Как научить обучающихся высказывать свои мысли, используя тексты «новой природы»?
Как научить обучающихся высказывать свои мысли, используя тексты «новой природы»?
Маркина Е.Н.
Учитель математики
МОУ Аргаяшская СОШ№2
Речь состоит из слов. Слова идут друг за другом. Получается поезд, где все слова, как вагончики, идут друг за другом.
А наши мысли не линейны.
Возможно, мы хотим рассказать о красивом городе. В нашей голове могут быть образы домов, звуки улиц, непременно, и слова тоже. В нашей голове все это находится сразу. Клубок идей. Переплетение образов.
Думаю, многие школьники испытывают трудности в том, чтобы перевести мысль в речь. Поэтому целесообразно на уроках уделять больше внимания на оформление речи как устной, так и письменной.
При этом учитывать особенности мышления подростков. Ведь если мы хотим привести детей к своим текстам, научить их читать книги, жить в общении с подлинной культурой, нам необходимо понять жизнь текстов "новой природы" и использовать это понимание для развития читательской грамотности учащихся.
Наши педагоги совместно с учениками составляют тексты «новой природы», используют их возможности на уроке. На своих же уроках решила применить обратный порядок: научить учащихся интерпретировать тексты «новой природы» в линейный текст, ставя цель развитие письменной и устной речи, тем более, что в математике как раз изобилие таких текстов.
Учителя математики используют методические пособия по предмету, в которых предлагаются задания в виде готовых чертежей (особенно геометрические задачи) и схемы, диаграммы и графики. При решении такого рода заданий не следует торопиться получить ответ на поставленный вопрос. Целесообразно предложить учащимся восстановить текст к чертежу (если это геометрическая задача) или к схеме (если это текстовая задача) или продумать вопросы, которые можно задать к диаграмме и графику.
Данная форма работы на уроке очень хорошо развивает воображение, мышление, а также речь учащихся. Плоды такой работы непременно проявятся на результатах устного экзамена по русскому языку.
В начале изучения новой темы, появляется необходимость ввода новых понятий. Эти понятия школьники будут использовать на протяжении изучения всего курса математики, поэтому, следует стремиться, на высоком уровне отработать вновь введенные понятия и определения к ним.
Во-первых, при введении нового понятия даю учащимся понять, что в определении нет лишних слов, каждое слово несет определенный смысл, поэтому на начальном этапе использую прием "собери определение или формулировку" (здесь задействованы и органы зрения, и органы осязания, и мыслительные процессы). Или составляю привычный всем кроссворд, в котором по определениям школьники узнают изучаемые понятия.
С помощью кроссворда можно ввести и новое понятие.
Например, перед изучением темы «Векторы» в 9 классе осуществляю повторение курса геометрии 7 и 8 классов, с помощью кроссворда ввожу понятие «вектора», выделив его ключевым словом. Разгадав ключевое слово, с целью получить представление о том, какой информацией владеют учащиеся по данному понятию, предлагаю учащимся составить ряд предложений, фраз или ассоциаций, связанных с этим словом и записать мысли на отдельном листке.
По полученными записям, возможно, составить коллаж, либо облако слов с помощью сайта «Фабрики сетевых проектов» или приклеить листочки с ассоциациями на ватман, на котором данное ключевое слово уже красиво написано. (Если это предложения, то обучающиеся зачитывают их и расставляют в таком порядке, чтобы получился текст со смыслом).
На конечном этапе предлагаю иной кроссворд: слова стоят на своих местах, а вот определения ученики должны сформулировать самостоятельно, работая в группах. Поскольку в группах обычно находятся обучающиеся разного уровня подготовки, то определения будут сформулированы более полно. Однако не исключается возможность проведения математического диктанта.
С целью побудить обучающихся проговаривать понятия, например, по теме «Функции» и учиться связывать их между собой, предлагаем на уроке готовое облако слов, опираясь на которое школьники успешно формируют собственные высказывания по изучаемому материалу.
Наряду с описанными формами работы, учащиеся получают творческие домашние задания: например, зашифровать любым способом изученные понятия. Периодически выбираются обучающиеся, которым предлагается составить самостоятельно коллаж или облако слов, ребусы или схемы, опорные конспекты или кроссворд к определенному уроку. Затем происходит презентация работ классу для совместных рассуждений.
Рекомендуем обсуждать с обучающимися высказывания ученых математиков о математике и не только о ней, которые могут служить как эпиграфом к уроку, так и использоваться в контексте преподаваемого материала. Учащиеся, используя свой жизненный опыт, пробуют развернуть данное высказывание в эссе. Или предложить обучающимся схему, с помощью которой они смогут благополучно написать эссе на заданную тему.
В любом из предложенных способов работы обучающиеся вынуждены проговаривать или записывать свои мысли, и, уверена, что это умение положительно отразится на развитии устной и письменной речи.