Конспект профориентационного тренинга для учащихся 8 класса «Погружение в мир профессий»
Конспект профориентационного тренинга для учащихся 8 класса «Погружение в мир профессий».
Цели:
• Формировать реальные представления о возможностях своих профессиональных намерений;
• Активизация субъектной позиции подростков.
Задачи:
• обогащение знаний учащихся о себе посредством участия в проективном упражнении;
• воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
• формирование актуального для подростков информационного поля при выборе профессии
Ход занятия.
Ведущий. Я хочу поговорить с вами о выборе профессии. Думаю, каждый из вас согласится, что выбор профессии – очень важный и ответственный процесс. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом.
Конечно, успешное решение проблемы выбора будущей профессии зависит от многих обстоятельств жизни молодого человека. Но ведущую роль здесь играет умение правильно планировать свою жизнь, строить жизненный прогноз, предвидеть возможные последствия собственных решений и поступков. Целью нашей сегодняшней работы является развитие названных умений.
1. Знакомство и принятие правил работы
Ведущий. Нам с вами предстоит нелегкая и очень серьезная работа. Она потребует от каждого из нас осмысленности, готовности к сотрудничеству. Именно от этих факторов будет зависеть успешность нашей работы в целом, а главное — вес той пользы для каждого из нас, который мы сможем получить на исходе. Итак, главным принципом утверждается: с одной стороны — ваша личная активность, с другой — активность всей группы в целом, т.е. групповое взаимодействие и взаимопомощь. Если вы принимаете такие условия работы, начнем!
И начнем мы со знакомства.
1. Психогимнастическое упражнение "Знакомство"
Знакомство может происходить и в форме психогимнастического упражнения, цепью которого является активизация и "переключение" участников на решение поставленных перед ними задач. Руководитель занятия предлагает участникам представиться и кратко сообщить о себе по схеме:
•Имя.
•Увлечения.
•Что привело меня на данную встречу?
•Выбрал ли для себя будущую профессию?
•Если "да", то какую, почему?
(Перечень позиций, по которым должен быть составлен рассказ о себе, может быть изменен).
Данное упражнение можно изменить следующим образом. Преподаватель разделяет участников на пары и затем предлагает каждой паре в течение нескольких минут поговорить друг с другом, познакомиться. После того, как вся группа вновь объединяется, каждый должен рассказать группе о своем "напарнике" по схеме, предложенной в 1-м варианте знакомства.
Такое объединение по парам - начало создания чувства общности, принадлежности к группе. Оно также стимулирует свободное общение участников друг с другом.
2.Упражнение «Я готов работать!»
Цель: знакомство, образование группы как целого; принятие правил работы группы.
Ведущий. Давайте, каждый из нас передаст свое имя по кругу. Представляясь, вы можете называть любое нравящееся вам имя, возможно, это будет ваше прозвище, псевдоним. Главное, чтобы вам оно нравилось. Причем в знак выражения готовности активно работать на протяжении занятия, т.е. в знак принятия озвученных мной условий, одновременно с представлением своего имени мы будем пожимать друг другу руки.
Упражнение «Угадай профессию по дополнительным признакам».
Цель: уточнять и расширять знания о мире профессий, учить угадывать профессию по ассоциациям»
Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии, а вы должны будете назвать эту профессию ( сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному предмету, пока профессия не будет угадана) Затем каждый из вас получит листок с названием профессии и проделает ту же самую работу самостоятельно: называет предметы, используемые в том или ином виде труда, и все остальные учащиеся угадывают профессию.
1). Нож, ложка, вилка……….(повар)
2). Ткань, нитки, иголки……………( швея)
3). Портфель, ручка, книги………..( учитель)
4). Река, швабра, палуба……………( матрос)
5). Книги, журналы, полки………….(библиотекарь)
6). Вата, халат, тонометр, шприц……….( врач)
Упражнение «Объявление»
В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист.
Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.
Упражнение «Профессия на букву»
Цель упражнения – расширение знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Время проведения: 5 – 15 минут.
Упражнение проводится в круге и носит разминочный характер.
Общая инструкция:
Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача – показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.
Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Ведущему желательно больше 5 – 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).
При работе с большой группой можно разбиться на 2-3 команды и выяснять, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, удачный ответ отмечается плюсом, а неудачный – минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.
У ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.
Человек – профессия
Цель: на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
Условия: Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 6-8 до 15-20. Время одного проигрывания – от 7-10 до 15 минут.
Процедура:
Общая инструкция: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»
По желанию выбирается доброволец – отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих.
При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начинает всем, по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).
После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает недолго и начинает называть тех, кто, по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям.
Если игроков немного (6-8 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.
Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...).
У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.