Конспект урока русского языка в начальной школы по теме «Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями»
ГОУ РК «РЦО»
Структурное подразделение
«Центр дистанционного обучения
детей-инвалидов в Республике Коми»
Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский чзык», 4класс
УМК «Школа России »
Тема: «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»
Составила Тульчинская Т.В.
1.Тема урока: «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»
2. Цель урока: сформировать умение определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, писать безударное личное окончание глаголов.
3.Задачи урока:продолжить работу по формированию предметных и метапредметных УУД, а именно:
Предметные: познакомить с правилом определения безударной гласной в личном окончании глагола, определения спряжения глагола с безударным личным окончанием, закрепить умение изменять глаголы по лицам и числам, определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.
Метапредметные
Личностные: регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее.
Познавательные:самостоятельно использовать логические операции при сравнении объектов, явлений, фактов; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи, читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Методы и методические приемы: проблемный диалог, беседа, работа с дидактическим материалом, работа по алгоритму.
5. Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, компьютер MAC OS X, программа Skype, программа twiddla. com, электронная классная тетрадь, заготовленные файлы с заданиями.
6. Литература: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» , 4 класс, УМК «Школа России »
7. Тип урока: вводный.
8.Структура урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы – 14 мин.
3. Совместное открытие знаний – 15 мин.
4. Самостоятельное применение знаний 10 мин.
5. Подведение итогов – 3 мин.
6. Домашнее задание – 1мин.
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Организационный момент. Определение к деятельности. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Физминутка Совместное открытие нового. Самостоятельное применение знаний. Рефлексия. Оценивание. Домашнее задание. |
-Здравствуй, Света. Рада тебя видеть и слышать. Как настроение, как дела? -Начинаем урок русского языка. Надеюсь, что урок будет для тебя интересным.Хотела бы ты узнать что-нибудь новое? Открываем тетрадь по русскому языку. Готова? Отлично, начинаем урок. В тетради запишем число, сегодня 25 февраля. Вспомни, о какой части речи говорили на прошлом уроке? - Как ты думаешь, все ли мы уже знаем о глаголе? -Значит чем будем заниматься на уроке? -Вспомним, что такое глагол, как он изменяется Я высылаю тебе файл, скопируй его и вставь в тетрадь. Помогать нам сегодня на уроке будет месяц, о котором говорится в загадке ( текст №1), прочитай её. -О каком месяце идет речь в загадке? -Совершенно верно. Найди в этом тексте глаголы, докажи. -Как изменяются глаголы? - Возьми глагол «падал», измени его число - Глагол «стоят» поставь в форму будущего времени -Глагол « ответь» измени по лицам -Молодец! Ты замечательно справилась! На уроке мы познакомились с тобой с новой категорией глагола. Как она называется? - Что такое спряжение? - Какие спряжения мы знаем и как можем определить спряжение глагола, если окончание ударное ? - Какие окончания у глаголов 1 спряжения? - Какие окончания у глаголов 2 спряжения? - Продолжи мою фразу: если у глагола окончание ударное, то спряжение определю по… - Прочитай пословицу о феврале под №2 - Как понимаешь ее? -Выпиши в тетрадь глаголы, определи спряжение - Читаем следующую пословицу. Как её понимаешь? - Можно ли с уверенностью сказать, какие буквы пропущены в окончаниях глаголов ? -Почему? -Вот в какую неприятную историю попали две девочки. Я по скайпу высылаю тебе ссылку, щелкни по ней мышкой (Приложение № 1) -Как ты думаешь, какая же тема нашего сегодняшнего урока? -Молодец! А теперь пришла пора отдохнуть: Под февральские напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, перед собой! Вправо, влево головой! А теперь вперед, назад! Отдохнуть ты будешь рад! Руки в стороны веди И руками покрути. Потянулись и вздохнули. Мы вдыхаем-выдыхаем, И к уроку приступаем. . -Отдохнула? -Возвращаемся к теме нашего урока. Познакомься с алгоритмом определения спряжения у глаголов с безударным личным окончанием. Рассуждай, как в алгоритме.Давай вернемся к нашей пословице, вставим пропущенные буквы в окончание. Я уже говорила, что сегодня февраль -наш помощник на уроке.. Что ты знаешь об этом месяце? - Правильно, кого будем поздравлять с этим праздником? Что пожелаем папе и брату? Давай прочитаем стихотворение под цифрой 4 - Выпиши глаголы с безударным личным окончанием в столбик, рассуждай по алгоритму, вставь пропущенные буквы - Молодец, у тебя все получилось замечательно! -Ты рассуждала правильно. Теперь поможем девочкам. Запиши глагол, в котором они сделали ошибку. -Молодец! У тебя все получились отлично! Рассуждай. -Очень хорошо, молодец! Ты сказала, что ещё февраль известен, как самый короткий месяц в году, и что в нем бывает 28 или 29 дней. Знаешь почему? Посмотри в файле 6 задание, читаем. Задание – выписать слова с пропущенными буквами, вставить пропущенные буквы, объяснить. - Ты все сделала правильно, молодец! Наш урок подходит к концу. О чем ты сегодня узнала на уроке? -Какую пословицу о феврале ты запомнила? А теперь открой по моей ссылке программу twiddla.com, запиши слова потянет, проглянет и разбери по составу, опираясь на алгоритм. - Спасибо, Света, за урок. Ты прекрасно поработала сегодня! Как бы ты сама оценила свою работу на уроке? Что у тебя получилось, а что пока нет? Конечно, мы еще будем тренироваться в определении спряжения глаголов с безударными личными окончаниями и ты почувствуешь себя более уверенней. Домашнее задание ты найдешь по ссылке, которую есть в высланном файле. Доброго тебе здоровья и до свидания! |
Ответы обучающейся. -Мы говорили о глаголе. -Наверное, нет -Изучать глагол -Глагол, это часть речи, которая....(стр.2) -Снег мешками падал с неба С дом стоят сугробы снега -То бураны и метели на деревню налетели. По ночам мороз силён. Днём - капели слышим звон. День прибавился заметно. Что, ответь, за месяц это? -Это февраль.(стр.3) - падал, стоят, налетели, слышим, прибавился, ответь. Эти слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делал?, что делают?, что сделали?, что делаем?, что сделал?, что сделай? -Глаголы изменяются по числам, лицам, по временам (стр4) -падали -постоят-Б.вр., -Я отвечу, ты ответишь, он ответит, мы ответим, вы ответите, они ответят. -Спряжение. -Изменение глагола по лицам и числам (стр5) - 1и 2. По буквам в окончании глагола у,ю,ешь.ёшь,ет,ёт,ем,ём,ете,ёте.ут,ют - у,ю,ишь,ит, им,ите,,ат,ят (стр6) -окончанию - Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.(стр7) -В феврале может быть не морозно, но выпадает много снега, заносит все дороги. -Возьмёт, заметёт-Iспр., окончание ударное, спряжение определяем по окончанию - Февраль переменчив: то январем потян...т, то мартом проглян...т. (стр.8) В феврале погода неустойчивая: то холодная зимняя, то весенняя. -Нет -Окончания безударные, можно ошибиться. -Как правильно написать безударное окончание глагола и определить его спряжение. (стр.9) -Да. Читаем алгоритм (стр10) -Февраль переменчив: то январем потян...т, то мартом проглян...т. Потянет-потянуть, 1 спр, вставим букву е Проглянет-проглянуть. 1 спр.. вставим букву е (стр11) - 23 февраля - День защитника Отечества, в феврале 28 или 29 дней, В день 23 февраля четким строем. Русская земля -Знает-н.ф. знать, перед суффиксом ть стоит а, значит 1 спр. (стр.1; помнит – н.ф. помнить, перед ть стоит и, значит 2 спр. (стр.12) Приглаша…м –приглашать, 1 спр., вставим букву е. (стр.12) вращается- вращаться, 1 спр., вставляем букву е Набегает- набегать, 1 спр., вставляем букву е Называет- называть, , 1 спр., вставляем букву е -Я узнала, как можно определять спряжение у глаголов с безударным личным окончанием, как правильно писать безударные личные окончания глаголов. Еще я узнала, почему в феврале 28 или 29 дней. -Мне понравилась пословица про то, что февраль бывает и холодным, как январь, и теплым, как март. Обучающ-ся открывает программу, записывает слово на экране компьютера и разбирает по составу, проговаривая алгоритм. - Ответы обучающейся |
Приложение к уроку
1.Загадка.
Снег мешками падал с неба
С дом стоят сугробы снега -
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силён.
Днём -капели слышим звон.
День прибавился заметно.
Что, ответь, за месяц это?
2.Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.
3.Февраль переменчив: то январем потян...т, то мартом проглян...т.
4.Стихотворение
В день 23 февраля четким строем. Русская земля |
5.Алгоритм определения спряжения глаголов
с безударным личным окончанием.
Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму.
Если перед суффиксом неопределенной формы «ть» стоит глагольный суффикс «и», то глагол 2 спряжения. Если любой другой- глагол 1 спряжения.
6.Земля враща...тся вокруг Солнца за 365 дней, 5 часов и 48 минут. За 4 года набега...т «лишнее» время-почти 24 часа, то есть сутки.Уже в Древнем Риме ученые вводят в календарь дополнительный день в феврале. Такие года календарь называ...т високосными.
Приложение № 2 Ссылки в ЦОР.
для домашнего задания (не забудь после выполнения задания сфотографировать экран с выполненным заданием)