СТатья «Как повысить мотивацию подростков на уроке?»
Освоить структурные особенности каждого из функциональных типов текста важно для учащихся: эти знания пригодятся на итоговой аттестации в 9 классе — в ходе устного собеседования по русскому языку ребятам предстоит за минуту построить монологический ответ на заданную тему (описание, повествование или рассуждение), а на письменном экзамене успешно справиться с сочинением-рассуждением.
Как увлечь учеников теорией строения текста так, чтобы каждому захотелось применить полученные знания на практике?
Не секрет, что подростки активно включаются в обсуждение, когда тема их увлекает — она современная, актуальная и уж точно не скучная, а порой даже острая и злободневная.
В ходе знакомства со структурой рассуждения я предложила ученикам 7-х классов сформулировать ответ на вопрос: «Нужны ли школьникам шпаргалки?» Необходимо было составить небольшой текст-рассуждение по изученной схеме: "тезис-аргументы+примеры-вывод». Учебных задач было две: выдержать структуру рассуждения и дать логичный, убедительный ответ.
Сказать, что ребята были удивлены, — ничего не сказать! Но достаточно быстро включились в работу и порадовали выдержанными, логичными аргументами: «шпаргалки греют душу, подстраховывают, придают уверенности, когда их готовишь», " я лучше запоминаю материал, когда пишу их, так как используется зрительная и механическая память», вместе с тем «появляется искушение списать», " из-за шпаргалок появляется нежелание учиться самому» и «нужно всё-таки надеяться на свои знания». Не договариваясь, ученики пришли к выводу: писать шпаргалки, чтобы запомнить материал, можно, а вот доставать на уроках, а тем более на экзамене, точно нет.
На мой взгляд, с заданием семиклассники справились. Получилось создать логичное рассуждение на заданную тему, которая оказалась для них интересной, актуальной. А ведь то, что получает отклик, «проживается» нами, запоминается лучше!
А как бы Вы ответили на этот непростой вопрос?