Статья «Как повысить мотивацию у учеников начальной школы»

0
0
Материал опубликован 18 November

Как повысить мотивацию к обучению у учеников начальной школы

 

Известный советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский писал, что интерес к обучению напрямую зависит от вдохновения. Действительно, учёба без внутренней мотивации не принесет результатов, школьник не усвоит знания. Поэтому формировать мотивацию необходимо с первых дней пребывания ребёнка в школе.

 

В младшем школьном возрасте дети впервые включаются в новую для них социально-значимую деятельность, поэтому развитие мотивации в начальной школе является наиболее актуальной именно в это время. Это ключ к дальнейшему успешному обучению, ведь мотивированный школьник более сосредоточен на учёбе, настойчив, активен, умеет самостоятельно добывать знания и легче переживает неудачи.

 

Важно помнить, что в начальных классах преобладает познавательный мотив – это интерес к процессу и содержанию обучения, первым результатам учебного труда, а также социальный мотив – ребёнок становится школьником, носит портфель, форму, сидит за партой и т.д. Поэтому главными приёмами в работе становятся творческие, которые поддерживают позитивное эмоциональное состояние школьника.

 

Для успешного формирования мотивации к учёбе в начальных классах важно организовать процесс обучения так, чтобы он соответствовал физиологическим и возрастным особенностям школьников, то есть

 

- подбирать такой материал для урока, чтобы он был интересен детям;

- в ходе урока учитывать темп всех учеников, чтобы избежать отставания тех, кто работает медленнее;

- давать трудный, но посильный материал, используя задания разного уровня;

- чаще проверять и оценивать школьника, чтобы он видел результаты своего труда;

- задействовать творческие возможности детей и использовать ИКТ на уроках.

 

В педагогической практике применяются разнообразные методы и приемы обучения, повышающие уровень учебной мотивации младших школьников.

 

Наиболее эффективными являются следующие методы:

- Дидактические игры. В ходе игровой деятельности на уроке дети могут получить знания об окружающем мире и природе, формируют математические навыки, развивают речь и т.д. При этом создаётся такая ситуация, из которой школьники ищут выход самостоятельно, стимулируя познавательную активность.

- Ситуация успеха. Учитель создаёт такие условия, при которых каждый ребёнок сможет достичь успеха. Таким образом детям открывается возможность испытать радость, поверить в свои силы.

- Конкурсы и соревнования. Творческие состязания хорошо мотивируют учащихся. Ребята занимаются более активно и сосредоточенно, ведь у них есть цель - опередить одноклассников. Качество их работ значительно повышается, они лучше прислушиваются к словам учителя.

- Проектная деятельность. Это всегда интересно и необычно. Ребёнок видит какую-то проблему, вопрос и предлагает собственное решение. В процессе он узнаёт много нового, а также готовит творческий продукт - памятку, презентацию, стенгазету, сувенир – то, что можно показать другим и даже использовать в дальнейшей учёбе.

 

Также для повышения мотивации можно применять следующие приёмы:

 

     - Мини-игры. В начальных классах детям сложно повторять множество однообразных действий, поэтому их можно облечь в игровую оболочку, используя задачи-шутки, загадки, ребусы, кроссворды и т.д.

     - Отсроченная отгадка. Учитель задаёт в начале урока очень интересный каверзный вопрос или загадывает загадку. Ответ можно получить только в конце урока, хорошо поработав.

 

    - Приёмы на целесообразность. Понимание важности изучаемого материала повышает интерес к нему. Так, можно попросить учеников за одну минуту объяснить соседу по парте, в чём необходимость изучения данной темы. Также можно представить себя автором учебника или представителем той профессии, для которой сегодняшний урок очень важен. Так, школьники сами незаметно для себя осознают необходимость изучения новой информации.

     - Нетрадиционные формы контроля. Конверты успехов, наклейки на тетрадь, оценки в виде ярких фигурок или радостных смайликов повышают и стимулируют интерес детей к учёбе. Такие формы можно использовать и на контрольных работах, что поможет снизить страх и напряжение.

 

   Используя те или иные методы повышения мотивации, не стоит забывать про благоприятные условия для учебного процесса. Школьнику должно быть комфортно в классе и коллективе. Учебный процесс необходимо украсить наличием наглядных пособий и технических средств. У учащихся должна быть возможность применять полученные знания на практике. При соблюдении этих условия проводить работу по повышению мотивации будет гораздо проще.

 

    Благоприятная атмосфера для обучения, приёмы и методы, которые делают урок обучения интересным и занимательным создают у детей рабочее настроение, помогают преодолевать трудности, облегчают усвоение учебного материала. Положительный эмоциональный настрой и ощущение успеха очень важны для учеников начальной школы. Ведь это во многом определяет желание учиться и узнавать новое.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.