12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сурнева Римма Николаевна448

Как развивать и поддерживать интерес к учебе (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

       Мотивация - двигатель всего учебного процесса. Но как тяжело его запустить! Универсального рецепта для появления желания освоения новых знаний, повторения уже изученного нет и быть не может. Работая в среднестатистической общеобразовательной сельской школе уже не один десяток лет, освоив немыслимое количество методик преподавания, внедрив не одну программу, изучив с учащимися разнообразные подачи программ русского языка и литературы, я, путем проб и ошибок, накопила несколько действенных методов мотивации учащихся.

Считаю, что способы работы над заинтересованностью ребят на уроках существуют самые разнообразные.

      Во-первых, ребята, находясь на уроке, должны понимать, что путь к успеху лежит через активность: будешь участвовать в каждом этапе урока-тебя ждёт приятная награда (похвала, положительная оценка). Логичен вопрос: как ученику контролировать своё участие? Для этого готовлю раздаточный материал (маршрутный лист урока, где прослеживаются этапы, в которых можно ребёнку самостоятельно оценить свою активность). По результатам самооценки можно определить насколько ребёнок реально оценивает свои результаты и нужно ли вмешательство в эту оценку. 

Во-вторых, ребята среднего звена неплохо самостоятельно оценивают работу одноклассников. Поэтому стоит в этом возрасте уже почаще использовать работу в группе. При такой формате работы стоит варьировать личностные качества каждого из участников. Необходимо достаточно долгое время выделить анализу работы, чтобы ребята в группе указали на объем освоения материала. Похвала и оценка одноклассников в подростковом возрасте часто ценится выше, чем слова учителя. Этот момент стоит использовать во благо учебному процессу. В старших же классах учащиеся уже настроены не столько на оценку, сколько на готовый продукт. Такая работа их учит как работать в команде, так и брать ответственность за качество той части работы, которую он должен выполнять. 

      Третьим приёмом работы с классом в плане мотивации является работа с родителями. Да, именно родительская поддержка и заинтересованность в результате учебного процесса несёт 50 % результата от работы в классе. Ведь чаще всего беседа о школе с родителями у ребёнка ограничена ответом на вопросы об оценках, полученных в течение дня. А в действительности важна информация, полученная на уроке. Именно правильным вопросам я учу родителей на первых родительских собраниях :что нового узнал(а) за день? Какой урок и чем был интересен? Именно эти вопросы помогут в дальнейшем совместно с ребёнком говорить о выборе хобби, кружка по интересам, профессии. 

      И наконец, для меня самый трудоёмкий процесс в развитии интереса  к учебе - это работа с детьми из семей, в которых детей недооценивать собственные родители, где планка в их образовании на будущее уже в 7 классе ограничена уровнем ближайшего колледжа по окончании 9 класса. Естественно для ребёнка, мама которого уже просчитала его жизненный путь на 10-15 лет вперёд, нет смысла стремиться к "звездам". Успеваемость падает, и пока докопаешься до причин апатии, можно и потерять ученика. Это работа не одного дня: беседы с родителями, с учащимся, работа с психологом.. Но могу сказать, оно того стоит. Эти ребята, которые сами пришли к осмысленной цели в жизни, как никто мотивированы на успех. Они становятся в будущем гордостью семьи, школы, района. Их ставлю в пример подрастающему поколению. Они приходят в школу уже состоявшимися профессионалами, своими беседами помогают мотивировать учащихся школы, как бы говоря: "Я смог, и у тебя получится". 

      Работа над мотивацией учащихся в учебном процессе - это нелёгкий и кропотливый труд. Существует огромное количество способов и приемов работы с детьми в этом направлении, и каждый педагог идёт своим путем к достижению цели - появление желания у ребёнка осваивать знания, применять их в жизни. Надеюсь, что мои рекомендации кого-то заинтересуют, и наше будущее будет в надёжных неравнодушных руках молодого поколения. 

Дата проведения:  6 января 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.