12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Додонова Елена148
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Трансдисциплинарная тема

Как мы выражаем себя

Central idea/Центральная идея

Произведения искусства помогают нам выразить свои чувства, эмоции и мысли.

Линии исследования:

«Средства выразительности передают настроение и эмоции художника» (точка зрения);

«Цветовая палитра помогает в создании образа» (связь);

«Создавая картины, люди передают свои чувства и эмоции» (рефлексия).

Участники исследования:

Студенты старшей группы А

Педагоги дошкольного отделения

Додонова Е.В., Дерябина Ю.Ю.

2018 г.

Трансдисциплинарная тема: «Как мы выражаем себя»

Центральная идея: Произведения искусства помогают нам выразить свои чувства, эмоции и мысли.

Линии исследования:

Средства выразительности передают настроение и эмоции художника

Цветовая палитра помогает в создании образа

Создавая картины, люди передают свои чувства и эмоции

Концептуальные понятия: Форма, причина, связь

IB Lefrner Profile: Знающий, Гармонично развитый,


 


 

Развитие речи


 

1 неделя (16-20 апреля)

«Средства выразительности передают настроение и эмоции художника» (точка зрения);

2 неделя (23-28 апреля)

«Цветовая палитра помогает в создании образа» (связь);

3 неделя (7-11 мая)

«Цветовая палитра помогает в создании образа» (связь);

4 неделя (14-18 мая)

«Создавая картины, люди передают свои чувства и эмоции» (рефлексия).

Исследовательская деятельность:

Развитие речи

Театр эмоций.

Нарисуй эмоции и расскажи.

Цветные физминутки.

Исследовательская деятельность:

Развитие речи

Составление рассказа по картине

Цветные физминутки.

Исследовательская деятельность:

Развитие речи

Игра «Придумай рифму» Цветные физминутки.

Исследовательская деятельность:

Развитие речи

Игра «Художник и краски»

Цветные физминутки.


 

ФЭМП


 


 

Исследовательская деятельность

ФЭМП

Составление узора. Чередование.

Игра «Составь узор». (составление узора чередованием разных геометрических форм и цветов по образцу, продолжить цепочку).

Исследовательская деятельность

ФЭМП

Симметрия.

Задание «Дорисуй предмет».

Развивать мышление, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги.

Исследовательская деятельность

ФЭМП

Кубики Никитиных «Сложи узор»

Конструирование по схемам. Деление на команды, умение работать в команде. Составление узора из кубиков по замыслу.

Исследовательская деятельность

ФЭМП

Составление, преобразование геометрических фигур, составленных из палочек.

Соотносить предметы в окружающей обстановке с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Игра «На что похоже» (ТРИЗ)

Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него, по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Исследовательская деятельность

ФЭМП

Состав чисел первого десятка.

Игра Пятибратовой «Кто съел тортик» (состав числа 10):

Прикрепите числовые фигуры от 1 до 10 в ряд.

Возьмите фигуру 9 и фигуру 1, соедините их вместе.

«Какое число у нас получилось?»

 Путем наложения на целый круг «десять» ребенок убеждается, что получается 10.

«Значит, 10 - это 9 и 1. А как еще можно составить число 10?»

 Ребенок соединяет фигуры 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6 , проговаривая: «10 - это 2 и 8. 10 - это 3 и 7...». Важно научить его брать фигуры сначала слева от выложенных в ряд фигур (меньшее число), а потом справа (большее число). В конце ребенок убеждается, что число 5 (синий полукруг) умещается в круге 10 два раза.

Исследовательская деятельность

ФЭМП

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры двух и трёхмерные. Конструирование по схемам и составление схем. Трёхмерное изображение по методике Ж. Кац.

Исследовательская деятельность

ФЭМП

Решение задач

Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.


 

Исследовательская деятельность

ФЭМП

Точка, отрезок, прямая.

Формирование начальных представлений о точке, прямой и кривой линии, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.


 

Обучение грамоте


 


 

Исследовательская деятельность:

Обучение грамоте

Цветные физминутки.

Исследовательская деятельность:

Обучение грамоте

Звуки «Х-Хь» и буквф «Х»

Познакомить детей с печатной буквой «Х», звуками «Х-ХЬ». Учить читать слова и несложные тексты (хохлома, холст, художник). Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Составлять предложения из 3-4 слов. Произносить их с разной интонацией.

Цветные физминутки.

Исследовательская деятельность:

Обучение грамоте

Цветные физминутки.

Исследовательская деятельность:

Обучение грамоте

Цветные физминутки.

Чтение художественной литературы

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»

Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Абрамцева Наталья «Пёстрая сказка»

Сутеев «Петух и краски»

П.Корчмарош, «Сказки про краски».

Итоговое оценивание.

Круги Луллия.

Оценивание проходило в 3 этапа:

1.Игра «Четыре угла» Студентам предлагаются карточки со схематичным изображением объектов картин: дерево, море, яблоко, ваза, портрет человека, портрет ребенка, портрет женщины, лошадь с телегой, цветок, облака, изба, снеговик.

На стенах комнаты помещаются картины: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр. Детям предлагается выбрать одну карточку и подойти к той картине, которая соответствует по жанру его карточке. Дети объясняют, почему они выбрали именно эту картину.

2.Подвижная игра «Холодные и теплые цвета»

Воспитатель показывает цветную карточку. Если на ней холодный цвет, то дети подпрыгивают (или другое движение). Если теплый, то приседают (или другое движение). Без предупреждения можно показывать белый и черный цвета. Дети определяют, что это нейтральный цвет.

3.Материалы

Дети называют материалы, которыми можно рисовать.

Затем каждый студент выбирает для будущего рисунка материал, цвета, жанр, эмоцию и воплощает в своем произведении.

После выполнения задания студенты находят соответствия на кругах Луллия:

1 круг - жанры (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр)

2 круг- цветовая гамма (холодные, теплые, нейтральные)

3 круг-материал (уголь, краски акварельные, соус белый, пастель, восковые мелки, цветные карандаши)

4 круг-эмоции (радость, грусть, удивление, спокойствие, страх, злость, удовольствие, любопытство)

 

Дети наклеивают на обратной стороне картины схематические изображения (жанр, цветовая гамма, материал, эмоция).

Критерии оценивания:

1. Студент хорошо ориентируется в понятиях: жанр изобразительной деятельности (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр), цветовая палитра (холодные, теплые, нейтральные), материалы (уголь, краски акварельные, соус белый, пастель, восковые мелки, цветные карандаши), эмоции (радость, грусть, удивление, спокойствие, страх, злость, удовольствие, любопытство) и может различать их в произведениях известных художников.

2. Студент знает жанры, материалы, цветовую палитру, эмоции, но испытывает затруднения в определении в определении эмоций в художественных произведениях.

3. Студент испытывает трудности в определении жанра и средств выразительности в произведениях живописи.


 

Предоценивание.

Игра «Покажи без слов».

Цель: выявить представления детей о средствах выразительности в разных видах искусства.

Студенты делятся на команды, каждой из которых предлагается сочетание слов (злая ведьма, бурное море, зимняя вьюга), которое дети должны изобразить любыми средствами без слов (с помощью рисунка, жестов, мимики, песни, движений).

Текущее оценивание.

Бланк-тесты:

«Определи эмоцию в разных видах искусства»

Цель: уметь определять чувства и эмоции в музыкальных произведениях и живописи»


 

«Найди картину по её описанию»

Цель: уметь узнавать картину по описанию средств выразительности.


 

Цветные физминутки.

Вот так яблоко!

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно - (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните,(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите. (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. ( Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно - (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Оранжевая песенка

(Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)

Вот уже подряд два дня, (Сидя за столом, разминаем кисти рук.)

Я сижу рисую. (Встряхиваем руками.)

Красок много у меня - Выбирай любую. (Хлопки в ладоши.)

Я раскрашу целый свет (Руки в стороны.)

В самый свой любимый цвет: (Повороты туловища влево-вправо.)

Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.)

Оранжевое море, (Присели, руки вниз.)

Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.)

Оранжевый верблюд.

(Руки на пояс.)

Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.)

Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.)

Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.)

Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.)

Желтая песенка.

Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево-вправо.)

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками встороны-вверх-вниз.)

Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка.

(Приседания.)

Желтое солнышко, желтенький песочек, Желтый цвет радости, радуйся, дружочек. (Прыжки на месте.)

Зеленый жук.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке. (Дети показывают.)

Ой, упал, упал мой жук, (Нагибаются.)

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях. (Дети машут руками.)

Небо и радость.

Небо голубое,

(руки поднять над головой)
Солнце золотое,

(руки сомкнуть над головой)
Ветры всем расскажут,
Что это такое.

(помахать руками из стороны в сторону)

Это значит радость,
Это значит песня,

(маршировать на месте)
Это значит утро,
Значит мы все вместе.

(покружиться вокруг себя)

Синяя вода.

(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Синяя вода,

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)

Поле без следа,

Без конца и края.

(Кружимся на месте.)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(Присели, обхватили плечи руками.)

К морю синему,

Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)

Поскорей неси меня, Синяя вода. (Присели, обхватили плечи руками.)

Фиолетовая фиалка.

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

(прыжки на месте)

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

(наклоны к правой-левой ноге)

С фиолетовой сиренью будет жить она.

(руки перед собой-ножницы)

На столе в красивой вазе около окна.

(хлопки над головой)

Облако.

Беленькое облако

(Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей

(Поднять руки над головой)

Устремилось облако

Выше, выше, выше

(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону)

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.)

Грачи.

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

Качества портрета студента.

- Думающий (через что художники выражают свои эмоции в картине, как выразить свои чувства в произведениях искусств, какие чувства можно выразить в картине, какими еще материалами можно нарисовать картины);

- Заботливый (понимание того, что произведения искусства очень ценны для человечества и их необходимо беречь, что каждый из нас может сделать для этого);

- Широко-мыслящий (ребенок учится уважать ценности и традиции других культур, через произведения искусства);

- знающий (ребенок знакомится с художниками, названиями картин, приобщается к мировой культуре).

Комментарии учителя.

Как в планировании исследования, так и во время его проведения, были проведены обсуждения с специалистами и воспитателями гимназии.

Студенты активно участвовали в исследовательской деятельности. В процессе стали понимать, что эмоции-это часть их жизни.

Узнали по каким признакам можно догадаться, какие эмоции испытывают другие, в том числе незнакомые люди. Что эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием. 

Но и что эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации. Понимали свои эмоции и угадывали эмоции друг друга. 

Глядя на реакцию окружающих, студенты понимали насколько правильно поступают, и как можно было бы сделать в противном случае. 

В результате дети пришли к выводу, что, понимая свои эмоции и другого человека -это помогает им взаимодействовать в коллективе, общаться с друг другом. На наш взгляд, наиболее эффективными оказались драматизация и введения «Дневника настроений» в исследовательской деятельности.

Рисование на воде (техника Эбру).

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.