Статья «Тексты новой природы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся в пропедевтическом курсе физики 5–6 классе»
Тексты новой природы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся в пропедевтическом курсе физики 5-6 классе.
(учитель физики МОУ Аргаяшская СОШ №2 Хидиятулина З.А.)
Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, курс выполняет роль ранней пропедевтики и позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет реализовать развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. (слайд№1)
Введение физики на ранней стадии обучения требует изменения как формы изложения учебного материала так и методики его преподавания. (слайд№2)
Физика является сложной дисциплиной для восприятия учащихся. Этот предмет предполагает большое количество наглядного материала в виде иллюстраций, демонстраций опытов, таблиц и др. Наглядность помогает учителю перейти от конкретного образа к абстрактному и предполагает опору не только на зрение, но и на все остальные органы чувств.
К.Д. Ушинский отмечал, что тем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.
Поэтому в качестве наглядности мы рекомендуем использовать тексты новой природы . К текстам новой природы относят презентации, буктрейлеры, рисунки, ребусы, опорные конспекты, кроссворды, лонгриды, каллиграммы, комиксы.
Рисунки, применяемые на уроках физики, занимают огромную роль в формировании образов, которые лежат в основе представлений учащихся об основных физических явлениях. Дети очень любят рисовать… Так почему же не дать им возможность нарисовать физическое явление, процесс, физическую задачу?
(слайд№3)
Использование ребусов на уроках направлено на развитие познавательной активности учащихся, их сообразительности и фантазии, они расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию. Напомним, что слово "ребус" латинского происхождения (от латинской пословицы "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус – одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова.
В качестве наглядности выступать могут и специально разработанные образовательные комиксы. Мы рекомендуем использовать книгу Ларри Гоника «Естественная наука в комиксах. Физика» (слайд №4)
и доступные для восприятия обучающихся 5-6 классов книги- «Исаак Ньютон. Гравитация в действии», «Галилео Галилей. Посланник звезд», «Мария Кюри. Радиоактивность» (слайд №5). Данные книги используются нами на уроках и во внеурочной деятельности.
Комиксы - рисованные истории, рассказы в картинках. Они позволяют фантазировать, додумывать истории, развивают навыки восприятия нелинейной информации. Комикс имеет взаимосвязующий характер рисунка и краткого высказывания героя комикса либо небольшого текста. То есть, невербальные компоненты комикса включают в себя графику (последовательность рисунков, каждый из которых обрамлен рамкой и образует кадр), вербальный компонент содержит буквенный текст, все речевое единство в рамках комикса. Между картинками существует горизонтальная связь, соответствующая развитию сюжета. Психологически учащиеся готовы с интересом вникнуть в развитие предложенного сюжета картинок. Это связано с тем, что, по мнению психологов у большинства современных детей развито клиповость мышления. Поэтому учебный материал, представленный в комиксах, может иметь хорошую степень усвоения.
Преобладание реалистичности в комиксе может рассматриваться как средство снятия трудностей в процессе интерпретации. Методика работы с комиксами предполагает постепенное перемещение внимания учащихся с одной картинки на другую с проговариванием увиденного. (слайд№6)
Мы считаем, что необходимо акцентироваться на сюжете с помощью вопросов. Целью наших вопросов является проговаривание цепочки взаимосвязанных действий и установление причинно - следственных связей, в итоге ученики должны увидеть конечный результат. После обговаривания физического процесса мы продолжаем работу с картинками в качестве закрепления материала.
Для этого картинки комикса разрезаем, перемешиваем и даем ученикам их собрать за отведенное время, тем самым создаем ситуацию соревновательности. Имея серию комиксов, можно разнообразить подачу и закрепление учебного материала. На практике чаще мы даем возможность учащихся самим нарисовать комиксы на определенную тему.
(слайд№7)
Формой визуализации данных, представляющих собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета называют ОБЛАКО СЛОВ. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте. Облако слов смотрится изящно, и работать с ним удобно, интересно и «полезно». Как оказалось, сервисы для создания облаков слов – полезный в обучении инструмент, который находит успешное применение практически на всех этапах урока. Сгенерированное облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, вывести на интерактивную доску или экран. Облака слов могут быть созданы учителем, а мы чаще практикуем самостоятельное выполнение учащимися при выполнении домашнего задания. К выполнению данного задания привлекаются и родители.
Таким образом, мы считаем, что применение ТНП не только способствует эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению, и делает его более доступным.