О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАНИИ…
ТЕЗИСЫ.
1) Образовательная система в широком смысле слова является социальной системой, направленной на воспроизведение человеческой культуры через развитие подрастающего поколения. В такой системе активно провозглашается, что результатом образовательного процесса должен явиться свободный человек как творческая личность. Духовность, творчество. развитие и саморазвитие трудно поддаются количественной оценке, нет критерия для их измерения в (???) единицах, а, значит, система насаждает количественный контроль за тем, что можно измерить в баллах, отметках, процентах.
2) Балльная система оценки пришла в Россию из Германии и была неоднозначно воспринята учителями. В «Вестнике воспитания» №3 за 1901г. на стр.149 написано: *Необходимость оценивания отвлекает учителя от основных обязанностей и превращает урок в скучное выспрашивание* и *Оценка в баллах есть зло, которое нужно немедленно ликвидировать.*
И там же: *Ученик видит в учителе контролёра, который иногда ошибается, а иногда его можно обмануть.*
3) В годы революции балльная оценка была отменена, но чиновники от образования быстро разобрались, что контролировать, сравнивать и вообще вести статистику затруднительно, поэтому достаточно быстро количественное оценивание вернулось в школу, а во времена Сталина, т.е. более полувека тому назад, в школах были соответствующими постановлениями закреплены институт классных руководителей и бальная система оценивания. За прошедшие годы никаких кардинальных изменений не произошло.
4) Все законы об образовании, меняя суть образования, цели, задачи, оставляют как незыблемое отметки «1,2,3,4,5». В частных методиках расшифровано сколько и за что ставить, какие ошибки грубые, а какие нет.
5) В апреле 1999 г. был утвержден «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования», который предполагает единый базовый уровень знаний учащихся по каждому предмету. В настоящее время поэтапно вводятся ФГОСы второго поколения.
6) Стандарт фиксирует уровень усвоения знаний, воплощённый в умениях применять полученные знания и добывать новые. Это умения:
репродуктивного уровня,
логические и реконструктивные,
творческие, связанные с решением нестандартных задач.
Каждый уровень стандарта содержания должен различаться по объёму и уровню их усвоения.
7) В таких условиях деятельность преподавателя существенно усложняется, её можно представить пространственной моделью, у которой тремя осями являются: уровни содержания обучения (ось абсцисс), уровни преподавания (ось ординат), уровни учения (ось аппликат).
8) Пятибалльная система оценивания применяется в большей части учебных заведений, особых критериев для школ и классов с углубленным изучением предметов нет, однако, выставляя ученику оценку 1,2,3,4,5, следует четко определиться с уровнем содержания обучения, уровнем преподавания, уровнем учения. В школах и классах с углубленным изучением предметов эти уровни должны быть высоки. Используя образное сравнение, можно сказать, что между типовой школой и ими такое же отличие, как между институтом и университетом: в подходе, в стиле, в качестве, в глубине.
9) Существуют и другие системы оценивания: 12-бальная, рейтинговая и др.
10) Существующая система оценивания исследуется и нуждается в реформировании.
Ждем Ваших предложений!
Лихина Елена Викторовна
Потамошнева Наталья Алексеевна