Как научиться с пользой проигрывать
Как научиться с пользой проигрывать.
Обучая детей шахматам, педагог должен научить детей достойно принимать поражение и из этой ценной информации сделать правильные выводы, чтобы стать сильней и смело идти вперед.
Хочется из своего опыта обратить на такую тему, как ПОРАЖЕНИЕ, ПРОИГРЫШ.
У меня были случаи, когда ребенок много раз проиграл партию или позицию, отказывался в дальнейшем играть.
НЕ ХОЧУ. НЕ БУДУ. ОН МЕНЯ ОПЯТЬ ОБЫГРАЕТ- говорит он.
Это очень важный психологический момент, и по этому Михаил Ботвинник сказал, что шахматы борьба нервов.
Я делаю акцент в обучении и перед турниром напоминаю, что мы не проигрываем и выигрываем, а ОБМЕНИВАЕМСЯ ЗНАНИЯМИ и ОПЫТОМ.
Важно, чтобы ребенок понимал почему получилось так, что ему поставили мат или съели все фигуры.
ВНИМАНИЕ, меньше произносим слово «проиграл»!!
Я всегда спрашиваю ученика, ты понял свою ошибку?
У того кто выиграл, я спрашиваю: «ты понял ошибки, которые сделал твой соперник? Это нужно понимать и тому КТО выиграл.
Отлично, далее важно извлекать из них уроки, чтобы каждый раз совершать новые ошибки, а не те же самые.
Каждую турнирную партию профессионалы анализируют. Эта важная привычка закладывается с детства. В былые времена сразу после окончания партии соперники отправлялись в специальную комнату для анализа, где обменивались своими мыслями во время игры, — бесценный опыт!
Иногда вокруг пары игроков собирался целый консилиум из других участников, тренеров, зрителей, позицию могли «крутить» часами! И это абсолютно правильно. Без анализа ошибок невозможно двигаться дальше.
- Важный момент! Культура поведения.
Приветствовать соперника - пожать руку перед игрой. Проигравший всегда благодарит соперника. Дает ему руку для пожатия, БЛАГОДАРИТ за урок, что дал соперник. И разбирают партию.
Вроде бы очевидно: чтобы сильно играть, нужно думать. Только о чём? У любителей - игроков, думающих по 10 минут над ходом, вызывает недоумение.
Наверное, можно сказать, что качество наших мыслей зависит от качества вопросов, которые мы себе задаём. В шахматах есть два глобальных вопроса, на которые нужно отвечать в каждый момент партии:
Чего хочет соперник?
Чего хочу я?
Именно в таком порядке, а не так, как обычно, потому что по природе мы все сначала думаем о себе.
Над качеством мышления необходимо работать. Для этого нужно приучить себя после каждого хода первым делом думать — зачем так сыграл соперник?
А если научиться видеть потенциальную угрозу ещё в зародыше, то это вообще высший пилотаж!
В шахматах это называется профилактикой.
В жизни тоже сильно сокращается количество проблем, если пытаться предусмотреть их и думать не только о своих интересах.
- Математически выбор ходов в шахматах огромен. После трёх ходов уже возникает больше 9 миллионов возможных позиций. Но шахматисты не занимаются перебором, а концентрируются на поиске разумных ходов.
Бесцельные ходы — худшее, что можно делать во время игры.
Если в позиции есть выбор (бывает и такое, что ход единственный), то рекомендуется наметить три перспективных хода, а затем, детально их изучив, выбрать лучший.
Просчитывать все ходы подряд — с ума сойдёшь, но чаще начинающие игроки находят один ход и на этом останавливаются. Но это как ходить в Мишленовский ресторан и каждый раз заказывать пельмени.
А профи — настоящие шахматные гурманы и поэтому знают: нашёл классную идею, порадуйся и… придумай ещё две!!