12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Как сделать хорошее вступление?

Для начала переименуем «вступление» во «введение». Само переименование очень важный ритуал. «Вступление» - это начало школьной письменной работы. «Введение» это начало курсовой работы, диплома, кандидатской или докторской диссертации, научной статьи, монографии.

Любое введение имеет свой стандарт. Оно должно быть написано по жесткой заданной форме. Ваше сочинение - это маленькая литературоведческая статья, оно тоже имеет свой стандарт. Никто не говорил об этом стандарте, но он подразумевается.

Умение правильно использовать тот или иной стандарт - это признак научной грамотности и культуры мышления.

Трафарет помогает построить форму, композицию, а также наметить примерный ход мыслей для введения.

Даем три алгоритма. Вы можете использовать их вместе (желательно в нашем порядке) или по отдельности. Вы можете их совсем не использовать, если у вас нет проблем с введением.

Алгоритм 1. «Подступ» и как важный его элемент — «расширение». Дайте краткую предысторию вопроса, расширьте предложенную тему на одну логическую ступень.

Тема «Образ Петра в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Порассуждайте о теме Петра в русской культуре, в творчестве Пушкина.

Тема «Образ Москвы в романе Л. П. Толстого «Война и мир». Расскажите о московской теме в русской литературе.

Тема «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Порассуждайте о реалистических принципах изображения всех персонажей в этом романе, а потом уже переходите к женщинам.

Укажите на традицию, на истоки, на предысторию. Эти слова должны прозвучать: «Укажем на истоки» или можно без «укажем»; «Тема... берет начало....».

Этот алгоритм используется, если вы хорошо знаете проблему (иначе получится «вода», бессодержательные заклинания о том, что эта тема «очень важна и имеет большое значение») и если тема достаточно узко сформулирована и легко расширяется на одну ступень.

Результат: продемонстрируете ваш кругозор, красиво начнете сочинение.

Примечание: Подступ не обязательно должен быть расширением темы на одну ступень. Вы можете, например, начать с разговора о жанре, стиле, литературных те­чениях.

Алгоритм 2. «Разбиение». Смысл этого алгоритма - ввести в ваше вступление элемент анализа. Скажите, что данная тема имеет «два аспекта», «три направления», «четыре стороны», «шесть уровней осмысления» и т. п. Предложите логическое расчленение, классификацию материала.

Например, тема «Система образов / персонажей и т. п.». Разделить этих персонажей на группы можно по разным признакам. По роли в сюжете — две группы, по авторскому отношению — еще две группы, по средствам и приемам изображения делятся еще на три группы. В отдельную группу можно выделить женские образы или персонажи, которые изображаются преимущественно на фоне пейзажа, или тех, у кого есть портрет и у кого нет портрета.

Разделив материал на группы, получаем план сочинения. Можно использовать
выражения типа: «В сочинении мы рассмотрим сначала ………………..потом.............. потом.

В этом нет ничего плохого. В целом, лучше суховатый стиль, чем «вода»!

Результат: такое вступление - то же самое, что и план. Очень помогает раскрыть тему.

Пример 1: «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Эту тему можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, необходимо рассмот­реть Хлестакова как сюжетный персонаж, в его отношении к другим характерам и к интриге. Это поможет нам определить место Хлестакова в сюжете комедии, С дру­гой стороны, чтобы определить понятие «хлестаковщина», следует говорить отдельно о Хлестакове как самостоятельном характере, сравнивая его с героями других произведений Гоголя.

Пример 2: «Образы молодых людей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чему нас учит эта тема (обоснование темы, как в любой научной работе — это входит в стандарт) Чем она привлекает современного исследователя или читателя?

«Анализ предложенной темы поможет нам увидеть...» Это как бы начало фразы. Дальше вы запишете возможные варианты окончания этой фразы.

Это могут быть разные положения, но они всегда имеют литературоведческий характер. Ваша цель — дать литературоведческий взгляд на проблему, но не оценку героев (плохой, хороший), не оценку эпохи (этим занимается история) и т. п. Частные оценки могут быть в середине сочинения, но не во вступлении.

Трафареты продолжения фразы:

МЕСТО (романа «Евгений Онегин») в ТВОРЧЕСТВЕ (А. С Пушкина), в его
творческой ЭВОЛЮЦИИ.

ТРАДИЦИИ русских писателей и НОВАТОРСТВО (В. В. Маяковского в пьесе «Баня»).

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ комедии («Горе от ума»), почему это КОМЕДИЯ и К КАКОЙ РАЗНОВИДНОСТИ комедий она относится.

СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО (художественного) ОБРАЗНОГО МИРА (М.Ю. Лермонтова).

5. ПО ПОВОДУ «-ИЗМОВ» (стилей, течений направлений).

Например:

почему стиль Н. В. Гоголя называли «фантастическим реализмом»;

в чем состоит своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова,

какие приемы и средства позволяют достичь социально-психологической достоверности в реалистическом романе И. А. Гончарова «Обломов»;

- как виден в процессе написания «Онегина» переход А. С. Пушкина от романтизма к реализму;

как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность, достоверность;

почему В. А. Жуковского относят и к сентименталистам, и к романтикам

6. Своеобразие СЮЖЕТА и КОМПОЗИЦИИ роль тех или иных СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.

7. Своеобразие взаимоотношений между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ.

8. ПРИЕМЫ и СРЕДСТВА, с помощью которых АВТОР выражает свое ОТНОШЕНИЕ к такой-то ПРОБЛЕМЕ.

9. Своеобразие (чеховского) ЮМОРА, отличие ЮМОРА от САТИРЫ.

Таких окончаний фразы «Анализ предложенной темы поможет увидеть...» будет очень много. Их можно разнообразить и сочетать с первыми алгоритмами. Это последнее предложение введения является связующим между введением и основной частью. Именно оно ставит творческую задачу сочинения. Это как бы вопрос, ответ на который должен содержаться в заключении. Не четко поставленная во вступлении творческая задача или ее отсутствие затруднит написание заключения, так как введение и заключение взаимодействуют как ВОПРОС и ОТВЕТ. Если не сформулирован вопрос, не будет на него ответа.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.