Сценарный план родительского собрания «Как повысить мотивацию учащихся»
Пояснительная записка к презентации
Стригачева Татьяна Николаевна
МБОУ «Тюшинская СШ» Кардымовский район Смоленская область
Как повысить мотивацию к учебе?
(сценарный план родительского собрания)
Анализ результатов анкетирования «Моя учёба» (которое проводилась накануне).
Кто больше всех заинтересован в том, чтобы ты хорошо учился?
-
Я сам
Родители (родственники)
Учителя
Друзья, одноклассники
Никто
Другое_____________________________
Кто справедливо оценивает твоё старание и твои успехи в учёбе?
-
Я сам
Родители (родственники)
Учителя
Друзья, одноклассники
Никто
Другое_____________________________
Я учусь:
-
Хорошо
Не совсем хорошо
Плохо
Не совсем плохо
Я учусь хорошо (неплохо), потому что:
-
Я сам стараюсь
Меня заставляют родители
Мне помогают родители
Меня заставляют учителя
Мне помогают учителя
Я мог бы учиться лучше, если бы:
-
сам старался
Меня заставляли бы родители
Мне помогали бы родители
Меня заставляли бы учителя
Мне помогали бы учителя
Я учусь:
-
В полную меру своих возможностей
Не в полную меру своих возможностей
Затрудняюсь ответить
Выводы, к которым можно прийти в результате анкетирования, таковы:
Большую в формировании мотивации играют родители!
Успеваемость, по мнению учеников, зависит от них самих.
Постановка темы и целей собрания
Цели:
Рассмотреть связь между учебной мотивацией и установками в общении родителей с детьми.
Выработать правила общения, которые помогут повлиять на мотивацию детей к учёбе
Слово ведущего
Кто из родителей не мечтал увидеть своих детей преуспевающими и счастливыми? Кто из нас взрослых, не добившихся желаемого успеха, не перекладывал втайне свои несбывшиеся надежды на своих детей? Но кто из нас знает, как сформировать у ребенка психологию успешного человека?
Разговор наш пойдет о мотивации - внутренних двигателях, заставляющих нас двигаться к той или иной цели.
Психологи - мотиваторы разделяют людей на два типа - тех, которые стремятся к успеху, и тех, кто стремится избежать неудачи. Первые - это те, в голове которых постоянно звучит одна и та же песенка Окуджавы "А значит нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!" Яркий пример такого отчаянного и безудержного стремления к успеху показывает известная югославская теннисистка Моника Селиш, которая к своим 20 годам заработала на разного рода чемпионатах более 8 млн долларов. Про себя она в одном из своих интервью говорила так: "Сколько себя помню, мне всегда хотелось побеждать. В школе просто с ума сходила, когда получала на экзамене самую высокую оценку". Одна из соперниц Моники - итальянская теннисистка Габриела Сабатини так описывает свои впечатления от встреч с ней на корте:"Когда играешь против Моники, то такое впечатление, что она считает все очки своей собственностью, на которую ты покушаешься. И она бьется за него до последнего, не щадя ни себя, ни других. Она лупит по мячу с таким остервенением, словно хочет, чтобы он выскочил из своей шкурки. Самое ужасное, что ты постоянно чувствуешь: что бы ни случилось, она ни за что не сдастся".
Те, кто не столько стремится к успеху, сколько бежит от неудачи, имеют несколько другую психологию. Среди них мы видим студента, мечтающего сдать сопромат на спасительную троечку, директора завода, желающего любой ценой закрыть квартальный план, даже если его продукция будет с браком, торговца, желающего спустить неходовой товар.
Девиз тех, кто избегает неудач: "Главное - не побеждать, а участвовать". И они по-своему тоже правы. Они живут в соответствии со своими установками и со своей психологией. Но большой профессиональный успех к людям с такими установками обычно никогда не приходит.
Как влияют родители? Психологи, изучавшие детей, не обладавших высокой мотивацией достижения, выяснили, что их родители имели ряд сходных черт, которые и привлекли за собой определенные психологические особенности их детей. Для таких родителей оказались характерными следующие черты. Если мы хотим повысить мотивацию ребёнка, мы должны изменить свои установки в общении с ребёнком.
Работа в группах с ситуациями.
Родители вслепую выбирают ситуацию. После небольшой подготовки разыгрывают её для всей аудитории. Всего 4 ситуации. Перед каждой ситуацией ведущий говорит своё слово. После идёт общее обсуждение, после чего ведущий предлагает свой совет, каких ошибок следует избегать и как себя вести, чтобы повысить мотивацию.
Ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы. Такие родители обычно сравнивают достижения своих детей с достижениями других детей того же возраста. Зависимость успеха или неуспеха от прилагаемых ими усилий в учебе в расчет не принимается.
Ситуация 1
В очередной раз придя после родительского собрания, мать начинает отчитывать ребёнка, ставя в пример его одноклассника, вспоминая себя в его годы…
Вывод: Не сравнивайте своих детей с другими детьми того же возраста. Ставьте зависимость успеха или неуспеха в учёбе от прилагаемых усилий
Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в формате совета, а в виде приказа и навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность.
Ситуация 2
Мать жёстко контролирует каждое действие ребёнка во время домашней работы, использует тон приказа, «стоит над душой»…
Вывод: Во время выполнения домашнего задания нельзя использовать жёсткий тон приказа. Обязательно помогайте ребёнку советом
Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий. Мать, видя неудачи сына по русскому языку, тяжко вздыхает: "Он у меня, наверное, бесталанный. Я и сама в школе по русскому была не очень".
Если сын приносит из школы хорошую отметку, то отец никогда не скажет: "Молодец! Хорошо поработал". Скорее всего он скажет:"Тебе, наверное, просто повезло - вопрос достался легкий".
Ситуация 3
Мать, видя неудачи сына по русскому языку, тяжко вздыхает: "Он у меня, наверное, бесталанный. Я и сама в школе по русскому была не очень". Когда же сын приносит из школы хорошую отметку, то она сказала: "Тебе, наверное, просто повезло - вопрос достался легкий".
Вывод: Нельзя объяснять неудачи по тому или иному предмету отсутствием способностей. Посоветуйте в приложить больше старания, терпения, времени, внимания.
Порицание за неудачу, равнодушие при успехе. Родители детей, стремящихся избежать неудачи, то есть боящихся получить плохую отметку в школе, редко хвалят своих детей за их достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство. Один мальчик однажды спросил свою вечно им недовольную маму:"Почему ты меня всегда ругаешь и никогда не похвалишь за мои успехи, ведь они есть и я учусь не хуже других?" На что его мама ответила:"А зачем за хорошее хвалить - это и так видно. Вот о плохом говорить надо, чтобы его искоренять!"
Ситуация 4.
Родители редко хвалят своих детей за их достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство. Один мальчик однажды спросил свою вечно им недовольную маму: "Почему ты меня всегда ругаешь и никогда не похвалишь за мои успехи, ведь они есть и я учусь не хуже других?" На что его мама ответила: "А зачем за хорошее хвалить - это и так видно. Вот о плохом говорить надо, чтобы его искоренять!"
Вывод: Нельзя только ругать при неуспехах, а удачи воспринимать равнодушно. Почаще хвалите детей даже за небольшие успехи.
При более тщательном рассмотрении психологии таких родителей выясняется, что они придерживаются преимущественно авторитарных методов воспитания и неуспехи их детей служат им хорошим поводом для проекции на них собственного напряжения и раздражения.
Сформированная таким образом в детстве мотивация избегания неудачи впоследствии будет пронесена через всю жизнь. Взрослый человек будет бояться достичь успеха или не особенно стремиться к нему, ибо его заниженная самооценка, сформированная родителями , будет препятствовать этому.
Совет, который можно дать матерям, желающим, чтобы их дети в жизни добились успеха: "Хвалите своих детей за малейшие успехи. Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки приносят они со школы. Давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием".
Литература.
В.И.Петрушина "Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя"/М.: Центр "Педагогический поиск", 2001
Презентация "Как повысить мотивацию учащихся"
PPTX / 108.65 Кб
Кияйкина Наталья Федоровна
Стригачева Татьяна Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна