Статья «Как побороть страхи перед исследовательской деятельностью учащихся?»
Что такое миф? Красивое повествование о предках, окружающем мире и месте в этом мире человека.
А еще? Как пишет словарь, ложные, некритические, оторванные от действительности представления.
И как из красивой сказки миф превратился в то, что можно с уверенностью назвать предрассудком? Но это риторический вопрос.
А вот вопрос как мифами, то бишь предрассудками, обросла такая логичная и базирующаяся на основах наук такая деятельность, как исследовательская работа школьников? Вот это вопрос вопросов.
Но мифические представления о трудностях, подводных камнях и прочих страхах исследовательской деятельности надежно засели в умах педагогов и благополучно отпугивают от этой увлекательной, интересной и полезной для ребенка и учителя работы.
Многолетние наблюдения, беседы и обсуждения на семинарах с педагогами школ и учреждений дополнительного образования дали возможность составить обобщенную «мифологическую картину» самых живучих мифов об исследовательской работе школьников.
Итак, первая группа мифов – это мифы относительно направления и темы исследования.
- не осталось интересных тем для исследования, все уже исследовали;
- темы, имеющие научную ценность, неинтересны детям, их интересует всякая ерунда;
- исследованиями можно заниматься только по узкому кругу наук, так как не к каждой сфере деятельности можно применить исследовательский подход;
- очень сложно выбрать тему работы, особенно в гуманитарных направлениях.
- трудно найти и сформулировать проблему исследования.
Следующая группа устойчивых и пугающих мифов – мифы о трудностях исследовательской деятельности.
- исследовательская деятельность – это очень трудно, это сложный и зачастую неинтересный процесс;
- детей пугает научность такой работы;
- на исследовательскую деятельность нет времени ни у ребенка, ни у педагога;
- любое исследование требует больших материальных, ресурсных и временных затрат.
- в образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием;
- трудно получить доступ к архивам, например, или другим источникам;
- слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
Еще одна многочисленная группа мифов – это мифы относительно участников исследовательской деятельности.
- исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний;
- обычный педагог недостаточно компетентен для такой деятельности, учителям-практикам некогда заниматься исследовательской деятельностью, для этого есть наука;
- необходима помощь представителя науки;
- исследовательской деятельностью занимается узкий круг людей, это «игра для избранных»;
- к исследовательской работе можно привлекать только одаренных, с высокими интеллектуальными способностями ребят, желательно старшеклассников;
- «двоечник» и «троечник» не способен вести исследовательскую работу, поскольку плохо успевает в школе;
- исследовательская деятельность не для начинающих педагогов;
- трудно найти мотивацию для ребенка, чтобы он захотел заниматься такой рабой.
И последняя в классификации, но не последняя по значению группа мифов – мифы о результативности исследовательской деятельности.
- трудно отследить результаты исследовательской работы для ребенка и педагога;
- главный результат такой работы – победа на конференции;
- работа юного исследователя не имеет научной ценности и поэтому она бессмысленна;
- сложно представлять исследовательскую работу на конференциях, там зачастую «заваливают» юного исследователя;
- можно сделать хорошее исследование, но плохо выступить на конференции, поэтому результата не будет.
И это только самые популярные мифы, которые наверняка каждый легко дополнит своими примерами.
Что же делать с этими мифами и как с ними бороться, спросите вы?
Для начала с ними надо разобраться, определить страхи и сомнения, понять, что именно здесь предубеждение, а что реальная оценка своей компетентности.
Затем надо просто начать. Это как плавать, просто оторвать ноги от земли. Узнать основы, с чего начать, как вести такую работу и чем ее закончить, легко. Благо пособий, курсов и книг достаточно. Многие предубеждения – это вопрос знания и понимания структуры, методик и принципов научного исследования. А они, поверьте, достаточно понятны.
Но практика – это волшебная сила. Надо только разобраться на берегу со своими мифами, и окунуться в манящие воды исследовательской деятельности.
Спицына Любовь Ивановна