12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог или формулируется новая мысль по поводу сказанного (например, об актуальности характера, подобного Наташе, в современной жизни и литературе).

Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т. е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль.

Можно выделить два основных вида заключения.

Заключение-вывод важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного; она должна включать не только краткое повторение предыдущих умозаключений, но быть именно обобщением, нести в себе нечто новое.

Заключение-следствие — материал «раздвигающий» рамки материала основной части, часто — литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников

Алгоритмы заключения

Заключение, в отличие от вступления, может носить более стандартный характер. Оно может подходить сразу к нескольким темам, поскольку содержит в себе самые общие выводы, относящиеся к писателю и. произведению (жанровое своеобразие, романтизм/реализм, инди­видуальные особенности писателя).

Для заключения можно использовать следующие алгоритмы:

Подведение итогов. Используется формула типа:

«Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы». После этого очень кратко излагается все содержание сочинения (основные тезисы), но по возможности другими словами. Рекомендуется отредактировать это на черновике. Как правило, этим алгоритмом нельзя ограничиться, иначе заключение выглядит слишком «куцы.м».

Заключение, симметричное вступлению. Если во вступлении использовался алгоритм типа. «Анализ предложенной темы поможет увидеть...», то в заключении можно раскрыть, что же он помог увидеть. Вступление выглядит как постановка вопроса, а заключение - как ответ на него.

Например, во вступлении к сочинению «Изображение природы в лирике В. А. Жуковского» говорилось:

«Анализ предложенной темы поможет увидеть жанровое своеобразие лирики Жуковского и особенности его художественного метода». В заключении можно сказать:

«Таким образом, па основе анализа изображения природы видно, что в поэзии Жуковского сочетаются элементы сентиментализма и романтизма. Среди важнейших жанров, в которых реализуются его творческие установки, пейзажная миниатюра или элегия, в которой изображение природы получает сложную философскую перспективу».

Обратим внимание, что предложенная тема («Изображение природы») в заключении рассматривается как один из примеров, на которых можно проследить общие закономерности поэтики Жуковского.

Можно использовать формулу типа: «На примере этой темы мы увидели...»

Выход за пределы темы. Заключение можно понимать как «вывод», т. е. текст, выводящий за пределы предложенной темы в более общую проблематику. Это делается в сочетании с предыдущими двумя алгоритмами (подведение общих итогов).

Для этого можно использовать следующие алгоритмы:

1. Переход к другой теме. В сочинении «Изображение природы у Жуковского» был сделан вывод о романтическом характере его поэзии. Но можно закончить его и такими словами: «Романтический характер поэзии Жуковского проявляется многообразно, и особенности пейзажа - лишь один из примеров. Интересный материал к этой проблеме можно получить при анализе других аспектов поэзии Жуковского, например фольклорных мотивов его творчества. Это могло бы стать темой другого сочинения. Последняя фраза может использоваться при написании концовки.

2. Переход к другим произведениям, писателям. Например, обозначить, в каких последующих произведениях писатель обращался к той же теме. Или: какие писатели продолжили эту традицию и т. д.

Следите за тем, чтобы этот переход не выглядел нарочитым или бессмысленным. Например, если вы писали сочинение на тему «Образ поэта в лирике А. С. Пушкина» и ни с того ни с сего закончили его фразой: «В дальнейшем к этой теме обращался и Некрасов», — это может вызвать недоумение. («При чем тут Некрасов, почему именно он, а не Лермонтов или Фет?») Но если вы поставите проблему сопоставления лирики Пушкина и Некрасова (и эта проблема как-то вырастает из сказанного в сочинении), тогда можно включить это в вывод. Только постарайтесь точно сформулировать, в чем состоит проблема «Некрасов и Пушкин»: например, влияние Пушкина на Некрасова или полемика Некрасова с Пушкиным. Дать это несколькими словами, чтобы вывод не превращался в начало нового сочинения.

Иногда требуется указать на целый ряд писателей, продолживших традицию. Но это не должно выглядеть нарочито, например: «В дальнейшем к этой теме обращались такие писатели, как Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лесков, Толстой, Достоевский, Чехов». Это производит впечатление бессмысленного ряда. Лучше всего кратко обозначить для каждого имени свой контекст. Например, если вы писали сочинение на тему «Нравственная проблематика романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», то в заключении можно сказать: «В дальнейшем тема «лишнего человека» оказывалась в центре сюжетов таких романов, как «Об­ломов» И. А. Гончарова или «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Проблема внутреннего конфликта добра и зла в душе человека, размышления о природе нравственности составляют основу философских романов Ф. М. Достоевского. Диалектика свободы и необходимости, вопрос «фатализме» и предопределении важны для Л. Н. Толстого в романе «Война и мир». Таким образом, «Герой нашего времени» предвосхищает важнейшие традиции русского реалистического романа».

Сочинение на тему «Образ поэта в поэзии А. С. Пушкина» можно закончить так: «В дальнейшем мотивы, связанные с этой темой, по-разному продолжались русскими поэтами. Трагический конфликт поэта с толпой присутствует в поэзии Лермонтова. Тема поэта -пророка и гражданина унаследована Гоголем и Некрасовым, а идея чистого искусства Фетом. Понимание поэта как «жреца», а творчества как таинства, мистерии, присутствует в поэзии символизма (например, у Блока). Таким образом, на примере этой темы видно, что в лирике Пушкина русская поэзия черпала свои истоки, и многие ее темы берут начало именно в его творчестве».

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.