Как научиться с пользой проигрывать

4
0
Материал опубликован 19 June

Как научиться с пользой проигрывать.

Обучая детей шахматам, педагог должен научить детей достойно принимать поражение и из этой ценной информации сделать правильные выводы, чтобы стать сильней и смело идти вперед.

Хочется из своего опыта обратить на такую тему, как ПОРАЖЕНИЕ, ПРОИГРЫШ.

У меня были случаи, когда ребенок много раз проиграл партию или позицию, отказывался в дальнейшем играть.

НЕ ХОЧУ. НЕ БУДУ. ОН МЕНЯ ОПЯТЬ ОБЫГРАЕТ- говорит он.

Это очень важный психологический момент, и по этому Михаил Ботвинник сказал, что шахматы борьба нервов.

Я делаю акцент в обучении и перед турниром напоминаю, что мы не проигрываем и выигрываем, а ОБМЕНИВАЕМСЯ ЗНАНИЯМИ и ОПЫТОМ.

Важно, чтобы ребенок понимал почему получилось так, что ему поставили мат или съели все фигуры.

ВНИМАНИЕ, меньше произносим слово «проиграл»!!

Я всегда спрашиваю ученика, ты понял свою ошибку?

У того кто выиграл, я спрашиваю: «ты понял ошибки, которые сделал твой соперник? Это нужно понимать и тому КТО выиграл.

Отлично, далее важно извлекать из них уроки, чтобы каждый раз совершать новые ошибки, а не те же самые.

Каждую турнирную партию профессионалы анализируют. Эта важная привычка закладывается с детства. В былые времена сразу после окончания партии соперники отправлялись в специальную комнату для анализа, где обменивались своими мыслями во время игры, — бесценный опыт!

Иногда вокруг пары игроков собирался целый консилиум из других участников, тренеров, зрителей, позицию могли «крутить» часами! И это абсолютно правильно. Без анализа ошибок невозможно двигаться дальше.

- Важный момент! Культура поведения.

Приветствовать соперника - пожать руку перед игрой. Проигравший всегда благодарит соперника. Дает ему руку для пожатия, БЛАГОДАРИТ за урок, что дал соперник. И разбирают партию.

Вроде бы очевидно: чтобы сильно играть, нужно думать. Только о чём? У любителей - игроков, думающих по 10 минут над ходом, вызывает недоумение.

Наверное, можно сказать, что качество наших мыслей зависит от качества вопросов, которые мы себе задаём. В шахматах есть два глобальных вопроса, на которые нужно отвечать в каждый момент партии:

Чего хочет соперник?

Чего хочу я?

Именно в таком порядке, а не так, как обычно, потому что по природе мы все сначала думаем о себе.

Над качеством мышления необходимо работать. Для этого нужно приучить себя после каждого хода первым делом думать — зачем так сыграл соперник?

А если научиться видеть потенциальную угрозу ещё в зародыше, то это вообще высший пилотаж!

В шахматах это называется профилактикой.

В жизни тоже сильно сокращается количество проблем, если пытаться предусмотреть их и думать не только о своих интересах.

- Математически выбор ходов в шахматах огромен. После трёх ходов уже возникает больше 9 миллионов возможных позиций. Но шахматисты не занимаются перебором, а концентрируются на поиске разумных ходов.

Бесцельные ходы — худшее, что можно делать во время игры.

Если в позиции есть выбор (бывает и такое, что ход единственный), то рекомендуется наметить три перспективных хода, а затем, детально их изучив, выбрать лучший.

Просчитывать все ходы подряд — с ума сойдёшь, но чаще начинающие игроки находят один ход и на этом останавливаются. Но это как ходить в Мишленовский ресторан и каждый раз заказывать пельмени.

А профи — настоящие шахматные гурманы и поэтому знают: нашёл классную идею, порадуйся и… придумай ещё две!!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей