Статья «Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях в начальной школе»
«Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях в начальной школе»
Автор: Новикова Галина Евгеньевна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Горная средняя школа»
Повышение мотивации - одно из самых интересных, но и сложных направлений в педагогической практике. Во многом от мотивации зависит успешность ребёнка в школе. В статье раскрываются основные приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях в начальной школе. Данные приёмы были апробированы на уроках, занятиях внеурочной деятельностью в общеобразовательной школе.
Как сделать так, чтобы ребёнок был успешен, хотел совершать новые открытия и делиться своими знаниями с другими? Ответ очевиден: необходимо на уроках и занятиях активно и грамотно применять методы и приёмы, помогающие повысить учебную мотивацию.
Человеку интересно осваивать новых материал, когда созданы для этого необходимые условия, которые отвечают ряду критериев:
- ребенок вовлечён в процесс, ему интересно;
- создана благоприятная, позитивная атмосфера для освоения новых знаний;
- ребенок выступает в роли «учёного», «первооткрывателя», а не поглотителя готовых знаний;
- ребенок не боится совершить ошибку, потому что его не осуждают за это, а дают возможность попробовать еще;
- ребёнок видит свои маленькие успехи на пути.
На протяжении 7 лет являюсь учителем начальных классов. Постоянно обучаюсь сама и внедряю в практику разнообразные методы повышения мотивации обучающихся. Стоит отменить, что повышение уровня мотивации начинается с окружающей ребёнка учебной среды, которая должна создавать условия для познания мира и наук. Учебный кабинет оснащён необходимыми техническим средствами (ноутбук, проектор, колонки, МФУ, цифровой микроскоп), мебелью, меловой и маркерной досками, плакатами, памятками, тематическими заданиями, картинами природы, комнатными растениями. Традицией стало оформление учебного кабинета к различным праздникам, где участниками выступают сами дети и родители.
При оценивании классной работы и домашней, выполненных в тетрадях, я отказалась от отметок, а использую мотивирующие наклейки, печати, шкалы оценивания. При оценивании работ одноклассников обучающиеся также используют данные средства оценивания. Особую ценность у детей имеет такой приём как взятие на себя роли помощника учителя, что способствует росту желания выполнить задание верно и быстро и проверить работы своих одноклассников.
- оперирование разыми элементами, деталями (сбор картинок, схем, создание лэпбуков, элементов интерактивных тетрадей, разыгрывание ситуаций и т.д.)
- «Шесть шляп»: дети применяют на себя роли критика, оптимиста, руководителя, художника, ученого, креативщика;
- «Посмотри другими глазами»: пересказывают текст от лица не только какого-либо персонажа, но и предмета, который мог наблюдать за этими событиями;
- задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, головоломки, кроссворды;
- «Прогнозирование»: по названию или иллюстрации предполагают о чём будет идти речь в тексте, задании;
- «Загадки с отстроченным ответом»: в начале урока даю загадку, ответ на которую ищем на протяжение всего урока;
- «Перестрелка»: индивидуально, в паре или группе придумывают вопросы по содержанию прочитанного, увиденного, далее задают эти вопросы другим детям.
У каждого обучающегося есть портфолио достижений. В конце каждой четверти обучающиеся рассказывают о том, что им удалось достичь, что запланировано, делятся яркими впечатлениями.
Для того, чтобы родители видели успехи своих детей и помогали в формировании мотивации, создала группу класса в ВК. Размещаю фотографии с мероприятий, грамоты, результаты техники чтения, видеозаписи с уроков, выступлений.
Среди моих обучающихся победители районных предметных олимпиад и конкурсов исследовательских работ, районных и краевых творческих конкурсов, дистанционных олимпиад во многом благодаря именно систематической разносторонней деятельности по применению методов и форм повышения мотивации, которые дают положительный результат.