Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. СУРХ- ДИГОРА
Обобщение педагогического
опыта работы учителя
русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Сурх- Дигора
Гетоевой Людмилы Тадиозовны
(стаж работы- 41 год, образование
высшее,1 квалификационная
категория).
Тема: «Развитие познавательной активности
учащихсяна уроках русского языка».
2022 год.
Русский язык - предмет достаточно трудный. Даѐтся многим детям тяжело, и, как правило, теряется интерес к его изучению. Русский язык является обязательным предметом на ЕГЭ и ОГЭ, поэтому необходимо формировать прочные знания учащихся, а УМК не развивают интерес к предмету. На современном этапе дети увлечены компьютерными играми, телепередачами, мало читают, их речь не развита. Для поддержания интереса к предмету, положительной мотивации должна быть использована система эффективных уроков.
Актуальность проблемы.Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе заниматься дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».
Несмотря на то что данная проблема известна давно, актуальность ее в настоящее время неоспорима, так как для каждого учителя результативность его труда складывается из эффективности урока и путей повышения качества преподавания, а это достигается различными «находками» педагогов. Но какие бы приемы и методы ни рождались, они будут малоэффективны, если в процесс овладения знаниями не будет вовлечен ученик, если приобретение знаний не станет для него делом нужным, важным, интересным. Именно поэтому первостепенная роль на уроках русского языка должна принадлежать тем приема и методам, которые развивают познавательную активность и формируют интерес обучающихся к предмету.
Развитие познавательной деятельности - это не только одно из главных требований совместного процесса обучения, но и очень важный фактор в свете формирования личности: если ученик самостоятельно научится решать поставленные задачи, анализировать факты, делать соответствующие выводы, тогда можно говорить о сознательном освоении знаний и их прочности.
Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие - запоминание - сохранение - воспроизведение - интерпретация полученных знаний. Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех этих этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на созданные педагогом условия может проявиться и на каком-либо одном из этапов.
В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка. В современных условиях, когда объѐм необходимых для человека знаний быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить умение самостоятельно пополнять знания.
Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Далеко не все учащиеся умеют работать с учебником, словарями, не умеют
сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.
Всѐ это заставляет искать эффективные средства активизации образовательного процесса.
При этом решаются следующие педагогические задачи:
Формирование ведущей деятельности школьника, наличие у него таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность; готовность к дальнейшему образованию.
Формирование общей культуры ребѐнка, способность
самостоятельно добывать и применять знания, умение строить высказывание.
Ведущая педагогическая идея.Для повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка я использую как проверенные временем традиционные, так и
различные инновационные приѐмы, методы и формы (элементы личностно- ориентированного обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, интерактивные приѐмы: работа в парах, «мозговой штурм ; элементы уроков словесности, тестовые задания, ИКТ и т.д.).
На уроках учитывается важность межпредметных связей, деятельностного подхода в обучении. Также используются игровые моменты, развивающие творческую активность школьников, увлекающие в интересную страну русского языка, помогающие легко запомнить новые правила. На этапе
«Мотивация» предлагаются различные формы работы, дающие возможность провести параллель с современной жизнью, заинтересовать учащегося в
результатах работы, подумать о том, в какой ситуации эти знания и умения могут понадобиться.
С целью дифференцированного подхода к обучению разным группам учащихся даются различные по степени трудности домашние задания, при этом развиваются творческое мышление, креативный подход к решению различных лингвистических ситуаций, переосмыслению теоретических данных.
Теоретическая база опытаВ Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными
источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения
современных задач образования является формирование ключевых
образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится русскому языку.
Перед школьным учителем русского языка остро стоит проблема
необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний, соответствующую
современным Российским и международным требованиям.
Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков русского языка рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников
образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик». На уроках языка формируются прежде всего коммуникативная, учебно-
познавательная, языковая лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Наиболее значимыми для меня являются следующие концептуальные идеи:
сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
завершѐнности или ориентации на высшие для каждого конкретного ученика конечные результаты;
уровневая дифференциация.
Выдвижение на первый план воспитательного, развивающего и познавательного аспектов обучения готовит к сдаче ГИА и ЕГЭ, развивает навыки самоконтроля и самооценки.
создание условий для развития личности ученика, для социализации,
умения адаптироваться; научить учиться, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые
становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как знания.
Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль
взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта,
управляющего поисковой работой учащихся;
организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека.
Я работаю в школе 40 лет. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности ученика, еѐ активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.
Для достижения данной цели необходимо:
активизировать познавательную деятельность ученика (через организацию самостоятельной познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время, применяя различные методы и формы организации учебной
деятельности);
прививать любовь к предмету через систему эффективных уроков;
приобщать к духовному богатству и красоте русского слова (на основе уроков творчества, творческих мастерских).
Стараюсь создавать на уроке благоприятный эмоциональный фон. Это вселяет в ребѐнка уверенность, что к нему хорошо относятся. Поощряю любое проявление инициативы, желание высказаться.
Особенно эффективно учебно-познавательная компетенция развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию
и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе
активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя
фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает
учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование технологии критического мышления дает возможность, во-первых, по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктив-ного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики информационного текста и художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планиро-вании учебного материала. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на наш взгляд, способствует развитию диалогического мышления, обогащению словарного запаса и грамматиче-ского строя речи, развитию творческих способностей учащегося по созданию текстов разных стилей, типов, жанров, необходимых современному человеку. Я использую на уроках элементы ТРКМ. Это синквейны, кластеры,«толстые» и «тонкие» вопросы.
Создание синквейна – стихотворная форма рефлексии.
Слово ―синквейн – французское, обозначающее ―пять строк‖. При его написании существуют определенные правила.
Первая строка – понятие (имя существительное)
Вторая строка –2 определения, характеризующие это понятие.
Третья строка –3 глагола.
Четвертая строка – предложение об этом понятии.
Пятая строка – синоним к первой строке, характеризующее суть предмета или объекта, вывод (имя существительное или словосочетание).
Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач.
Во-первых, изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой.
Ребятам нравится творить.
Во-вторых, этот прием позволяет проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы. Например, синквейн можно использовать при изучении темы «Текст» в 6 классе.
Текст.
Стройный, красивый.
Рассказывает, отражает, повествует. Содержит тему и основную мысль.
На уроках закрепления и обобщения по теме часто использую приѐм кластера, например, по темам «Имя существительное», «Имя
прилагательное» и др. Кластер-это графическая организация материала,
составление которого заставляет учащихся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
При формировании данного вида компетенций мной используются тестовые конструкции с информационно – познавательной
направленностью; тестовые конструкции, составленные учащимися; тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы я предлагаю игровые и конкурсные ситуации следующего характера. Как повысить эффективность урока? Какими
способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство — игра.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.
Педагогическая игра обладает существенными признаками:
четко поставленная цель обучения и воспитания;
вовлечение всех учащихся класса;
управление ходом игры;
сочетание индивидуальной и коллективной работы;
подведение итогов и оценивание;
повышение познавательной мотивации учащихся.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся
раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации
реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.
Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся.
Игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении
конкретных обязанностей, приучает быстрее осознать и анализировать результаты своей деятельности.
Развитие интереса – это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определѐнном сочетании и взаимосвязи. Поэтому нестандартные уроки включают в себя не только различные формы, но все типы, методы, приѐмы, технологии. Можно использовать различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки -
соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, напоминающие публичные формы общения или имитирующие деятельность учреждений и организаций (пресс-конференция, устный журнал и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (« Путешествие в страну Фразеологию» и т.д.)
Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность
условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной
монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность.
Пример 1: Игра «Змейка». Игру начинает один учащийся, за ним«змейкой» по ряду каждый учащийся называет пословицу по заданной теме. Или по очереди учащиеся выходят к доске и записывают слова с заданной
орфограммой. Выигрывает тот ряд, который быстро и правильно справился с заданием.
Например: первый ряд по очереди называет качественные прилагательные, второй – относительные прилагательные,
третий – притяжательные прилагательные.
а) р…стение б) прил…гательное в) заг…реть г) г…ристая (местность); а) пр…стройка б)пр…ехать в) пр…лечь г) пр…ступник и т.д.
Мини-тесты.
Укажите имя существительное:
а) трудиться б) трудовой в) труженик г) трудно
- Укажите имена собственные:
а) Алѐнка
б) «Алѐнка» (шоколад) в) воробей
г) одессит
- Укажите одушевлѐнные имена существительные:
а) дерево б) собака в) человек г) общество
- Укажите, какого признака нет у имени существительного:
а) рода
б) времени в) падежа
г) склонения
- Укажите существительное общего рода:
а) народ
б) молодѐжь в) симпатяга г) бумага
- Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
а) плоскогубцы б) ножницы
в) гвозди г) молоко
Блиц-турниры. Игра проходит в быстром темпе: учитель говорит историзм, учащиеся - современное слово.
Длань- Чело- Ланиты- Очи-
Перст- Зеница- Выя- Десница-
Сегодня, я считаю, компьютер на уроках русского языка не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:
при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
для оптимального закрепления изученного материала,
для улучшения контроля знаний учащихся,
для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.
Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым
распространѐнным или популярным средством ИТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором
заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.
Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.
При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно - различных ситуациях.
Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при
объяснении нового материала я использую презентации с опорными схемами, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся
теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который
содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.
Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью
учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант
применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока- открытия.
Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке
презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе
демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.
Привычные для детей такие способы контроля знаний, как
контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах. Можно провести это в форме кроссворда.
Например, удачным был урок – кроссворд « Односоставное предложение» в 8 классе.
Также я использую различные виды групповой работы. Занятия в группах предполагают обязательное равномерное присутствие в каждой группе
учащихся с различным уровнем обученности. Группы могут быть как постоянного состава, так и меняющегося (в зависимости от целей и задач урока, степени сложности, уровня усвоения материала, пожеланий учащихся).
Методы и приемы в рамках групповой работы:
в их числе:
самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися).
Например, при обобщении знаний по теме «Имя существительное» делю класс на 4 группы. Задания группы получают поэтапно. 1 этап –
теоретический (составить рассказ с примерами «Существительное - это…»,
«Способы образования существительных», «Правописание частицы НЕ с
именами существительными», «Правописание О-Е после шипящих в именах существительных»), 2 - практический (списать текст, объяснить
орфограммы, разобрать морфологически имя существительное), 3- творческий (используя иллюстрации, составить текст с орфограммами, изученными в теме «Имя существительное»).
Напиши как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова (искусство).
Найди «родственников»: завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль и т. д.
Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх.
В конце урока ассистенты подводят итоги: какая группа работала активно, плодотворно, какие задания вызывали затруднения. Оценки выставляются под руководством эксперта, который видел, как работает каждый ученик.
любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества». («Энциклопедия одного слова»: лексическое значение слова, слово и его родственники и т.д.)
Группы: филологи, историки, психологи.
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как
конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это
создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности;
осваивает способ познания и механизм обретения Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Например, чем различаются имена прилагательные татарский (конь) и
страшных (скал)?
Для чего мы выполняем работу над ошибками? Какие последствия влекут непонятные ошибки?
Зачем в конце каждой темы мы изучаем морфологический разбор той или иной части речи?
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Познавательный интерес уч-ся формируется и на уроках – практикумах:
этап. Репродуктивная деятельность: усвоенные знания применяются в аналогичных условиях. Цель: подготовить уч-ся к выполнению более
сложных заданий. (Разные виды разбора, составление схем, расстановка знаков препинания в тексте)
этап. Выбор языковых средств по образцу с изменением языкового
материала. Цель: закрепить достигнутое, формировать умение применять знания в различных ситуациях. ( Работа по образцу, но условия еѐ выполнения сложнее, т.к. требуется изменение текста, а значит,
усложняется и логическая работа. На данном этапе предлагаю такие задания, как переконструирование предложений, замена одних
синтаксических конструкций другими, изменение форм при списывании, вставка букв и т.д.). Например, из двух простых предложений нужно
составить сложносочинѐнное, сложноподчинѐнное и бессоюзное
предложение. Словосочетание с несогласованным определением перестроить в словосочетание с определением согласованным:
сияние луны - лунное сияние и т.д.
Перестроить двусоставное предложение в односоставное безличное : Я загрустил. – Мне грустно и т.д.
этап. Частично-поисковая деятельность. Цель: обучение творческому
использованию языковых средств. Например, составить словосочетания по определѐнным схемам на тему «Школа».
Именно такая структура объясняется тем, что обеспечивается поступательное движение от выполнения простых заданий по образцу к поисковой
деятельности.
Результат уроков – практикумов является развитие познавательных качеств личности.
При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные
слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение
слова? Для детей 11-12 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдѐм в
собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность,
логическое мышление.
Учебные задания усложняются постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.).
Вопросы нужно ставить в обобщѐнной форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Обязателен поиск,
обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребѐнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью
содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя
торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учѐбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление
схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Работа в группах заставляет ребят добросовестнее готовиться к урокам, чтобы не подвести всех.
Очень интересно повторение пройденного в форме урока – кроссворда, т.к. многие дети любят их решать.
Исследовательская работа «Энциклопедия одного слова»
( Слово исследуется с точки зрения каждого из разделов науки о языке: - слово и его лексическое значение; слово его родственники (т.е.
однокоренные слова) и т.д.). Для выполнения работы уч-ся потребуется помощь различных словарей, справочников. Развивается кругозор ребѐнка. Это творческий поиск ученика.
Рассмотренные выше методы и приѐмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию.
Адресная направленность.Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способным к скрупулѐзной, требующей больших временных затрат работ.