окраску производили растительными, минеральными и животными красками. Ткали непосредственно на станках, секрет изготовления которых хранит и по сей день почти каждая крымскотатарская семья.
Как вы догадались, это далеко не все. Множество ремесел, которые и приходят с новыми народами, рано или поздно также становятся народными.
3. Физкультминутка
Гимнастика для глаз:
1. Вертикальные движения глазами вверх и вниз (считать до трех) – 5 раз
2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево – 5 раз
3. На доске нарисована восьмерка, от верхней точки «обвести» ее глазками. – 3 раза
4. Практическая работа
У каждого дома есть ковер. И каждый из вас, хотя бы раз задумывался – как же его мастерят? Из каких ниток? Как образуется рисунок? На чем держится весь этот разноцветный ворс? В старину ковры изготавливали только ручным способом - ткачеством на специальных станках.
Женщины, работающие на ткацком станке. Фреска из Бени-Хассана. Древний Египет, Х век до н.э.
|
Устройство ручного ткацкого станка
|
Сейчас мы познакомимся с техникой ковровой вышивки с помощью специальной иглы. Этот вид рукоделия, к сожалению, теряется у нас в регионе, хотя является не менее привлекательным, нежели любой другой, а изделия поражают своей неповторимостью. Эта техника идеальна для вышивки подушек, ковриков, ею можно украсить одежду, сделать панно.
Но, прежде чем приступить к работе, а работа эта не безопасная, давайте познакомимся с правилами безопасности!
4.1. Правила безопасной работы при ковроткачестве:
При работе с ножницами:
следует передавать ножницы только кольцами вперед;
кладите ножницы сомкнутыми лезвиями от себя;
нельзя держать ножницы открытыми.
При работе с ковровой иглой:
иглу необходимо хранить в коробке или пенале;
не следует подносить иглу к лицу во избежание травматизма;
иглу хранить в коробках и пеналах;
передавать иглу в руки, не бросать;
не использовать в работе ржавые иглы — они портят пряжу, нитки;
в конце работы иглу поместить обратно в коробку или пенал.
С правилами безопасной работы ознакомились, знайте, что за их несоблюдение ученик будет отстранен от работы.
Приступаем! Ковроткачество таким ручным способом с помощью иглы – работа не трудоемкая, если научиться ПРАВИЛЬНО работать с инструментами – вы значительно сократите время на выполнение изделия.
Цветочек |
|
Для работы нам понадобятся следующие материалы: Льняная ткань (можно заменить любой плотной, лучше натуральной); Игла для ковроткачества (средняя); Пяльцы; Ножницы; Нитки. |
|
Организация работы. Первое, с чего мы начинаем – это заправляем в иглу нить с помощью нитковдевателя. Затем заправляем ткань в пяльцы, сделать это необходимо очень туго, и приступаем к подготовке рисунка. На сегодняшнем занятии у нас нет особого требования к рисунку, цель занятия – научится держать иглу, и правильно выполнять стежки. Рисуем самый простой цветочек. |
|
Сторона с рисунком является изнаночной стороной. На ней мы будем работать, а с лицевой стороны у нас будут образовываться петли. В левой руке мы держим пяльцы, в правой – иглу, иглу держим как ручку. Иглу держим срезом по ходу движения. |
|
Вводим иглу до упора вниз, тем самым создаем нашу первую петельку. Нить рукой не придерживаем, не тянем, т.к. петельки наши распустятся. |
|
Вот так выглядит наша первая петелька с лицевой стороны. |
|
Вторую петельку делаем с отступом 2 – 3 мм в правую сторону. Опять вводим иглу до основания. И вот у нас уже 2 петельки. ВАЖНО! Следите, чтоб нить от клубка была свободной. Перед работой разматывайте небольшое количество нитки от клубка, чтоб не образовывалось натяжек. |
|
Попробуем обвести наш цветочек по контуру. Вот так он будет выглядеть с изнаночной стороны. |
|
А это пушистая лицевая сторона! Все пробелы во время работы заполнятся следующими петлями. Не переживайте, если вы увидели где-то на только что начатом изделии пустое место. |
|
Продолжаем работу – выбиваем второй ряд, и так до конца, пока все просветы не заполнятся нитью. |
|
Вот так у нас должно получиться. Это изнаночная сторона. |
|
А это лицевая сторона, объемная. Вторым цветом выбейте самостоятельно фон для вашего цветочка. |
|
5. Итог урока
5.1. Закрепление
Какая народность является культурным основателем Крымского полуострова?
Чем отличается ковровая игла от обычной?
С какой стороны вышивают изделие?
5.2. Оценки за урок
Разбор основных ошибок при вышивании, их возможное устранение.
5.3. Домашнее задание
Миллиметровая бумага, ножницы, тетрадь, учебник.
Всем спасибо! До следующей встречи!
Абдулова Наталия Львовна
Дарина Васильевна
Абдулова Наталия Львовна